Выходу из кризиса благоприятствовали и некоторые «системные» качества армянского общества – его этническая однородность, отсутствие этноадминистративных образований, высокий уровень общественной солидарности по всему кругу национальных проблем, достигнутая благодаря этим факторам политическая стабильность. Одновременно Ереван изначально стремился к мобилизации всех наличных у него внешнеполитических возможностей: Армения первой из «неславянских» республик бывшего СССР заявила о готовности присоединиться к беловежским соглашениям; уже 29 декабря 1991 г. ею был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности с Россией; в дальнейшем Ереван выступал одним из самых активных участников большинства договоров, заключавшихся в СНГ. В сентябре 1992 г. Россия и Армения заключили соглашение о статусе пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения; в марте 1995 г. - о размещении российской военной базы в Армении.
Весь первоначальный период независимости главной проблемой Армении был Карабах. Формально два государства – Армения и Азербайджан – не объявляли войну друг другу, фактически же национальные армии вели полномасштабные военные действия. Летом 1992 г. в войне обозначился перелом в пользу Армении: армянские силы захватили азербайджанский город Сушу, вошли в Нахичевань и скоро овладели Лачином, обеспечив тем самым свободный коридор между Арменией и Карабахом. Весной 1993 г. под контролем армянских соединений находилось от 15% до 20% территории Азербайджана.
При таком развитии событий военное разрешение конфликта становилось невозможным, и в мае 1994 г. стороны при посредничестве России пошли на подписание соглашения о прекращении огня, а в июле того же года заявили о своей приверженности целям политического урегулирования конфликта; основные миротворческие функции при этом взяли на себя ОБСЕ и Россия1. Хотя с тех пор имело место множество периодических нарушений соглашения о прекращении огня, по пути эскалации конфликт уже не развивался: война, длившаяся 5 лет и унесшая с собой, по различным оценкам, от 15 до 25 тысяч жизней, закончилась, - начался поиск путей политического разрешения нагорно-карабахской и армяно-азербайджанской проблемы2.
С прекращением войны экономика Армении стала на путь нормализации: уже в 1994 г. республика стала одной из первых стран СНГ, где был зарегистрирован экономический рост; к 1998 г. ежегодные темпы увеличения ВВП достигли 6%. Систематически ускорялись темпы приватизации в республике, - к 2000 г. процесс завершился на уровне не только мелких и средних, но и крупных предприятий. Со времен транспортно – экономической блокады, в которой республика находилась первые годы своей независимости, здесь проводилась строгая политика ресурсо – и энергосбережения, что позволило армянскому энергетическому сектору уже в 1996 г. экспортировать электричество в Грузию. При всем этом республика все еще не преодолела ситуации своей территориальной изоляции, что ставит под вопрос и ее экономические перспективы1.
Между тем неожиданно для внешних наблюдателей серьезные изменения произошли во внутриполитической жизни Армении. В феврале 1998 г. подал в отставку Л.Тер-Петросян - к тому времени едва ли не последний из тех лидеров, что пришли к власти в 1990-1991 гг.; в марте того же года президентом был избран Р.Кочарян2. Ситуация, наряду с прочим, продемонстрировала важность проблемы Карабаха для армянского общества: в вину Л.Тер-Петросяну оппозиция вменила «уступчивость» и чуть ли не «предательство» в карабахском вопросе, в то время как на самом деле имело место стремление как можно скорее урегулировать проблему. Одновременно Армения в очередной раз продемонстрировала стабильность своей политической системы, где Р.Кочарян стал уже вторым главой исполнительной власти, занявшим этот пост путем нормальных президентских выборов. С новым президентом, опирающимся на более широкую совокупность политических сил, чем это было у его предшественника, Армения сегодня является, возможно, политически наиболее стабильным государством СНГ.
Стабилен и внешнеполитический курс республики. В мае 1992 г. Армения стала членом Договора о коллективной безопасности СНГ, а в марте 1999 г. подтвердила свое участие в нем на очередные 5 лет. Республика является членом Экономического союза СНГ и участником большинства заключаемых в Содружестве соглашений. По своей территориальной удаленности от зоны действия Таможенного союза Ереван не присоединился к этому договору, к тому же еще в 1993 г. он инициировал процесс вступления в ВТО и получил здесь статус наблюдателя. Республика является членом ООН, ОБСЕ и кандидатом на вступление в Совет Европы.
Стабильно развиваются российско-армянские отношения. В сентябре 2001 г. в связи с празднованием в Армении 1700-летия принятия христианства в качестве государственной религии прошел первый официальный визит в Ереван президента России В.В.Путина, в ходе которого был подписан очередной пакет документов по сотрудничеству двух государств на период до 2010 г.
1. Менон, Р. После империи: Россия и южная часть ближнего зарубежья // США - Канада: Экономика. Политика. Культура. - М., 1999. - N 5. - С. 31-48.
2. Армения: проблемы независимого развития / Рос. ин-т стратег. исслед.; Под общ. ред. Кожокина Е.М. - М., 1998. - 592 с.
3. Республика Армения: проблемы социально-экономического развития //О-во и экономика. - М., 1999. - N 6. - С. 7-172
4. Панарин, С. Конфликты в Закавказье: позиции сторон, перспективы урегулирования, возможный вклад России // Вестн. Евразии = Acta Eurasica. - М., 1999. - N 1/2. - С. 113-126
5. Здравомыслов, А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 286 с.
6. Herzig, E. The new Caucasus: Armenia, Azerbaijan a. Georgia. - L.: N.Y. : Pinter, 1999. - X, 166 p.
7. Россия и Закавказье: поиски новой модели общения и развития в изменившемся мире: Материалы Круглого стола. Май 1999 / Лисов А., Аваков Р., Гнатовская Н. и др.; РАН. Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. - М., 1999. - 56 с.
Республика Азербайджан
В отличие от других республик СССР, Азербайджан не знал особо бурного перестроечного движения. Сложившийся здесь Азербайджанский народный фронт (АНФ) не был заметен, пока к руководству в нем не пришли люди с откровенно выраженной националистической и пантюркистской ориентацией; в 1989 г. лидер этих сил Абульфаз Алиев, позже принявший имя Эльчибей («посланец народа»), был избран председателем АНФ. Политическая жизнь в стране, однако, еще долго находилась под контролем Коммунистической партии Азербайджана, особенно после января 1990 г., когда вслед за армянскими погромами в Баку сюда были введены войска и штабы АНФ были разгромлены. В марте 1991 г. республика приняла участие в общесоюзном референдуме о перспективах нового союзного договора: 93% голосовавших высказались в поддержку Союза.
Как и по всему СССР, общественные настроения в Азербайджане резко изменились в дни августовского путча в Москве. 30 августа 1991 г. Верховный совет республики принял декларацию о независимости и избрал президента страны: им стал первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана А.Муталибов. Первые неудачи в карабахской войне, однако, повлекли за собой резкое падение авторитета Муталибова, и в мае 1992 г. АНФ добился его отставки. 7 июля 1992 г. на общенародных выборах президентом Азербайджана был избран А.Эльчибей.
Правительство А.Эльчибея радикально изменило внешнюю ориентацию Азербайджана: она стала протурецкой, прозападной, антииранской и антироссийской. Одной из первых акций нового кабинета стал выход из рублевой зоны и введение национальной валюты – маната; Баку при этом решительно отказался от участия в СНГ в каких бы то ни было формах. Государство шло по пути самоизоляции: отчасти это стало причиной и продолжающихся поражений в карабахской войне. В 1993 г. Азербайджан потерял контроль уже не только над Карабахом, но и над значительной частью территории вне его. Это и решило судьбу правительства Эльчибея: в стране вспыхнул военный мятеж, Эльчибей оставил Баку, и в июне 1993 г. сюда в качестве спикера парламента был приглашен Г.Алиев1. Осенью он был избран президентом, получив 98,8% голосов.
Для азербайджанского государства это означало очередную смену внешнеполитического курса. Г.Алиев совершил визит в Москву, где был подписан ряд документов о сотрудничестве двух государств. 30 октября 1993 г. республика вступила в СНГ. В отношении Карабаха появилось понимание того, что у Баку нет возможностей решить проблему военным путем и необходимо решать ее политическими средствами. Процесс, однако, оказался сложным и противоречивым.
В феврале 1994 г. при посредничестве России стороны карабахского конфликта заключили соглашение о прекращении огня. Дальнейшее продвижение к урегулированию проблемы оказалось заблокированным отказом Баку дать согласие на размещение российских миротворческих сил в Азербайджане и неспособностью сторон найти общеприемлемую формулу государственно-правового статуса Карабаха. Поиск этой формулы занял все последующие годы и не завершился до сих.