По состоянию на середину 90-х гг., Россия сохраняла свои военные базы во всех бывших советских республиках, за исключением прибалтийских государств и Азербайджана; из государств СНГ только Азербайджан и Молдова охраняли свои внешние границы собственными силами. При всем этом на встрече глав государств СНГ в мае 1995 г. под соглашением о защите внешних границ СНГ не поставили свои подписи пять государств – Украина, Молдова, Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан. (С точки зрения Украины, заявленной на этой встрече, «внешних границ СНГ не существует, есть только внешние и внутренние границы каждого отдельного государства»1). И в пограничных вопросах, как и в других областях общего интереса, уровень двусторонних договоренностей в СНГ оказался наиболее продуктивным.
Тем временем в Совете министров обороны СНГ шла разработка концепции военной безопасности СНГ. В феврале 1995 г. эта концепция была рассмотрена и одобрена на очередной встрече глав государств Содружества. Имея в виду сохранение сложившихся институтов военно-политического сотрудничества в СНГ, военная доктрина Содружества несла в себе один новый акцент - на усиление «регионализации» в вопросах коллективной безопасности. В частности, указывалось, что силы коллективной безопасности должны включать в себя: 1) вооруженные силы и другие подразделения отдельных государств; 2) региональные объединенные группировки войск; 3) совместное осуществление противовоздушной обороны. (В этой последней области военно-техническое сотрудничество участников СНГ оказалось наиболее успешным).
При всем том система коллективной безопасности СНГ нуждалась в серьезной реформе. В апреле 1999 г. шесть государств – Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан – подписали протокол о продлении Договора о коллективной безопасности на очередные пять лет. Протокол не подписали и из договора вышли, оценив его как «неэффективный», Азербайджан, Грузия и Узбекистан. В более компактной и солидарной системе отношений военно-политическое сотрудничество между ее участниками существенно активизировалось. Впервые за всю историю ДКБ, где основным методом взаимодействия изначально была консультативно - координационная работа, сегодня создается реальное военное формирование - Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР), в состав которых государствами – участниками выделено по одному батальону. В мае 2001 г. Совет коллективной безопасности СНГ на своем саммите в Ереване утвердил основополагающие документы, регламентирующие функционирование КСБР, назначил их командующего и начальника штаба. Особое внимание уделяется формированию КСБР в Центральной Азии, но проводится также работа по интеграции трех направлений коллективной безопасности – российско-белорусского, российско-армянского и центральноазиатского1. Интенсивнее всего сегодня развивается российско-белорусское направление: в ноябре 2001 г. Москва и Минск подписали пакет документов по созданию региональной системы ПВО, которые специалисты рассматривают как шаг к общей армии двух государств. В течение 2001 г. на территории СНГ прошел целый ряд широкомасштабных учений, реально продемонстрировавших резко возросший уровень военного сотрудничества в Содружестве.
5. Борьба с международным терроризмом и экстремизмом
Международные акции терроризма и экстремизма, такие события в СНГ, как серия взрывов в городах России, взрыв в Ташкенте, взрыв в бакинском метрополитене, захват заложников в Киргизии, террористические акты в парламенте Армении и многое другое – все это вплотную столкнуло государства СНГ с новым типом транснациональных угроз, исходящих из центров международного терроризма. Совместная борьба с терроризмом, экстремизмом и организованной преступностью стала одним из главных приоритетов Содружества. С 1998 г. эта проблема, в сущности, не сходила с повестки дня саммитов СНГ. В январе 2000 г. была принята Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью на период с 2000 по 2003 г.; летом того же года - Программа государств – участников СНГ по борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г.1; на саммите в Минске 1 декабря 2000 г. было одобрено Положение об антитеррористическом центре СНГ (АТЦ). Руководство Центром осуществляет Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ; его численность на конец 2000 г. была определена в 60 человек. В течение 2001 г. Центр находился в стадии становления: в Москве на базе ФСБ России создан штаб АТЦ, в Бишкеке создается региональная оперативная группа АТЦ; там же открылся Антитеррористический центр стран Шанхайской организации сотрудничества. В апреле 2001 г. прошло первое крупное практическое мероприятие центра – командно-штабные учения «Юг – Антитеррор 2001». Развивается более тесная интеграция правоохранительных органов, ответственных за борьбу с международной преступностью и терроризмом. Все более определенную антитеррористическую направленность принимает Договор о коллективной безопасности СНГ. После событий 11 сентября 2001 г. в США созданные структуры перешли в режим практической деятельности, резко расширив масштаб своей работы.
6. Перспективы Содружества Независимых Государств
Ближайшие перспективы СНГ естественным образом вытекают из нынешнего состояния Содружества. «Сегодня Содружество Независимых Государств по своей сути, – отмечается в литературе, - это политический клуб, позволяющий сблизить и согласовать интересы государств – участников, в гораздо меньшей степени – оборонный альянс, и совсем в небольшой – эффективное экономическое сообщество»1 – оценка, может быть, теоретически не вполне точная, но верно констатирующая по крайней мере тенденции, действующие в СНГ. Очевидно, что и перспективы Содружества следует анализировать по каждому из этих трех компонентов – политическому, военно-политическому и экономическому.
Как политическое объединение, главной несущей конструкцией которого являются периодические встречи глав государств, правительств и других высших органов Содружества, СНГ за прошедшие десять лет вполне продемонстрировал свою стабильность. Есть все основания полагать, что этот «политический клуб» и впредь будет сохранять свое значение, регулируя общий контур отношений в СНГ, разрешая те или иные возникающие здесь проблемы и определяя наиболее общие задачи и направления дальнейшего развития Содружества. В прошлом на этом уровне не раз возникали самые различные проблемы и противоречия, подспудные и явные, - нет сомнений в том, что они будут возникать и впредь. При всем этом маловероятно, что в политическом контуре СНГ могут произойти сколько-нибудь серьезные негативные изменения. При том уровне политической дисциплины, что установилась в СНГ, где ничто никого ни к чему не обязывает, у государства – члена Содружества должны быть какие-то совершенно особые мотивы, чтобы покинуть Содружество: до сих пор на это не пошла даже столь «проблемная» страна СНГ, как Грузия, хотя здесь уже несколько лет созываются комиссии, призванные «рассмотреть целесообразность пребывания республики в СНГ».
Можно полагать, что стабилизировался и контур военно-политических отношений в СНГ. В 1999 г. из Договора о коллективной безопасности вышли три государства – Узбекистан, Азербайджан, Грузия, не удовлетворенные сложившейся системой военного сотрудничества, - оставшееся ядро ДКБ продемонстрировало не только высокий уровень внутренней солидарности, но и способность решать более сложные задачи военно-политического взаимодействия. Специалисты не исключают вероятности того, что со временем к ДКБ присоединятся не только покинувшие его государств, но и Украина и Молдовы. В любом случае сегодня, судя по всей совокупности фактов, нет причин для сколько-нибудь серьезных военно-политических кризисов внутри СНГ, - напротив, все указывает на то, что, скажем, в области борьбы с международным терроризмом участники Содружества будут все теснее контактировать друг с другом.
Наиболее серьезные проблемы СНГ – экономические. Здесь есть все основания прогнозировать дальнейшее усиление «национального эгоизма» и взаимной конкурентности постсоветских экономик. В долгосрочной перспективе этот фактор может серьезнейшим образом дестабилизировать Содружество, но это уже вопрос «футурологии", а не истории СНГ.
Рекомендованная литература
1. Об основных направлениях развития Содружества Независимых Государств. Декларация глав-государств участников СНГ от 2 апреля 1999 г. – Российская газета. – 1999 г. – 3 апр.
2. Моисеев Е.Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ. – М.: Юрист, 1997.
3. Исингарин Н.. 10 лет СНГ. Проблемы, поиски, решения. – СПб.: Паллада–медиа, 2001. – 393 с.
4. Шумский Н. Формирование зоны свободной торговли государств Содружества. – Вопросы экономики. – 1999, № 12. – С. 90-101.
5. Он же. Перспективы постсоветской интеграции и Содружество Независимых Государств// Общество и экономика. – 2000, № 11 – 12. – С.292 - 321.
6. Евстигнеев В. Таможенная интеграция в СНГ как пример экономического псевдоморфизма. – Вопросы экономики. – 1999, № 12.– С. 102 – 109.
1 С 1988 г. шел перераставший в войну конфликт в Нагорном Карабахе; в июле 1989 г. начались первые стычки между абхазским и грузинским населением в Абхазии, а зимой этого года - столкновения между осетинскими и грузинскими отрядами в Южной Осетии; в течение 1989 – 90 гг. в Армении, Азербайджане, Прибалтике, Грузии, Молдове сложились различного рода военные формирования – от подразделений национальной гвардии до криминализованных военно-политических движений вроде грузинского «Мхедриони».
1 См.: Соглашение о создании Содружества Независимых Государств// Информационный вестник Советов глав государств и правительств СНГ. Вып.1. – Минск, 1992. – С.6-7.