Смекни!
smekni.com

Рекомендации международной комиссии по радиологической защите 1990 года Публикация 60, часть 1 (стр. 12 из 27)

(109) Комиссия разделяет облучение на три вида: профессиональ­ное облучение, т. е. облучение во время работы и, преимуществен­но, в результате работы; медицинское облучение, т. е. по преимуще­ству облучение людей в качестве неотъемлемой части их диагности­ки и лечения; облучение населения, которое включает все другие виды облучения. Более подробные определения приведены в гл. 5.

(110) При профессиональном облучении обычно можно контроли­ровать все три позиции: контроль источника – путем фиксации его параметров, его непосредственной защиты и контейнмента; контроль окружающей среды – наблюдая за вентиляцией и дополнительной защитой; контроль человека – предъявляя требования к рабочим операциям, используя защитную одежду и оборудование. Не все эти виды контроля необходимы постоянно. При медицинском об­лучении также применяют три вида контроля, но скорее в качестве части основной задачи – диагностики или лечения, а не как части отдельной системы безопасности. При облучении населения необходимо использовать контроль источника. Только если контроль источника не может быть достаточно эффективным, следует контро­лировать окружающую среду или людей.

(111) Выбор соответствующих мероприятий для контроля зависит также от того, используются ли они при практической деятельнос­ти, приводящей к облучению, или при вмешательстве, направленном на снижение облучения. Если появится новая практическая деятель­ность, то можно решить, принять ли ее в том виде, как ее предлагают, или принять с изменениями, или отказаться от нее с самого начала. Продолжающиеся виды практической деятельности можно пере­сматривать в свете новых сведений или измененных нормативов безопасности и, по крайней мере в принципе, отказываться от них; при этом источники и пути их воздействия могут сохраняться. По­этому любые последующие изменения потребуют вмешательства. Аварии, если они произошли, приведут к таким ситуациям, в кото­рых единственным приемлемым действием будет какая-либо фор­ма вмешательства. В практической деятельности и при вмешательст­ве часто заранее ясно, что облучение состоится, и его размер можно предвидеть, хотя и с некоторой неопределенностью. Но иногда мо­жет появиться потенциальная возможность облучения, хотя и без уверенности в том, что оно случится. Комиссия называет такие об­лучения “потенциальными облучениями”. Часто в известной степе­ни можно контролировать как вероятность, так и масштаб потен­циального облучения.

4.2. СИСТЕМА РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

(112) Рекомендованная Комиссией система радиационной безопас­ности для вновь предлагаемой и продолжающейся практической деятельности основана на следующих ниже основных принципах. Детали системы, касающиеся различной практической деятельности, приведены в гл. 5. Система вмешательства обсуждается в следую­щем параграфе и в гл. 6.

(а) Никакая практическая деятельность, связанная с облучением, не должна приниматься, если польза от нее для облученных лиц или общества в целом не превышает ущерба от вызванного ею облучения (оправданность практической деятельности).

(б) Для любого отдельного источника в рамках данной практи­ческой деятельности значения индивидуальных доз, число облучен­ных лиц и возможность подвергнуться облучениям, которые необя­зательно случатся, должны поддерживаться на столь низких уров­нях, какие только могут быть разумно достигнуты с учетом эконо­мических и социальных факторов. Эту процедуру следует ограничи­вать, сужая диапазон доз у отдельных лиц (используя граничные дозы) или уменьшая риск для отдельных лиц в случае потенциаль­ных облучений (используя граничные риски), чтобы положить пре­дел несправедливости, которая может возникнуть в результате про­цедуры экономического и социального оправдания (оптимизация защиты).

(в) Облучение отдельных лиц от сочетания всех соответствующих видов практической деятельности должно ограничиваться предела­ми дозы или контролем риска в случае потенциального облучения. Их цель – обеспечить, чтобы ни один из людей не подвергался рис­кам от облучения, считающимся неприемлемым для этих видов прак­тической деятельности в любых нормальных условиях. Не все источ­ники поддаются контролю путем воздействия на них, и нужно опре­делить, какие из них следует учитывать перед выбором предела дозы (пределы индивидуальной дозы и риска).

(113) Рекомендованная Комиссией система радиационной безопас­ности для вмешательства основана на следующих основных принципах.

(а) Предполагаемое вмешательство должно принести больше поль­зы, чем вреда, т. е. уменьшение ущерба в результате уменьшения дозы должно быть достаточным, чтобы оправдать вред от вмешатель­ства и затраты на него, включая социальные затраты.

(б) Форма, масштаб и длительность вмешательства должны быть оптимизированы таким образом, чтобы чистая польза от уменьшения дозы, т. е. польза от уменьшения ущерба от излучения за вычетом ущерба, связанного с вмешательством, была максимальной.

Пределы дозы не применяют в случае вмешательства (см. § 131). Принципы (а) и (б) позволят установить уровни вмешательства, ко­торые помогут определить, при каких ситуациях вмешательство окажется уместным. Видимо, есть некий уровень планируемой дозы, выше которого вмешательство будет почти всегда оправдано из-за опасности возникновения серьезных детерминированных эффектов.

(114) В любую систему безопасности должна входить и общая оценка ее эффективности при практической деятельности. Она долж­на исходить из распределения полученных доз и из оценки шагов, направленных на ограничение вероятности потенциальных облуче­ний. Важнее рассматривать основные принципы как взаимосвязан­ную систему. Ни одну из ее частей не следует использовать изолиро­ванно. В частности, простое соответствие пределам дозы еще не слу­жит достаточным свидетельством успешного действия системы без­опасности.

4.3. РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ПРЕДЛАГАЕМОЙ И

ПРОДОЛЖАЮЩЕЙСЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4.3.1. Оправданность практической деятельности

(115) Решения, касающиеся принятия и продолжения любой чело­веческой деятельности, включают выбор между различными вариан­тами, и их часто принимают в два этапа. На первом этапе каждый вариант исследуют отдельно, чтобы определить тот из них, от кото­рого можно ожидать больше пользы, чем вреда. Получается “краткий перечень”, из которого затем можно выбрать предпочтительный ва­риант. На втором этапе – окончательного выбора – осуществляемую практическую деятельность часто заменяют другой. Поэтому харак­терным признаком становится чистая польза этой замены, а не чистая польза от каждого варианта в отдельности. В тех случаях, когда рас­сматривается практическая деятельность, включающая облучение или потенциальное облучение людей, Комиссия рекомендует в про­цессе выбора обязательно учитывать ущерб от излучения. Ущерб, который следует рассматривать, не ограничивается ущербом, ассо­циирующимся с излучением, он включает другие виды ущерба и затрат при данной практической деятельности. Часто ущерб от излу­чения составляет малую часть общего ущерба. Тогда установле­ние оправданности вмешательства выходит далеко за рамки радиа­ционной безопасности. Именно по этим причинам Комиссия ограни­чивает использование термина “оправданность” только первым из приведенных выше этапов, т. е. требует, чтобы чистая польза была положительной. Поиск наилучшего из доступных вариантов является обычно задачей, выходящей за рамки компетенции органов радиационной безопасности.

(116) Процесс обоснования оправданности требуется не только тогда, когда начинается новая практическая деятельность, но и при пересмотре существующих видов практической деятельности в све­те новых сведений об их эффективности или последствиях. Если такой анализ свидетельствует о том, что практическая деятель­ность не может больше претендовать на создание достаточной поль­зы, перекрывающей общий ущерб, то следует подумать об отказе от этой деятельности. Этот вариант нужно исследовать так же, как и оправданность новой практической деятельности, но следует помнить, что убытки вследствие отказа от установившейся деятель­ности могут быть более очевидны, чем преимущества от введения другой, сравнительно новой, и что прекращение данной практичес­кой деятельности необязательно устранит все связанные с нею ис­точники облучения. В некоторых случаях разумным компромиссом может послужить предотвращение дальнейшего расширения суще­ствующей деятельности, переставшей быть оправданной, но это мо­жет привести к несоответствию между прошлым и настоящим и не всегда будет выглядеть логичным.

4.3.2. Оптимизация защиты

(117) Коль скоро практическая деятельность оправдана и принята, следует рассмотреть, как наилучшим образом распорядиться ресур­сами для уменьшения рисков облучения отдельных лиц и населения. В качестве общей цели следует добиваться того, чтобы значения индивидуальных доз, число облученных людей и вероятность под­вергнуться облучениям, которые необязательно должны произойти, поддерживались на столько низких уровнях, какие могут быть разум­но достигнуты с учетом экономических и социальных факторов. Необходимо рассмотреть любые взаимодействия между этими раз­личными величинами. Если следующего шага по уменьшению ущер­ба можно достигнуть лишь привлечением ресурсов, вступающим в серьезное противоречие с последующим уменьшением ущерба, то при условии, что отдельные лица достаточно защищены, не в инте­ресах общества делать этот шаг. Тогда можно сказать, что защита' оптимизирована и облучения настолько малы, насколько это разум­но достижимо с учетом экономических и социальных факторов. Та­кую же процедуру следует использовать при пересмотре существую­щей практической деятельности.

(118) Подобный анализ усложняется взаимодействием различных факторов, которые необходимо учитывать и методы обращения с ко­торыми различны – от простого здравого смысла до сложной техники анализа стоимости – пользы или применения многофакторного анализа. По мнению Комиссии, все эти методы помогают в решении, если прилагается достаточно усилий для уменьшения ущерба, свя­занного с данным видом деятельности или ее определенной части. Во всех случаях, кроме потенциального облучения, удобно приме­нять эффективную дозу в качестве показателя ущерба для отдель­ного лица, поскольку весовые множители, используемые при расче­те эффективной дозы, позволяют учесть весь ущерб для здоровья людей и их потомства, а не только ущерб от смерти. Коллективная эффективная доза адекватно представляет коллективный ущерб. Для потенциальных облучений положение более сложное (см. подразд. 43A).