Смекни!
smekni.com

Рекомендации международной комиссии по радиологической защите 1990 года Публикация 60, часть 1 (стр. 16 из 27)

(156) Первое из рассматриваемых сочетание атрибутов – это соче­тание приписанной вероятности смерти от рака и среднего периода потерянной жизни, если приписанная смерть произошла. Для усло­вий, при которых выбранная годовая доза была получена за каждый год работы, это сочетание можно выразить как вероятность поте­рять в среднем за всю жизнь установленный период времени. Этот период почти не зависит от годовой дозы, так как при малых дозах он определяется только временем, когда произошла приписанная смерть, а не ее вероятностью. При использовании сочетания адди­тивной модели риска для лейкемии и мультипликативной модели риска для других видов рака потеря жизни немного меньше 13 лет. Для аддитивной модели потеря немного меньше 20 лет. Еще один атрибут в сочетании с приведенными данными – это средняя потеря ожидаемых лет жизни в возрасте 18 лет из-за последующего профес­сионального облучения.

Таблица 5. Атрибуты ущерба, обусловленного облучением
работающего населения*1

Годовая эффективная доза, мЗв

10

20

30

50

50 (данные 1977 г.)

Примерная доза за всю жизнь, Зв

0,5

1,0

1,4

2,4

2,4

Вероятность приписанной смерти, %

1,8

3,6

5,3

8,6

2,9

Взвешенный вклад несмер-тельных случаев рака, %*2

0,4

0,7

1,1

1,7

Взвешенный вклад наследуемых эффектов, %*2

0,4

0,7

1,1

1,7

1,2

Совокупный ущерб, %*3

2,5

5

7,5

12

Потеря лет жизни из-за при­писанной смерти, если она произошла, годы

13

13

13

13

10-15

Средняя потеря ожидаемых лет жизни в возрасте 18 лет, годы

0,2

0,5

0,7

1,1

0,3-0,5

*1 Все значения получены из Приложения В (см. § 155 и примечание на с. 9). В При­ложении Б (см. примечание на с. 9), в котором рассматривается более широкий спектр популяций, приведены более высокие оценки времени, теряемого из-за приписанной смерти.

*2 Взвешенный по степени тяжести и потере лет жизни.

*3 Суммарная вероятность приписанной смерти от рака или эквивалентный ущерб (округленно).

(157) В табл. 5 для сравнения приведены результаты, полученные по данным на 1977 г. для годовой дозы 50 мЗв в течение 40 лет. Сле­дует учитывать, что в то время эти результаты не использовались в качестве основы для выбора предела дозы. Как отмечено в § 148, предел 1977 г. выбирали на совершенно иной основе (путем сравнения среднего риска смертельного рака при работе с излучением и риска смерти при "безопасных" видах профессиональной деятель­ности, не связанной с облучением, принимая, что максимальный и средний риск связаны соотношением 10:1). Так как Комиссия не считает больше этот метод подходящим, приведенные в табл. 5 ре­зультаты 1977 г. мало что дают для современного выбора предела дозы и с этой целью не используются.

(158) Интересен также характер изменения с возрастом вероят­ности приписанной смерти за каждый год (рис. 2). Совместное влия­ние латентности и протяженного облучения приводит к распределе­нию с резко выраженным максимумом, приходящимся на старшие возрасты как для модели аддитивного риска, так и для модели муль­типликативного риска. Приведены кривые для женщин, но для муж­чин они весьма похожи. Возраст, при котором достигает максиму­ма (необусловленная) вероятность приписанной смерти за год после облучения контингента людей с равным числом мужчин и женщин в течение всей трудовой деятельности, при аддитивной модели со­ставляет 68 лет и при мультипликативной модели 78 лет. Этот воз­раст почти не зависит от выбранной годовой дозы. Термин "необус­ловленная" используется для того, чтобы отметить, что эта вероят­ность не обусловлена требованием дожить до возраста, который характеризуется вероятностью. Обусловленная вероятность продол­жает неограниченно возрастать.

Рис. 2. Необусловленная плотность вероятности смерти (приписанная плотность вероят­ности смерти в зависимости от возраста, нормированная к риску за всю жизнь) для облу­чения от 18 до 65 лет. Кривые построены для женщин и для современных оценок риска: ...... — модель аддитивного риска, 50 мЗв-год-1 ; ——— — модель мультипликатив­ного риска (обозначены различные годовые дозы, мЗв)

(159) Изменения возраст-специфичной частоты смерти (грубо го­воря, вероятности умереть в течение года при условии дожить до начала этого года) лучше всего представляются графически. Эти данные приведены в Приложении В (рис. В-9) Даже при протяжен­ном облучении с годовой дозой 50 мЗв вызванные им изменения час­тоты смерти малы по сравнению с различиями в обычной частоте смерти между мужчинами, и женщинами.

(160) Прежде чем пытаться выбрать предел дозы на основе приве­денных количественных данных, следует напомнить, что задача Ко­миссии на данном этапе – достигнуть согласия в том, какой уровень дозы при контроле практической деятельности может с разумной точки зрения считаться близким к неприемлемому. Реальные достиг­нутые уровни дозы не имеют отношения к этой оценке. Данные о пре­делах дозы представляют в виде значения годовой дозы за весь 47-лет­ний период трудовой деятельности. Форма, в которой можно лучше всего выразить пределы дозы для их практического применения, обсуждается в последующей части этого раздела.

(161) Первое заключение, сделанное Комиссией, состоит в том, что нет необходимости расширять диапазон пробных доз, подлежа­щих рассмотрению в целях выбора предела дозы профессионального облучения. Второе заключение сводится к тому, что регулярное об­лучение в дозах по 50 мЗв в год, соответствующее эффективной до­зе за всю жизнь 2,4 Зв, в соответствии с приведенными результата­ми, вероятно, слишком велико и многими будет явно оцениваться подобным же образом. В частности, уменьшение ожидаемой про­должительности жизни на уровне 1,1 года и тот факт, что с вероят­ностью более 8% причиной смерти человека могла бы быть радиа­ционная опасность его профессиональной деятельности, пусть даже в позднем возрасте, могли бы рассматриваться широкими кругами как чрезмерные для некоторых профессий, многие из которых по­явились недавно, и поэтому должны бы служить в качестве примера.

(162) На основе приведенных выше данных Комиссия пришла к согласию в том, что предел дозы должен быть установлен таким спо­собом и на таком уровне, чтобы полная эффективная доза, получае­мая за всю трудовую деятельность, не могла бы превысить прибли­зительно 1 Зв, накопленного относительно равномерно год за годом, и чтобы предлагаемая Комиссией система радиационной безопас­ности позволяла бы лишь изредка приближаться к этому значению. На окончательный выбор пределов и способа их представления влияет то, каким образом пределы будут применяться на практике. Следует также учитывать необходимость убедиться в том, что пределы обеспечивают защиту от детерминированных эффектов.

(163) На уровне доз, получаемых в обычных условиях, за исключе­нием доз у пациентов, облученных при радиотерапии, контроль сто­хастических эффектов должен основываться на значениях дозы, накопленной за многие годы. Однако такие длительные периоды контроля могут использоваться неправильно, с разрешением быстро­го накопления доз и поступлений в начале периода контроля в ожи­дании, не всегда оправданном, что позже за этот период дозы будут меньше. Гибкость такого рода ослабляет осознание важности контро­ля за облучениями путем проектных решений, переключая внима­ние на оперативный контроль.

(164) В последние годы Комиссия рекомендовала жесткую перио­дичность контроля в один год, т. е. рекомендовала, чтобы эффек­тивная доза от источников излучения, внешних по отношению к те­лу, и полувековая доза – при поступлениях радиоактивных ве­ществ в организм – контролировались каждый год без заимствова­ний от любого из предыдущих лет с малыми значениями эффектив­ной дозы или поступления. Такая система весьма негибка, и поэтому рассматривали альтернативные варианты.

(165) Иногда предлагают, чтобы пределы доз от профессиональ­ного облучения включали предел эффективной дозы за всю жизнь. Комиссия видит трудности практического применения пределов дозы за всю жизнь. Одна из них относится к толкованию смысла та­кого предела для работающего, занятого на работе со значительным профессиональным облучением лишь часть своего трудового стажа. Должны быть также приняты решения о долгосрочной последующей занятости работающих, у которых превышен предел дозы за всю жизнь. Краткосрочные пределы необходимы также потому, что оцен­ки риска получены Комиссией для доз, распределенных довольно равномерно в интервале лет профессиональной занятости. Вслед­ствие этих трудностей и моментов, отмеченных в § 163, Комиссия не рекомендует использовать пределы за всю жизнь.