1 Наш подход отличается от позиции С.Ю. Курганова и др. , в которых учитель представлен как равноправный собеседник в классе.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ГУМАНИТАРНАЯ НАУКА
Эти вопросы можно задать самому себе или своим коллегам. В них заключается основное содержание книги.
I
- Видите ли вы свою задачу в том, чтобы диагностировать и скорректировать личность?
- Связываете ли вы успех в своей работе с усовершенствованием методов психодиагностики и психокоррекции?
- Считаете ли вы, что от прогресса в развитии технологии психодиагностики и психокоррекции зависит возможность психологического проникновения во внутренний мир личности?
- Думаете ли вы, что психолог должен руководствоваться, в первую очередь, объективными показателями?
- Складывается ли у вас цельный образ личности из совокупности объективных показателей?
- Какова роль вашего внутреннего опыта и интуиции в постановке диагноза и коррекции личности?
II
- Видите ли вы свою задачу в том, чтобы помочь человеку самоактуализироваться?
- Относитесь ли вы к своему клиенту как к равноправному собеседнику?
- Разделяете ли вы принцип "безусловного принятия" собеседника?
- Способны ли вы к такому принятию любого человека (в том числе лжеца, негодяя, преступника и т.п.)?
- Высказываете ли вы в общении с клиентами свои нравственные оценки их поступков?
- Разделяете ли вы идею "относительности" добра и зла?
- Считаете ли вы, что все возможности человека должны актуализироваться?
- Не вступает ли ваш клиент в панибратские отношения с вами?
- Сопереживаете ли вы всему тому, что выслушиваете?
- Испытываете ли вы чувство усталости и душевного истощения в общении с клиентами?
- Говорит ли ваш опыт о возможности вполне понять человека путем вчувствования в его внутренний мир?
- Забываете ли вы себя в общении с собеседником?
- Знакомо ли вам чувство открытия за внешним обликом человека совсем иного Лица: Лика, очищенного от всего случайного и затемняющего эстетически целостный образ?
- Если "да", проявляется ли это Лицо в процессе вашего общения с человеком?
- Отвечают ли вашему уму и сердцу понятия наличное "Я" и духовное "Я"?
III
- Видите ли вы свою задачу в том, чтобы помочь пробуждению в человеке его "духовного Я"?
- Различаете ли вы во внутренней речи собеседника голоса наличного "Я" и духовного "Я"?
- Если "да", поддерживаете ли в общении голос духовного "Я" собеседника?
- Помогаете ли вы человеку, находящемуся в конфликте со своим духовным "Я", осознать этот конфликт?
- Стараетесь ли вы поддержать голос совести человека, если его душевный дискомфорт связан с нравственным нарушением?
- Высказываете ли вы свою нравственную оценку поступков собеседника?
- Если "да", какими критериями вы руководствуетесь?
- В ситуации такой нравственной оценки не нарушается ли ваш контакт с собеседником?
- Не распространяется ли оценка поступков человека на ваше отношение к его личности?
- Не является ли такого рода оценивание "навязыванием" человеку вашей точки зрения?
- Часто ли вы слышите от консультируемых радостный возглас: "Я и сам так чувствую (думаю и т.п.)"?
- Различаете ли вы "моральный" и "нравственный" уровни оценивания поступков?
- Сохраняете ли вы свою позицию в диалоге?
- При осознании собеседником нравственной альтернативы не мешаете ли вы его свободе выбора?
- Испытываете ли вы чувство сопереживания собеседнику?
- Если "да", относится ли оно преимущественно к наличному "Я" или к духовному "Я" собеседника?
- Сопереживая состояниям наличного "Я" человека, не "увязаете" ли вы в них?
- Способны ли вы "отстраиваться" от негативных душевных состояний собеседника, смотреть на них "со стороны"?
- В ситуациях эмоциональных "взрывов" протеста, недовольства, обвинений со стороны консультируемого удается ли вам сохранить душевное спокойствие и расположение к нему?
- Если вам удается сохранить позицию объективности и беспристрастности, не нарушает ли это ваш контакт с консультируемым?
- Не вырабатываются ли у вас определенные стереотипы в работе, "классификации" случаев, готовые фразы и афоризмы?
- Предпочитаете ли вы творческий процесс, "экспромт" проторенным путям?
- Стремитесь ли вы подвести собеседника к найденному вами решению его проблемы?
- Является ли для вас процесс консультирования драмой с неизвестной развязкой?
- Часто ли ваши собеседники приходят к разрешению жизненных проблем самостоятельно?
- Часто ли такие самостоятельные решения бывают неожиданными для вас?
- Возникает ли у вас чувство превосходства над своими собеседниками?
- Обогащает ли вас духовно общение с вашими собеседниками?
- Меняется ли характер и стиль вашей речи от одного собеседника к другому?
- Если "да", являются ли эти изменения преднамеренными или спонтанными?
- Находите ли вы контакт с людьми различных мировоззрений и религиозных исповеданий?
- Не возникает ли у вас соблазн скорее "продвинуть" собеседника в духовном плане, "просветить" его?
- Внимательны ли вы к конкретному "запросу" консультируемого, пусть самому незначительному с вашей точки зрения?
- Возникают ли у вас личностные взаимоотношения с консультируемым (симпатии, привязанности, дружбы и т.д.)?
- Характерны ли для вашей деятельности проблемы "переноса"?
- Если "да", как вы разрешаете эти проблемы?
- Что более характерно для вас: эмоциональный контакт с собеседником или контакт в плане сознания и сотворчества?
- Испытываете ли вы в процессе общения с консультируемым творческий подъем, воодушевление?
- В конце рабочего дня (сеанса) вы чувствуете усталость или бодрость?
- Уверены ли вы в том, что нашли свое призвание в работе практического психолога?1
Каждую из трех частей этого опросника можно условно обозначить так: I - "технологизм"; II - "гуманистическая ориентация"; III - "диалогическая ориентация". Основная часть вопросов каждой группы, переведенная в утвердительную форму, выражает характерные черты данной ориентации. Но несколько вопросов I и II групп носят переходный характер, открывающий возможность осознания проблем, неразрешимых в рамках данной ориентации и требующих перехода к иным принципам. "Ключом" к развертыванию диалога по этим проблемам и является эта книга.
Последняя, наиболее развернутая группа вопросов носит откровенно "наводящий" характер. По существу это вопросительная форма выражения основных принципов диалогического общения. Психологическое консультирование выступает здесь в роли наипростейшей составляющей различных областей практической психологии.
Этот вопросник служит введением в диалог, он - не диагностический, а диалогический, поэтому вопросник принципиально не формализуется. Вопросы можно варьировать, число умножать или сокращать в зависимости от условий и целей, для которых он используется.
Способы использования вопросника также можно варьировать. Допустимо задавать вопросы устно, чтобы видеть реакции собеседника. Письменное заполнение вопросника иногда предваряет беседу консультанта, уже ознакомившегося с ответами. Разрешается усложнять вопросник, вводя показатели степени утвердительных и отрицательных ответов (от "безусловно нет" до "безусловно да"). Кроме того, можно ввести два ряда ответов: "желаемое" и "действительное" и т.д.
Одна из задач диалогического вопросника - подготовка практического психолога "проблемно-диалогическим" методом как для индивидуальной работы, так и для групповой. Оптимальная цель такой подготовки - передача опыта диалогического общения в практике диалога.
Можно ответить на эти вопросы до и после прочтения книги, а потом еще через некоторое время. Сравнение ответов покажет, есть ли продвижение в диалоге.
Культура есть среда, растящая и питающая личность;
но если личность в этой среде голодает и задыхается,
то не свидетельствует ли такое положение вещей о
каком-то коренном "не так" культурной жизни?
П. А. Флоренский
Психология может изучать все сферы жизнедеятельности человека и быть для них практически полезной. Речь пойдет о практической психологии, связанной с душевной жизнью человека и его личностными взаимоотношениями. И здесь существует множество областей - таких, как психотерапия, психодиагностика, психологическая служба в школе, служба телефона доверия, индивидуальное консультирование и др. При всем разнообразии этих областей их объединяет направленность на душевные трудности и проблемы конкретного человека. Психология консультирования, о чем прежде всего будет рассказано далее, является той наиболее простой областью, которая, будучи включена во все остальные виды практической психологии, содержит в себе ее основные психологические принципы.
Современная психология представляет собой противоречивую картину. С одной стороны, она является продуктом позитивистской ориентации и равняется на методы точных наук, с другой же, стремится проникнуть в глубины субъективного мира личности, недоступного объективным методам. Такие направления, как бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология, психосинтез и т.д., представляют собой, в сущности, различные науки. За каждой из них стоят своя программа, предмет и метод исследования; и за каждой - принципиально иной "образ человека", особая "картина мира". Что же касается статуса научности, он остается за объективистски ориентированными направлениями. Столь авторитетные науки, как психоанализ и гуманистическая психология, для достижения научного статуса стараются обеспечить себя экспериментальными подтверждениями.