То есть присваивание переменных типа массив приводит к тому, что имена переменных становятся синонимами одного и того же массива – копируется адрес массива. А вовсе не приводит к копированию элементов из одного массива в другой, как это происходит в некоторых других языках программирования.
В качестве элементов массивов могут выступать объекты. В этом случае доступ к полям и методам этих объектов производится через имя ячейки массива, после которого через точку указывается имя поля или метода. Например, если у нас имеется класс Circle (“окружность”), у которого имеются поля x, y и r, а также методы show() и hide(), то массив circles из 10 объектов такого типа может быть задан и инициализирован, например, так
int n=10;
Circle[] circles=new Circle[n];
for(int i=0;i<n;i++){
circles[i]=new Circle();
circles[i].x=40*i;
circles[i].y= circles[i].x/2;
circles[i].r=50;
circles[i].show();
};
В такого рода программах для повышения читаемости часто применяется использование вспомогательной ссылки, позволяющей избежать многократного обращения по индексу. В нашем случае мы будем использовать в этих целях переменную circle. На скорости работы программы это почти не сказывается (хотя и может чуть повысить быстродействие), но делает код более читаемым:
int n=10;
Circle[] circles=new Circle[n];
Circle circle;
for(int i=0;i<n;i++){
circle=new Circle();
circle.x=40*i;
circle.y= circles[i].x/2;
circle.r=50;
circle.show();
circles[i]= circle;
};
С помощью переменной circle мы инициализируем создаваемые объекты и показываем их на экране, после чего присваиваем ссылку на них ячейкам массива.
Двумерный массив представляет собой массив ячеек, каждая из которых имеет тип “одномерный массив”. Соответствующим образом он и задаётся. Например, задание двумерного массива целых чисел будет выглядеть так:
int[][] a=new int[10][20];
Будет задана ячейка типа “двумерный массив”, а также создан и назначен этой ссылочной переменной массив, имеющий по первому индексу 10 элементов, а по второму 20. То есть мы имеем 10 ячеек типа “одномерный массив”, каждая из которых ссылается на массив из 20 целых чисел. При этом базовым типом для ячеек по первому индексу является int[], а для ячеек по второму индексу int.
Рассмотрим работу с двумерными массивами на примере заполнения двумерного массива случайными числами:
int m=10;//10 строк
int n=20;//20 столбцов
int[][] a=new int[m][n];
for(int i=0;i<m;i++){ //цикл по строкам
for(int j=0;j<n;j++){ //цикл по столбцам
a[i][j]=(int)(100*Math.random());
System.out.print(a[i][j]+" ");
};
System.out.println();//перевод на новую строку после вывода строки матрицы
};
Многомерные массивы задаются аналогично двумерным – только указывается необходимое количество прямоугольных скобок. Следует отметить, что массивы размерности больше 3 используют крайне редко.
Обычно в двумерных и многомерных массивах задают одинаковый размер всех массивов, связанных с ячейками по какому-либо индексу. Такие массивы называют регулярными. В Java, в отличие от большинства других языков программирования, можно задавать массивы с разным размером массивов, связанных с ячейками по какому-либо индексу. Такие “непрямоугольные” массивы называют иррегулярными. Обычно их используют для экономии памяти. При работе с иррегулярными массивами следует быть особенно аккуратными, так как разный размер “вложенных” массивов часто приводит к ошибкам при реализации алгоритмов.
Пример задания иррегулярного двумерного массива треугольной формы:
int n=9;
int[][] a=new int[n][];
for(int i=0;i<a.length;i++){ //цикл по строкам
a[i]=new int[i+1]; //число элементов в строке равно i+1
for(int j=0;j<a[i].length;j++){ //цикл по столбцам
a[i][j]=100*i+j;
System.out.print(a[i][j]+" ");
};
System.out.println();//перевод на новую строку после вывода строки матрицы
};
После создания массива требуется его инициализировать – записать нужные значения в ячейки. До сих пор мы делали это путём задания значений в цикле по некоторой формуле, однако часто требуется задать конкретные значения. Конечно, можно это сделать в виде
int[] a=new int[4];
a[0]=2;
a[1]=0;
a[2]=0;
a[3]=6;
Но гораздо удобнее следующий вариант синтаксиса:
int[] a=new int[] {2,0,0,6};
При этом приходится задавать массив без указания его размера непосредственно с помощью указания значений в фигурных скобках:
В правой части оператора присваивания стоит так называемый анонимный массив – у него нет имени. Такие массивы обычно используют для инициализации, а также при написании кода для различного рода проверок.
Если мы хотим присвоить новые значения, приходится либо присваивать поэлементно, либо создавать новый объект:
a=new int[] {2,0,0,6};
При инициализации двумерных и многомерных массивов используют вложенные массивы, задаваемые с помощью фигурных скобок. Например, фрагмент кода
int[][] b= new int[][]
{
{2,0,0,0}, //это b[0]
{2,0,0,1}, //это b[1]
{2,0,0,2}, //это b[2]
{1,0,0,0}, //это b[3]
{2,0,0,0}, //это b[4]
{3,0,0,0}, //это b[5]
};
приведёт к заданию целочисленного двумерного массива b, состоящего из 6 строк и 4 столбцов, т.е. int[6][4]. Таким образом можно задавать как регулярные, так и иррегулярные массивы. Но следует помнить, что в таком варианте синтаксиса проверки правильности размера массива по индексам не делается, что может привести к ошибкам. Например, следующий код при компиляции не выдаст ошибки, а будет создан иррегулярный массив:
int[][] b= new int[][]
{
{2,0,0,0}, //это b[0]
{2,0,0,1}, //это b[1]
{2,0,0,2}, //это b[2]
{1,0,0,0}, //это b[3]
{2,0,0,0}, //это b[4]
{3,0,0}, //это b[5] – массив из трёх элементов
};
Из объектов-массивов можно вызывать метод clone(), позволяющий создавать копию (клон) массива:
a=new int[] {2,0,0,6};
int[] a1=a.clone();
Напомним, что присваивание
int[] b=a;
не приведёт к копированию массива – просто переменная b станет ссылаться на тот же объект-массив. Копирование массивов можно осуществлять в цикле, но гораздо быстрее использовать метод System.arraycopy.
int[] b=new int[a.length+10];
System.arraycopy(a,index1a,b, index1b,count);
Из a в b копируется count элементов начиная с индекса index1a в массиве a. Они размещаются в массиве b начиная с индекса index1b. Содержимое остальных элементов b не меняется. Для использования метода требуется, чтобы массив b существовал и имел необходимую длину - при выходе за границы массивов возбуждается исключительная ситуация.