Символ | Что означает |
\a | звонок |
\b | возврат на один символ назад |
\f | перевод на новую страницу |
\n | перевод на новую строку |
\r | возврат к началу строки |
\t | горизонтальная табуляция |
\v | вертикальная табуляция |
\’ | кавычка |
\” | двойные кавычки |
\ | обратная косая черта |
\? | вопросительный знак |
\u | начало кодировки символа Unicode |
Управляющие последовательности – символы Unicode
Управляющая последовательность может содержать несколько символов. Например, символы национальных алфавитов могут кодироваться последовательностью “\u”, после которой идёт код символа в шестнадцатеричной кодировке для кодовых таблиц UTF-16 или UTF-8. Например:
\u0030 - \u0039 – цифры ISO-LATIN от 0 до 9
\u0024 – знак доллара $
\u0041 - \u005a – буквы от A до Z
\u0061 - \u007a – буквы от a до z
Символ | Что означает |
++ | Оператор инкремента (увеличения на 1); x++ эквивалентно x=x+1 |
-- | Оператор декремента (уменьшения на 1); x-- эквивалентно x=x-1 |
&& | Оператор “логическое И” (AND) |
|| | Оператор “ логическое ИЛИ” (OR) |
<< | Оператор левого побитового сдвига |
>>> | Оператор беззнакового правого побитового сдвига |
>> | Оператор правого побитового сдвига с сохранением знака отрицательного числа |
== | Равно |
! = | не равно |
+= | y+=x эквивалентно y=y+x |
-= | y-=x эквивалентно y=y-x |
*= | y*=x эквивалентно y=y*x |
/= | y/=x эквивалентно y=y/x |
%= | y%=x эквивалентно y=y%x |
|= | y|=x эквивалентно y=y|x |
^= | y^=x эквивалентно y=y^x |
>>= | y>>=x эквивалентно y= y>>x |
>>>= | y>>>=x эквивалентно y= y>>>x |
<<= | y<<=x эквивалентно y= y<<x |
/* | Начало многострочного комментария. |
/** | Начало многострочного комментария, предназначенного для автоматического создания документации по классу. |
*/ | Конец многострочного комментария (открываемого как /* или /**). |
// | Однострочный комментарий. |
1.5.Идентификаторы. Переменные и типы. Примитивные и ссылочные типы
Идентификаторы - это имена переменных, подпрограмм-функций и других элементов языка программирования. В идентификаторах можно применять только буквы и цифры, причём первой всегда должна быть буква (в том числе символы подчёркивания и доллара), а далее может идти произвольная комбинация букв и цифр. Некоторые символы национальных алфавитов рассматриваются как буквы, и их можно применять в идентификаторах. Но некоторые используются в качестве символов-разделителей, и в идентификаторах их использовать нельзя.
Язык Java является регистро-чувствительным. Это значит, что идентификаторы чувствительны к тому, в каком регистре (верхнем или нижнем) набираются символы. Например, имена i1 и I1 соответствуют разным идентификаторам. Это правило привычно для тех, кто изучал языки C/C++, но может на первых порах вызвать сложности у тех, кто изучал язык PASCAL, который является регистро-нечувствительным.
Длина идентификатора в Java любая, по крайней мере, в пределах разумного. Так, даже при длине идентификатора во всю ширину экрана компилятор NetBeans правильно работает.
Переменная – это именованная ячейка памяти, содержимое которой может изменяться. Перед тем, как использовать какую-либо переменную, она должна быть задана в области программы, предшествующей месту, где эта переменная используется. При объявлении переменной сначала указывается тип переменной, а затем идентификатор задаваемой переменной. Указание типа позволяет компилятору задавать размер ячейки (объём памяти, выделяемой под переменную или значение данного типа), а также допустимые правила действий с переменными и значениями этого типа. В Java существует ряд предопределённых типов: int – целое число, float – вещественное число, boolean – логическое значение, Object – самый простой объектный тип (класс) Java, и т.д. Также имеется возможность задавать собственные объектные типы (классы), о чём будет рассказано позже.
Объявление переменных a1 и b1, имеющих некий тип MyType1, осуществляется так:
MyType1 a1,b1;
При этом MyType1 – имя типа этих переменных.
Другой пример – объявление переменной j типа int :
int j;
Типы бывают предопределённые и пользовательские. Например, int – предопределённый тип, а MyType1– пользовательский. Для объявления переменной не требуется никакого зарезервированного слова, а имя типа пишется перед именами задаваемых переменных.
Объявление переменных может сопровождаться их инициализацией - присваиванием начальных значений. Приведём пример такого объявления целочисленных переменных i1 и i2 :
int i1=5;
int i2=-78;
либо
int i1=5,i2=-78;
Присваивания вида int i1=i2=5;, характерные для C/C++, запрещены.
Для начинающих программистов отметим, что символ “=” используется в Java и многих других языках в качестве символа присваивания, а не символа равенства, как это принято в математике. Он означает, что значение, стоящее с правой стороны от этого символа, копируется в переменную, стоящую в левой части. То есть, например, присваивание b=a означает, что в переменную (ячейку) с именем b надо скопировать значение из переменной (ячейки) с именем a. Поэтому неправильное с точки зрения математики выражение
x=x+1
в программировании вполне корректно. Оно означает, что надо взять значение, хранящееся в ячейке с именем x, прибавить к нему 1 (это будет происходить где-то вне ячейки x), после чего получившийся результат записать в ячейку x, заменив им прежнее значение.
После объявления переменных они могут быть использованы в выражениях и присваиваниях:
переменная=значение;