ФРУСТРАЦИИ. Жизнь наша — поле, «заминированное» фрустрациями: они зарождаются уже в раннем детстве, когда нам впервые приходится столкнуться с родительскими запретами. «Нет», «не нужно», «не делай этого»,— слышит ребенок на каждом шагу; так с первых дней жизни его личное «хочу» начинает разбиваться о барьер общественного «нельзя». Семейные и социальные ограничения полезны и необходимы, но именно они порождают фрустрации, создавая тем самым благоприятную почву для внутреннего конфликта. Жизнь идет, и вместе с несбывшимися мечтами, неудавшимися предприятиями и неудовлетворенными потребностями накапливаются в душе у нас и фрустрации. Для здоровой психики это не опасно: тот, кто привык ставить цели и добиваться своего, не станет пасовать перед временными трудностями. Хуже бывает, когда из-за непрекращающихся неудач фрустрация становится хронической.
Удовлетворение основных жизненных потребностей человека — необходимое условие крепкого психического здоровья. Каждый из нас должен любить и быть любимым, жить в полном согласии с близкими, уважать себя, иметь цели в жизни, а главное — непреходящую веру в успех. Если все это есть, никакие фрустрации не страшны.
ЧУВСТВО ВИНЫ. Человек — существо слабое и несовершенное, в чем-то порочное; в каждом из нас живут все еще «пещерные» инстинкты, загнанные многовековым подавлением на самое дно подсознания. Поэтому нет ничего удивительного в том, что мы то и дело совершаем поступки, о которых потом сожалеем, допускаем мысли, заслуживающие всяческого порицания. Такова человеческая природа. Главным моральным «тормозом» служит нам совесть, сознательность — худо-бедно, но мы все же учимся на своих ошибках и стараемся не повторять их впредь. Но гипертрофированная совестливость — другая крайность: она порождает чувства вины и раскаяния, которые, в свою очередь, «включают» разрушительный механизм самонаказания. Самый насыщенный источник чувства вины — секс, но об этом мы поговорим позже.
БЕСПОКОЙСТВО. И вновь мы имеем тут дело с крайне неприятным условным рефлексом. Разумеется, речь тут может идти лишь о постоянном повышенном беспокойстве: само по себе чувство это вполне нормальное — вряд ли чего-то еще можно ждать, скажем, от человека, узнающего о болезни кого-то из близких. Но «привычное» беспокойство, ставшее частью жизненного уклада,— совсем другое дело: причины тут теряют значение, с легкостью сменяя одна другую. Вследствие этого часто нарушается здоровый сон — человек привыкает по полночи проводить в мучительных переживаниях по всевозможным поводам. Не исключено, что действуют тут и какие-то мазохистские мотивы, сознанию, разумеется, недоступные.
Чем же бывает вызвано хроническое беспокойство? В числе возможных причин — идентификация: в неосознанном своем стремлении «быть» взрослым ребенок нередко перенимает именно эту черту. Женщины, как мне предста-
вляется, внешне гораздо беспокойнее своих мужей, а объектом идентификации чаще всего становится именно мать.
Основные источники беспокойства — негативизм и страх, ожидание беды. Главное следствие — хроническое нервное перенапряжение; оно усиливает страхи и замыкает тем самым порочный круг. Преодоление этой привычки потребует от вас значительных усилий, особенно в тех случаях, когда тут замешан еще и мазохизм. Если вы заметили, что хроническим беспокойством мучается кто-то из ваших родственников, постарайтесь выявить и удалить корни возможной идентификации. Чувствуя приближение очередного приступа, сделайте мысленное усилие — переключитесь на что-нибудь очень приятное.
Есть и другой, гораздо более эффективный метод, применимый к любой привычке вообще; он был предложен покойным Найтом Данбаром, замечательным психиатром, посвятившим свою жизнь исследованию природы вредных пристрастий и поиску путей их искоренения.
Заметив, что любые попытки временного воздержания только распаляют страсть, в силу известного нам уже закона обратного эффекта, ученый предложил остроумный способ, суть которого может быть выражена двумя словами: форсирование и визуализация. В применении к нашему случаю это будет выглядеть примерно так: вы придумываете самое страшное, что только может прийти в голову, и принимаетесь мысленно убеждать себя в том, что весь это ужас вот-вот произойдет. «Вот оно, близко, вот оно, надвигается! — говорите вы себе с чувством.— Как страшно это! И как важно именно сейчас об этом думать!..» Через несколько минут нелепость ситуации станет настолько очевидной, что вам останется разве только посмеяться над собой.
Часто человек, страдающий хроническим беспокойством, ловит себя примерно на такой мысли: «Хорошо бы больше ни о чем не волноваться, но не могу я, и все тут!» Это — негативное самовнушение, и «не могу» здесь означает «не хочу» — вспоминайте об этом, когда нечто подобное приходит в голову. Чем может быть вызвано нежелание расстаться с мучительной привычкой? Возможно, каким-то затаенным страхом, не исключено, что и удовольствием от самоистязания.
РЕВНОСТЬ И ЗАВИСТЬ. Чувства эти родственны и происходят из одного источника — комплекса неполноценности. Человек любящий и верящий в искренность взаимных чувств никогда не опустится до беспочвенных подозрений. Ревность — удел слабой личности, страдающей от неуверенности в себе, не ощущающей в себе изначальной ценности. Пусть ревность даже имеет под собой какие-то основания — выказать ее открыто означает с головой выдать себя. Лучшее, что можно сделать в такой ситуации,— это «пожать плечами», стряхнуть обиду, спросить себя насмешливо: «Ну и что тут такого, в конце концов?» Известна также «абстрактная» ревность, когда муж, скажем, начинает либо выискивать воображаемого соперника в каждом мужчине, либо ждать появления такового. Здесь виной всему — отсутствие доверия к партнеру, доверия, без которого любовь обречена на гибель. Маниакальная ревность, подобная той, что проявила себя в случае с молодым человеком, вздумавшим допрашивать жену под гипнозом, является скорее всего параноидальным симптомом.
Зависть — чувство, в общем-то, более нормальное, нежели ревность,— происходит от того же корня. В сущности, это и есть ревность, направленная как бы вовне — на чужие успехи, способности, приобретения.
РАССЛАБЛЕНИЕ. Нервный стресс всегда связан с невозможностью расслабиться — многие просто не знают, как это делается. Между тем хроническое перенапряжение крайне опасно, как в физическом, так и в психологическом отношениях оно часто оказывается причиной психосоматических заболеваний, в частности, язвы желудка. Снять напряжение, по крайней мере на время, помогают методы оздоровительной релаксации. Об этом написано множество книг. Едва ли не самая из-
вестная ИЗ НИХ, «нужно paccj^^^^H^ джскиииимд («Уитли хаус», Нью-Йорк), предлагаЯР^И!телю метод так называемой «прогрессивной релаксации» — безусловно, действенный, но слегка громоздкий, на освоение его потребуется по меньшей мере несколько недель. Столь же эффективный, куда более простой и все еще мало кому известный способ расслабления был впервые предложен Фредериком Пирсом в книге «Мобилизация «среднего» мозга» («Патни энд санз», Нью-Йорк). Упражнение, которое Пирс назвал «декубитис», основано на элементарном, но очень важном открытии, сделанном автором однажды во время игры в кегли.
Потянувшись к стойке, он отвлекся ненадолго; затем вспомнил о шаре, взял его и... тут же выронил. За каких-нибудь несколько секунд пальцы абсолютно расслабились сами собой — произошло то, к чему он тщетно стремился на протяжении всей игры.
Позже Пирс пришел к окончательному выводу: добиться полного расслабления той или иной группы мышц можно, начисто «отключив» от нее сознательное внимание.
ИТАК, РАССЛАБИМСЯ. Расположитесь на своем диване как можно удобнее — сейчас вам предстоит полностью расслабить все мышцы тела. Упражнение будет состоять из шести частей. Сначала сядьте, закройте глаза и повращайте головой: сделайте четыре вращения по часовой стрелке и столько же — против. Затем немедленно ложитесь на спину и поднимите вверх правую ногу — от пятки до поверхности должно быть не менее фута. Теперь напрягите мышцы и мысленно пройдитесь взглядом по всей длине ноги — от кончиков пальцев до самого бедра. Глаза на протяжении всего сеанса лучше держать закрытыми. Сами того не замечая, вы уже расслабили плечи и шею, поскольку внимание ваше сосредоточено на другой группе мышц.
Подержите ногу на весу подольше — от одной минуты до трех-четырех,— а потом уроните ее всей тяжестью вниз. Чуть-чуть тренировки, и нога ваша будет полностью расслабляться буквально в первые же секунды.
Поднимите левую ногу, максимально напрягите все ее мускулы, полностью переключите на них внимание. Очень медленно — дважды, трижды, сколько хватит сил — пройдитесь по ней взглядом от стопы к бедру и обратно. Затем дайте ноге упасть, тяжело и свободно.
В ту же секунду устремите вверх правую руку (кулак стиснут, мышцы предельно напряжены), подержите ее на весу подольше, «оглаживая» мысленно взглядом, затем дайте ей свободно упасть и с левой рукой проделайте то же самое.
Но вот и левая рука обессиленно легла на диван. Тут же мысленно отключитесь от нее и на потолке, прямо перед собой, вообразите круг около метра в диаметре. Не спеша пройдитесь по нему «внутренним взором» — четыре раза по часовой стрелке, четыре — против. «Выключив» на мысленном экране круг, «начертите» на его месте квадрат: точно так же, по четыре раза в обе стороны, обойдите его по периметру.
Упражнение закончено; несколько секунд полежите, наслаждаясь покоем, дайте отдохнуть глазам — вспомните о чем-нибудь очень приятном. Три-четыре таких сеанса, и результат превзойдет ваши самые смелые ожидания.
Первое время упражнение Пирса следует выполнять по разу в день на протяжении двух недель, затем — по мере необходимости. Очень скоро вы почувствуете, как изменилось ваше общее состояние, насколько свободнее, раскованнее стали вы в повседневной жизни. Разумеется, от стресса вам все равно никуда не уйти, но теперь, по крайней мере, напряжение не будет хроническим. Глубоко укрепившиеся нервные привычки, наверное, не исчезнут — до тех пор, пока вы не займетесь ими особо,— но теперь доставлять неприятностей они будут вам куда меньше. Оздоровительная релаксация, помимо всего прочего, резко повысит вашу гипнабельность.