признаться, не подозревал до тех пор, пока не столкнулся со случаем Рут Р., замужней женщины 28 лет. В не меньшем изумлении, судя п& всему, пребывал и лечащий врач, потчевавший свою пациентку... морфием! Но даже и этот весьма радикальный метод «лечения» успеха не имел: каждый раз после окончания менструаций несчастной приходилось отлеживаться по два-три дня, чтобы как-то прийти в себя.
В детстве Рут не раз слышала о тех «женских мучениях», что поджидают ее в будущем. Поначалу, правда, боли во время месячных были вполне терпимы; спустя несколько лет, однако, положение ухудшилось катастрофически. Причины этого выяснились в ходе идеомоторной беседы. (Рут отвечала на мои вопросы движениями пальцев.) Вот ее краткая запись.
В.: Помимо ожидания болей или, другими словами, эффекта внушения, была ли еще какая-нибудь причина для их появления?
О.: Да.
В.: Имел ли место в вашем случае конфликт на сексуальной почве?
О.: Нет.
В.: Идентифицируете ли вы себя с кем-либо из близких, страдавших дисменорреей?
О.: Нет.
В.: Болезнь связана каким-то образом с прошлым?
О.: Да.
В.: Причиной» ее явилось одно-единственное событие?
О.: Да.
В.: Это произошло до того, как вам исполнилось 15 лет?
О.: Нет.
В.: Но вам было тогда меньше двадцати?
О.: Да.
В.: Меньше восемнадцати?
О.: Нет.
В.: Это произошло с вами в восемнадцать лет?
О.: Нет.
В.: В девятнадцать?
О.: Да.
В.: Это имело отношение к сексу?
О. (вслух): Вспомнила! Кажется, я знаю, в чем тут дело. Я стала женщиной в девятнадцать. Как-то все у нас было неловко; я страшно всего стыдилась, но... в мальчика этого была по-настоящему влюблена — в общем, совсем потеряла голову. А потом... месяца через три после нашей первой ночи у меня случилась задержка. Целую неделю я с ума сходила от страха. И, наконец, не выдержала: стала ночью на колени и взмолилась — Господи, ну пусть же это начнется! Ниспошли мне любые боли, все что угодно, но только не беременность...
Бог явно услышал молитву Рут и наутро исполнил все ее
52
желания в полной мере: одновременно с менструацией начались адские боли. А затем они стали ежемесячно повторяться.
Что же это было — Чудо Господне? Женщина с усмешкой покачала головой. Разумеется, никакой беременности не было и в помине; «сделка с Богом», увы, оказалась не слишком удачной. Я спросил Рут, сможет ли она в конце концов отказаться от болей — вроде бы наказала себя уже предостаточно — и получил утвердительный ответ движением пальца.
СНОВА РУТ - ГОД СПУСТЯ. Через некоторое время мы неожиданно встретились снова. Поначалу все вроде бы шло хорошо, но вот месяц назад боли возобновились. А не натворила ли она случайно за это время чего-то такого, что бы заслуживало наказания? Рут не смогла вспомнить ничего, заслуживавшего внимания; помог ей сделать это опять-таки идеомоторный опрос.
В.: Вы снова себя наказываете?
О.: Да.
В.: Сделали, значит, что-то такое, чего бы, наверное, делать не следовало?
О.: Да.
В.: Изменили мужу?
О.: Нет.
В.: Но эта вина, что мучает вас, она связана как-то с сексом?
О.: Да.
В.: Значит, что-то все-таки произошло. Но когда — незадолго до последних месячных?
О.: Да.
Рут была под гипнозом; я сказал ей, что через несколько секунд разгадка сама собою придет в голову— случайной мыслью.
«Ах, да! — воскликнула она.— У моего мужа есть брат, они близнецы. Вначале этот тип, должно быть, имел на меня какие-то виды, но я его отшила очень решительно. И вот как-то раз, когда мы с мужем занялись любовью, я вдруг подумала: «А что, если на минуту представить себе, будто я... с ним?» И мысль та, представьте себе, необычайно меня возбудила! Но ни о каком раскаянии по этому поводу не может быть и речи — с какой стати? Из-за каких-то фантазий...»
Вот тут-то Рут и ошиблась: не «посоветовавшись» с сознанием, «внутренний разум» вынес ей приговор — возобновил боли. Я посоветовал ей не фантазировать больше на столь рискованную тему. К счастью, подобных рецидивов больше не возникало. А боль на этот раз прошла очень быстро — само по себе осознание причин сделало свое дело.
Как показывает практика, любое нарушение менструального цикла может быть обусловлено психологически. Слишком частые месячные, например,— это своего рода метод защиты от сексуальных посягательств, веское основание «дать отлуп» назойливому партнеру. А доктор Чик выяснил, что в основе таких заболеваний, как бесплодие, хронический выкидыш, вагинальная атрофия, вагинит и фригидность, неизменно обнаруживается, по крайней мере, один общий фактор — недовольство половой принадлежностью, отказ от женственности.
Глубокое невежество, предрассудки и страх издавна определяют отношение человека к собственной половой жизни. Страх в этом смысле опасен особенно — это жестокий, безжалостный разрушитель. Странно, конечно, ведь чувство это, предназначенное природой для выполнения исключительно важных защитных функций, сознанием нашим извращено сегодня почти до полной своей противоположности. Освобождение человека от иррациональных страхов — главная задача психотерапии.
Нужно признать, что в наши дни, как, впрочем, и прежде, наши дети практически не получают полового воспитания — родители их сами слишком закомплексованы и объяснить толком ничего не могут. Между тем отсутствие элементарной информации приводит подчас к настоящим трагедиям: девочка, ничего не знающая о менструации, может при виде своей первой крови испытать сильнейшее по-
трясение. Как ни странно, казусы такого рода и в наше время не редкость.
Секс столь прочно соединился в нашем сознании с ощущением чего-то безнравственного, что само понятие «нравственности» приобрело постоянно своеобразный половой подтекст: любое замечание о «высоконравственной женщине», например, невольно ассоциируется у нас с воздержанием или неприступностью. А ведь неплохо было бы вспомнить, наконец, об основном смысле этого слова!
По данным медицинской статистики, каждая третья американка в той или иной степени фригидна; впрочем, вряд ли можно ожидать иного положения в обществе, которое на протяжении столетий внушает собственным детям, что секс — это грязно, мерзко и пошло. Мальчики и девочки, как мы знаем, очень рано замечают между собой пресловутую «разницу», живо начинают ею интересоваться — и это совершенно нормально. Вот только не дай Бог великовозрастному блюстителю нравственности на чем-то таком их «застукать» — секс в детском сознании превратится с этой минуты в «грех» и постепенно начнет обрастать всевозможными запретами. И если сознательное отношение к проблеме с возрастом, по-видимому, изменится, то подсознание этот детский страх сохранит в себе навсегда.
Сегодня наше просвещенное общество, кажется, наконец-то позволило себе обсуждать некоторые аспекты половой жизни открыто; еще несколько лет назад услышать в приличной компании разговор о сексе было бы просто немыслимо. И все же викторианское наследие дает о себе знать: слово «мастурбация», например, по-прежнему находится у нас как бы под негласным запретом, а уж когда дело доходит до сути, мы и вовсе начинаем делать вид, будто такой проблемы не существует. Еще бы — онанизм у всех нас ассоциируется с чем-то постыдным и извращенным. Между тем связанные с этим явлением страхи и предрассудки — одна из основных причин множества нарушений в половой сфере.
ДЕВУШКА, КОТОРАЯ ЕДВА НЕ СОШЛА С УМА. Хелен (21 год), по профессии секретарша, пришла к психиатру в самых что ни на есть расстроенных чувствах: она только что уволилась с работы «по состоянию здоровья» и теперь очень надеялась получить направление в психиатрическую больницу. Девушка всерьез утверждала, будто... сошла с ума! Быстро утомившись от безуспешных попыток как-то ее в этом переубедить, доктор переправил свою самокритичную пациентку ко мне. Очень скоро я выяснил, что же в действительности с ней приключилось.
Когда девочке было десять лет, мать застала ее за занятием мастурбацией, но суровым наказанием с надлежащей нотацией не ограничилась, а повела дочь на консультацию. Здесь я должен сделать одно не слишком приятное для себя признание: не все представители моей профессии отличаются мудростью, элементарным благоразумием и компетентностью в половом вопросе. «Специалист» этот (в глазах ребенка, впрочем, действительно наделенный непререкаемым авторитетом) не нашел ничего лучшего, как припугнуть девочку тем, что если она свои «шалости» не прекратит, то, когда станет взрослой... сойдет с ума! (Мысль сама по себе абсолютно вздорная и тем не менее, насколько мне известно, имеющая хождение в определенных слоях населения.)
Разумеется, Хелен продолжала втайне от всех мастурбировать, но теперь уже — с ощущениями вины и страха. Наконец девушке исполнился 21 год: ужас непрерывного ожидания привел ее на грань нервного срыва — это свое болезненное возбуждение и приняла она за первые симптомы «обещанного» когда-то врачом безумия. К счастью, устных разъяснений с моей стороны в этом случае оказалось вполне достаточно.
До сих пор Хелен, пользовавшаяся у сверстников определенным успехом, чувствовала себя в их обществе очень неловко: секс, любовь, брак — любая мысль об этом внушала ей ужас. Через полгода после нашей единственной встречи девушка позвонила мне, чтобы поделиться большой радостью: она вышла замуж и ужасно счастлива!
Думаю, все мужчины и женщины, испытывающие любые трудности в половой сфере, должны выбрать себе хорошую специальную книгу о психологии секса — благо сегодня на книжных прилавках таковых предостаточно. Супругам я бы очень порекомендовал чтение вслух с последующим очень подробным обсуждением прочитанного: такая совместная работа освобождает от предрассудков, помогает сбросить груз лишних запретов.
Важно понять: мастурбация — совершенно нормальный и естественный способ самоудовлетворения; настолько естественный, что животные и даже птицы временами прибегают к нему в неволе. Думаю, особых угрызений совести они по этому поводу не испытывают — связанные с онанизмом страхи есть удел исключительно человеческого сознания; это не что иное, как вредный условный рефлекс.