Смекни!
smekni.com

Краткий курс истории вкп(б) история всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс. Под редакцией комиссии ЦК вкп (б) одобрен ЦК вкп (б) 1938 год (стр. 10 из 90)

рабочего класса, равно как целей и задач партии, то Ленин считал, что партия

должна быть передовым отрядом рабочего класса, что она должна быть

руководящей силой рабочего движения, объединяющей и направляющей классовую

борьбу пролетариата. Конечная цель партии -- свержение капитализма и

установление социализма. Ближайшая цель -- свержение царизма и установление

демократических порядков. И так как свержение капитализма невозможно без

предварительного свержения царизма, то главная задача партии в данный момент

состоит в том, чтобы поднять рабочий класс, поднять весь народ на борьбу с

царизмом, развернуть народное революционное движение против царизма и

свалить царизм, как первое и серьезное препятствие на пути к социализму.

"История поставила теперь перед нами, говорил Ленин, ближайшую задачу,

которая является наиболее революционной из всех ближайших задач пролетариата

какой бы то ни было другой страны. Осуществление этой задачи, разрушение

самого могучего оплота не только европейской, но также (можем мы сказать

теперь) и азиатской реакции сделало бы русский пролетариат авангардом

международного революционного пролетариата" {Ленин, т. IV, стр. 382).

И дальше:

"Мы должны помнить, что борьба с правительством за отдельные

требования, отвоевание отдельных уступок, это -- только мелкие стычки с

неприятелем, это -- небольшие схватки на форпостах, а решительная схватка

еще впереди. Перед нами стоит во всей своей силе неприятельская крепость, из

которой осыпают нас тучи ядер и пуль, уносящие лучших борцов. Мы должны

взять эту крепость, и мы возьмем ее, если все силы пробуждающегося

пролетариата соединим со всеми силами русских революционеров в одну партию,

к которой потянется асе, что есть в России живого и честного. И только тогда

исполнится великое пророчество русского рабочего революционера Петра

Алексеева: "подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда, и ярмо

деспотизма, огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах!" (там же,

стр. 59).

Таков был ленинский план создания партии рабочего класса в условиях

царско-самодержавной России.

"Экономисты" не замедлили открыть огонь против ленинского плана.

"Экономисты" утверждали, что общеполитическая борьба против царизма

является делом всех классов, прежде всего -- делом буржуазии, что она не

представляет ввиду этого серьезного интереса для рабочего класса, ибо

главный интерес рабочих состоит в экономической борьбе с хозяевами за

повышение зарплаты, улучшение условий груда и т.д. Поэтому социал-демократы

должны поставить своей главной ближайшей задачей не политическую борьбу с

царизмом, не свержение царизма, а организацию "экономической борьбы рабочих

с хозяевами и правительством", причем под экономической борьбой с

правительством понималась борьба за улучшение фабрично-заводского

законодательства. "Экономисты" уверяли, что таким способом можно было бы

"придать самой экономической борьбе политический характер".

"Экономисты" уже не решались формально возражать против необходимости

политической партии для рабочего класса. Но они считали, что партия не

должна быть руководящей силой рабочего движения, что она не должна

вмешиваться в стихийное движение рабочего класса и тем более -- руководить

им, а должна следовать за ним, изучать его и извлекать из него уроки.

"Экономисты" утверждали, далее, что роль сознательного элемента в

рабочем движении, организующая и направляющая роль социалистического

сознания, социалистической теории -- ничтожна, или почти ничтожна, что

социал-демократия не должна подымать рабочих до уровня социалистического

сознания, а, наоборот, сама должна приноравливаться и спускаться до уровня

средних или даже более отсталых слоев рабочего класса, что социал-демократия

не должна внедрять в рабочий класс социалистическое сознание, а должна

дожидаться пока стихийное движение рабочего класса само выработает

социалистическое сознание своими собственными силами.

Что касается ленинского организационного плана построения партии, то

они считали его чем-то вроде насилия над стихийным движением.

Ленин обрушился на страницах "Искры" и, в особенности, в своей

знаменитой книге "Что делать?" на эту оппортунистическую философию

"экономистов", не оставив от нее камня на камне.

1) Ленин показал, что отвлекать рабочий класс от общеполитической

борьбы с царизмом и ограничивать его задачи экономической борьбой с

хозяевами и правительством, оставляя в целости и хозяев и правительство, --

значит обрекать рабочих на вечное рабство. Экономическая борьба рабочих с

хозяевами и правительством есть тред-юнионистская борьба за лучшие условия

продажи рабочей силы капиталистам, но рабочие хотят бороться не только за

лучшие условия продажи своей рабочей силы капиталистам, но и за уничтожение

самой капиталистической системы, обрекающей их на необходимость продавать

свою рабочую силу капиталистам и подвергаться эксплуатации. Но рабочие не

могут развернуть борьбу с капитализмом, не могут развернуть борьбу за

социализм, пока на пути рабочего движения стоит царизм, цепная собака

капитализма. Поэтому ближайшая задача партии и рабочего класса состоит в

том, чтобы убрать с дороги царизм и пробить тем самым дорогу к социализму.

2) Ленин показал, что воспевать стихийный процесс рабочего движения и

отрицать руководящую роль партии, сводя ее роль к роли регистратора событий,

-- значит проповедывать "хвостизм", проповедывать превращение партии в хвост

стихийного процесса, в пассивную силу движения, способную лишь созерцать

стихийный процесс и полагаться на самотек. Вести такую проповедь -- значит

вести дело на уничтожение партии, то есть оставить рабочий класс без партии,

то есть оставить рабочий класс безоружным. Но оставлять рабочий класс

безоружным в то время, когда перед рабочим классом стоят такие враги, как

царизм, вооруженный всеми средствами борьбы, и буржуазия, организованная

по-современному и имеющая свою партию, руководящую ее борьбой против

рабочего класса, -- значит предавать рабочий класс.

3) Ленин показал, что преклоняться перед стихийностью рабочего движения

и принижать роль сознательности, принижать роль социалистического сознания,

социалистической теории, -- это значит, во-первых, издеваться над рабочими,

которые тянутся к сознательности, как к свету, во-вторых,-- обесценить в

глазах партии теорию, то есть обесценить то оружие, при помощи которого она

познает настоящее и предвидит будущее, и в-третьих, -- скатиться полностью и

окончательно в болото оппортунизма.

"Без революционной теории, говорил Ленин, не может быть и

революционного движения... Роль передового борца может выполнить только

партия, руководимая передовой теорией" (Ленин, т. IV, стр. 380).

4) Ленин показал, что "экономисты" обманывают рабочий класс, утверждая,

что социалистическая идеология может возникнуть из стихийного движения

рабочего класса, ибо на самом деле социалистическая идеология возникает не

из стихийного движения, а из науки. "Экономисты", отрицая необходимость

внесения в рабочий класс социалистического сознания, -- расчищают тем самым

дорогу буржуазной идеологии. облегчают ее внесение, ее внедрение в рабочий

класс, -- следовательно, хоронят идею соединения рабочего движения с

социализмом, помогают буржуазии.

Всякое преклонение пред стихийностью рабочего движения, говорил Ленин,

всякое умаление роли "сознательного элемента", роли социал-демократии

означает тем самым, -- совершенно независимо от того, желает ли этого

умаляющий или нет, -- усиление влияния буржуазной идеологии на рабочих" (Там

же, стр. 390). И дальше:

"Вопрос стоит только так: буржуазная или социалистическая идеология.

Середины тут нет... Поэтому всякое умаление социалистической идеологии,

всякое отстранение от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной"

(там же, стр. 391--392).

5) Подводя итоги всем этим ошибкам "экономистов", Ленин пришел к тому

выводу, что "экономисты" хотят иметь не партию социальной революции,

освобождающей рабочий класс от капитализма, а партию "социальных реформ",

предполагающих сохранение господства капитализма, что "экономисты" являются

ввиду этого реформистами, предающими коренные интересы пролетариата.

6) Ленин показал, наконец, что "экономизм" -- не случайное явление в

России, что "экономисты" являются проводниками буржуазного влияния на

рабочий класс, что они имеют союзников в западно-европейских

социал-демократических партиях в лице ревизионистов, сторонников

оппортуниста Бернштейна. На Западе среди социал-демократии стало все больше

укрепляться оппортунистическое течение, выступавшее под флагом "свободы

критики" Маркса, требовавшее "ревизии", то есть пересмотра учения Маркса

(отсюда название "ревизионизм"), требовавшее отказа от революции, от

социализма, от диктатуры пролетариата. Ленин показал, что такую же линию

отказа от революционной борьбы, от социализма, от диктатуры пролетариата --

вели русские "экономисты".

Таковы основные теоретические положения, развитые Лениным в его книге

"Что делать?".

Распространение "Что делать?" повело к тому, что через год после ее

выпуска (она была издана в марте 1902 года), ко II съезду Российской

социал-демократической партии, от идейных позиций "экономизма" осталось лишь

неприятное воспоминание, а кличка "экономист" стала восприниматься