активное участие в забастовках. Попавших в эту "черную книгу", или в "черный
список" не принимали на работу ни на одном предприятии, входившем в союз
фабрикантов этой отрасли промышленности. Расценки были понижены уже в 1908
году на 10--15 процентов. Рабочий день был повсюду удлинен до 10--12 часов.
Вновь стала процветать система грабительских штрафов.
Поражение революции 1905 года породило распад и разложение в среде
попутчиков революции. Особенно усилились разложение и упадочничество в среде
интеллигенции. Попутчики, пришедшие в ряды революции из буржуазной среды в
период бурного подъема революции, отошли от партии в дни реакции. Часть их
ушла в лагерь открытых врагов революции, часть засела в уцелевших легальных
обществах рабочего класса и старалась свернуть пролетариат с революционного
пути, старалась дискредитировать революционную партию пролетариата. Отходя
от революции, попутчики старались приспособиться к реакции, ужиться с
царизмом.
Царское правительство использовало поражение революции, чтобы наиболее
трусливых и шкурнически настроенных попутчиков революции завербовать себе в
агенты -- в провокаторы. Подлые иуды-провокаторы, которых царская охранка
засылала в рабочие и партийные организации, шпионили изнутри и предавали
революционеров.
Наступление контрреволюции шло и на идеологическом фронте. Появилась
целая орава модных писателей, которые "критиковали" и "разносили" марксизм,
оплевывали революцию, издевались над ней, воспевали предательство, воспевали
половой разврат под видом "культа личности".
В области философии усилились попытки "критики", ревизии марксизма, а
также появились всевозможные религиозные течения, прикрытые якобы "научными"
доводами.
"Критика" марксизма стала модой.
Все эти господа, несмотря на всю их разношерстность, преследовали одну
общую цель -- отвратить массы от революции.
Упадочничество и неверие коснулись также одной части партийных
интеллигентов, считавших себя марксистами, но никогда не стоявших твердо на
позициях марксизма. В числе них были такие писатели, как Богданов, Базаров,
Луначарский (примыкавшие в 1905 году к большевикам), Юшкевич, Валентинов
(меньшевики). Они развернули "критику" одновременно против
философско-теоретических основ марксизма, то есть против диалектического
материализма, и против его научно-исторических основ, то есть против
исторического материализма. Критика эта отличалась от обычной критики тем,
что она велась не открыто и честно, а завуалированно и лицемерно под флагом
"защиты" основных позиций марксизма. Мы, говорили они, в основном марксисты,
но хотели бы "улучшить" марксизм, освободить его от некоторых основных
положений. На самом деле они были враждебны марксизму, ибо старались
подорвать теоретические основы марксизма, хотя на словах лицемерно отрицали
свою враждебность к марксизму и продолжали двурушнически называть себя
марксистами. Опасность такой лицемерной критики состояла в том, что она была
рассчитана на обман рядовых партийных работников и могла ввести их в
заблуждение. И чем лицемернее велась эта критика по подрыву теоретических
основ марксизма, тем опаснее становилась она для партии, ибо тем теснее она
смыкалась с общим походом реакции против партии, против революции. Часть
отошедших от марксизма интеллигентов дошла до того, что стала проповедывать
необходимость создания новой религии (так называемые "богоискатели" и
"богостроители").
Перед марксистами стояла неотложная задача -- дать должную отповедь
этим перерожденцам в области теории марксизма, сорвать с них маску,
разоблачить их до конца и отстоять, таким образом, теоретические основы
марксистской партии.
Можно было рассчитывать, что за выполнение этой задачи возьмутся
Плеханов и его меньшевистские друзья, считавшие себя "известными теоретиками
марксизма". Но они предпочли отписаться парой незначительных статей
фельетонно-критического характера и потом уйти в кусты.
Эту задачу выполнил Ленин в своей знаменитой книге "Материализм и
эмпириокритицизм", вышедшей в свет в 1909 году.
"Менее чем за полгода, писал Ленин в этой книге, вышло в свет четыре
книги, посвященные главным образом и почти всецело нападкам на
диалектический материализм. Сюда относятся прежде всего "Очерки по (? надо
было сказать: против) философии марксизма", СПБ, 1908, сборник статей
Базарова, Богданова, Луначарского, Бермана, Гельфонда, Юшкевича, Суворова;
затем книги: Юшкевича -- "Материализм и критический реализм", Бермана --
"Диалектика в свете современной теории познания", Валентинова --
"Философские построения марксизма"... Все эти лица, объединенные -- несмотря
на резкие различия политических взглядов -- враждой против диалектического
материализма, претендуют в то же время на то, что они в философии марксисты!
Энгельсовская диалектика есть "мистика",-- говорит Берман, взгляды Энгельса
"устарели", -- мимоходом, как нечто само собою разумеющееся, бросает
Базаров, -- материализм оказывается опровергнутым нашими смелыми воинами,
которые гордо ссылаются на "современную теорию познания", на "новейшую
философию" (или "новейший позитивизм"), на "философию современного
естествознания" или даже "философию естествознания XX века" (Ленин, т. XIII,
стр. 11).
Отвечая Луначарскому, который в оправдание своих друзей --
ревизионистов в философии говорил: "может быть мы заблуждаемся, но ищем", --
Ленин писал:
"Что касается до меня, то я тоже -- "ищущий" в философии. Именно: в
настоящих заметках (речь идет о книге "Материализм и эмпириокритицизм". --
Ред.) я поставил себе задачей разыскать, на чем свихнулись люди,
преподносящие под видом марксизма нечто невероятно сбивчивое, путанное и
реакционное" (там же, стр. 12). На деле, однако, книга Ленина вышла далеко
за рамки этой скромной задачи. На самом деле книга Ленина является не только
критикой Богданова, Юшкевича, Базарова, Валентинова и их философских
учителей, -- Авенариуса и Маха, пытавшихся в своих произведениях преподнести
утонченный и приглаженный идеализм -- в противовес марксистскому
материализму. Книга Ленина является вместе с тем защитой теоретических основ
марксизма -- диалектического и исторического материализма -- и
материалистическим обобщением всего важного и существенного из того, что
приобретено наукой и, прежде всего, естествознанием за целый исторический
период, за период от смерти Энгельса до появления в свет книги Ленина
"Материализм и эмпириокритицизм". Раскритиковав, как следует, русских
эмпириокритиков и их иностранных учителей, Ленин приходит в своей книге к
следующим выводам против философско-теоретического ревизионизма:
1) "Все более тонкая фальсификация марксизма, все более тонкие подделки
антиматериалистических учений под марксизм,-- вот чем характеризуется
современный ревизионизм и в политической экономии, и в вопросах тактики, и в
философии вообще" (там же, стр. 270);
2) "Вся школа Маха и Авенариуса идет к идеализму" (там же, стр. 291);
3) "Наши махисты все увязли в идеализме" (там же, стр. 282);
4) "За гносеологической схоластикой эмпириокритицизма нельзя не видеть
борьбы партий в философии, борьбы, которая в последнем счете выражает
тенденции и идеологию враждебных классов современного общества" (там же,
стр. 292);
5) "Объективная, классовая роль эмпириокритицизма всецело сводится к
прислужничеству фидеистам (реакционеры, дающие предпочтение вере перед
наукой -- Ред.) в их борьбе против материализма вообще и против
исторического материализма в частности" (там же, стр. 292);
6) "Идеализм философский есть... дорога к поповщине" (там же, стр.
304).
Чтобы оценить громадное значение книги Ленина в истории нашей партии и
понять -- какое теоретическое богатство отстоял Ленин против всех и всяких
ревизионистов и перерожденцев периода столыпинской реакции, необходимо, хотя
бы коротко, познакомиться с основами диалектического и исторического
материализма.
Это тем более необходимо, что диалектический и исторический материализм
составляют теоретический фундамент коммунизма, теоретические основы
марксистской партии, а знание этих основ и, значит, их усвоение является
обязанностью каждого активного деятеля нашей партии.
Итак:
1) Что такое диалектический материализм?
2) Что такое исторический материализм?
2. О диалектическом и историческом материализме.
Диалектический материализм есть мировоззрение марксистско-ленинской
партии. Оно называется диалектическим материализмом потому, что его подход к
явлениям природы, его метод изучения явлений природы, его метод познания
этих явлении является диалектическим, а его истолкование явлений природы,
его понимание явлении природы, его теория -- материалистической.
Исторический материализм есть распространение положении диалектического
материализма на изучение общественной жизни, применение положений
диалектического материализма к явлениям жизни общества, к изучению общества,
к изучению истории общества.
Характеризуя свой диалектический метод, Маркс и Энгельс ссылаются
обычно на Гегеля, как на философа, сформулировавшего основные черты
диалектики. Это, однако, не означает, что диалектика Маркса и Энгельса
тождественна диалектике Гегеля. На самом деле Маркс и Энгельс взяли из
диалектики Гегеля лишь ее "рациональное зерно", отбросив гегелевскую