Смекни!
smekni.com

Краткий курс истории вкп(б) история всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс. Под редакцией комиссии ЦК вкп (б) одобрен ЦК вкп (б) 1938 год (стр. 27 из 90)

идеалистическую шелуху и развив диалектику дальше, с тем, чтобы придать ей

современный научный вид.

"Мой диалектический метод, говорит Маркс, в основе своей не только

отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для

Гегеля процесс мышления, который он под названием идеи превращает даже в

самостоятельный субъект, есть демиург (творец) действительного, которое

составляет лишь его внешнее проявление. Для меня, наоборот, идеальное есть

не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и

преобразованное в ней" (К. Маркс, Послесловие ко второму немецкому изданию

1-го тома "Капитала"). Характеризуя свой материализм, Маркс и Энгельс

ссылаются обычно на Фейербаха, как на философа, восстановившего материализм

в его правах. Однако это не означает, что материализм Маркса и Энгельса

тождественен материализму Фейербаха. На самом деле Маркс и Энгельс взяли из

материализма Фейербаха его "основное зерно", развив его дальше в

научно-философскую теорию материализма и отбросив прочь его идеалистические

и религиозно-этические наслоения. Известно, что Фейербах, будучи в основном

материалистом, восставал против названия -- материализм. Энгельс не раз

заявлял, что Фейербах "несмотря на материалистическую основу, еще не

освободился от старых идеалистических пут", что "действительный идеализм

Фейербаха выступает наружу тотчас же, как мы подходим к его этике и

философии религии" (К. Маркс и Ф. Энгельс, т. XIV, стр. 652--654).

Диалектика происходит от греческого слова "диалего", что значит вести

беседу, вести полемику. Под диалектикой понимали в древности искусство

добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и

преодоления этих противоречий. В древности некоторые философы считали, что

раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений

является лучшим средством обнаружения истины. Этот диалектический способ

мышления, распространенный впоследствии на явления природы. превратился в

диалектический метод познания природы, который рассматривал явления природы,

как вечно движущиеся и изменяющиеся, а развитие природы -- как результат

развития противоречий в природе, как результат взаимодействия

противоположных сил в природе.

В своей основе диалектика прямо противоположна метафизике.

1) Марксистский диалектический метод характеризуется следующими

основными чертами:

а) В противоположность метафизике диалектика рассматривает природу не

как случайное скопление предметов, явлений, оторванных друг от друга,

изолированных друг от друга и не зависимых друг от друга, -- а как связное,

единое целое, где предметы, явления органически связаны друг с другом,

зависят друг от друга и обусловливают друг друга.

Поэтому диалектический метод считает, что ни одно явление в природе не

может быть понято, если взять его в изолированном виде, вне связи с

окружающими явлениями, ибо любое явление в любой области природы может быть

превращено в бессмыслицу, если его рассматривать вне связи с окружающими

условиями, в отрыве от них, и, наоборот, любое явление может быть понято и

обосновано, если оно рассматривается в его неразрывной связи с окружающими

явлениями, в его обусловленности от окружающих его явлений.

б) В противоположность метафизике диалектика рассматривает природу не

как состояние покоя и неподвижности, застоя и неизменяемости, а как

состояние непрерывного движения и изменения, непрерывного обновления и

развития, где всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и

отживает свой век.

Поэтому диалектический метод требует, чтобы явления рассматривались не

только с точки зрения их взаимной связи и обусловленности, но и с точки

зрения их движения, их изменения, их развития, с точки зрения их

возникновения и отмирания.

Для диалектического метода важно прежде всего не то, что кажется в

данный момент прочным, но начинает уже отмирать, а то, что возникает и

развивается, если даже выглядит оно в данный момент непрочным, ибо для него

неодолимо только то, что возникает и развивается.

"Вся природа, говорит Энгельс, начиная от мельчайших частиц ее до

величайших тел, начиная от песчинки и кончая солнцем, начиная от протиста

(первичная живая клеточка. -- Ред.) и кончая человеком, находится в вечном

возникновении и уничтожении, в течении, в неустанном движении и изменении"

(там же, стр. 484).

Поэтому, говорит Энгельс, диалектика "берет вещи и их умственные

отражения главным образом в их взаимной связи, в их сцеплении, в их

движении, в их возникновении и исчезновении" (К. Маркс и Ф. Энгельс, т. XIV,

стр. 23).

в) В противоположность метафизике диалектика рассматривает процесс

развития, не как простой процесс роста, где количественные изменения не

ведут к качественным изменениям, -- а как такое развитие, которое переходит

от незначительных и скрытых количественных изменений к изменениям открытым,

к изменениям коренным, к изменениям качественным, где качественные изменения

наступают не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода

от одного состояния к другому состоянию, наступают не случайно, а

закономерно, наступают в результате накопления незаметных и постепенных

количественных изменений.

Поэтому диалектический метод считает, что процесс развития следует

понимать не как движение по кругу, не как простое повторение пройденного, а

как движение поступательное, как движение по восходящей линии, как переход

от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, как

развитие от простого к сложному, от низшего к высшему.

"Природа, говорит Энгельс, есть пробный камень диалектики, и

современное естествознание, представившее для этой пробы чрезвычайно

богатый, с каждым днем увеличивающийся материал, тем самым доказало, что в

природе, в конце концов, все совершается диалектически, а не метафизически,

что она движется не в вечно однородном, постоянно сызнова повторяющемся

круге, а переживает действительную историю. Здесь прежде всего следует

указать на Дарвина, который нанес сильнейший удар метафизическому взгляду на

природу, доказав, что весь современный органический мир, растения и

животные, а следовательно также и человек, есть продукт процесса развития,

длившегося миллионы лет" (там же, стр. 23).

Характеризуя диалектическое развитие, как переход от количественных

изменений к качественным изменениям, Энгельс говорит:

"В физике... каждое изменение есть переход количества в качество --

следствие количественного изменения присущего телу или сообщенного ему

количества движения какой-нибудь формы. Так, например, температура воды не

имеет на первых порах никакого значения по отношению к ее капельно-жидкому

состоянию; но при увеличении или уменьшении температуры жидкой воды

наступает момент, когда это состояние сцепления изменяется и вода

превращается -- в одном случае в пар, в другом -- в лед... Так, необходим

определенный минимум силы тока, чтобы платиновая проволока стала давать

свет: так у каждого металла имеется своя теплота плавления; так, у каждой

жидкости имеется своя определенная, при данном давлении, точка замерзания и

кипения -- поскольку мы в состоянии при наших средствах добиться

соответствующей температуры; так, наконец, у каждого газа имеется

критическая точка, при которой соответствующим давлением и охлаждением можно

превратить его в жидкое состояние... Так называемые константы физики (точки

перехода от одного состояния в другое состояние. -- Ред.) суть большею

частью не что иное, как название узловых точек, где количественное

(изменение) прибавление или убавление движения вызывает качественное

изменение в состоянии соответствующего тела,-- где, следовательно,

количество переходит в качество" (там же, стр. 527--528). Переходя, далее, к

химии, Энгельс продолжает:

"Химию можно назвать наукой о качественных изменениях тел, происходящих

под влиянием изменения количественного состава. Это знал уже сам Гегель...

Возьмем кислород: если в молекулу здесь соединяются три атома, а не два, как

обыкновенно, то мы имеем перед собой озон -- тело, определенно отличающееся

своим запахом и действием от обыкновенного кислорода. А что сказать о

различных пропорциях, в которых кислород соединяется с азотом или серой и из

которых каждая дает тело, качественно отличное от всех других тел!" (там же,

стр. 528).

Наконец, критикуя Дюринга, который бранит во всю Гегеля и тут же

втихомолку заимствует у него известное положение о том, что переход из

царства бесчувственного мира в царство ощущения, из царства неорганического

мира в царство органической жизни -- есть скачок в новое состояние, Энгельс

говорит:

"Это ведь гегелевская узловая линия отношений меры, где чисто

количественное увеличение или уменьшение вызывает в определенных узловых

пунктах качественный скачок, как, например, в случае нагревания или

охлаждения воды, где точки кипения и замерзания являются теми узлами, в

которых совершается -- при нормальном давлении -- скачок в новое агрегатное

состояние, где, следовательно, количество переходит в качество" (там же,

стр. 45--46).

г) В противоположность метафизике диалектика исходит из того, что

предметам природы, явлениям природы свойственны внутренние противоречия, ибо

все они имеют свою отрицательную и положительную сторону, свое прошлое и

будущее, свое отживающее и развивающееся, что борьба этих

противоположностей, борьба между старым и новым, между отмирающим и