Смекни!
smekni.com

Краткий курс истории вкп(б) история всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс. Под редакцией комиссии ЦК вкп (б) одобрен ЦК вкп (б) 1938 год (стр. 4 из 90)

социализма от утопии к науке" и другие, напечатала их за границей и стала

тайно распространять в России. Г. В. Плеханов, Засулич, Аксельрод и другие

участники этой группы написали также ряд произведений, в которых они

разъясняли учение Маркса и Энгельса, разъясняли идеи научного социализма.

Маркс и Энгельс, великие учители пролетариата, в противовес

социалистам-утопистам, первые разъяснили, что социализм -- не выдумка

мечтателей (утопистов), а необходимый результат развития современного

капиталистического общества. Они показали, что капиталистический строй падет

так же, как пал крепостной строй, что капитализм сам создает себе могильщика

в лице пролетариата. Они показали, что только классовая борьба пролетариата,

только победа пролетариата над буржуазией избавит человечество от

капитализма, от эксплуатации.

Маркс и Энгельс учили пролетариат сознавать свои силы, сознавать свои

классовые интересы и объединяться для решительной борьбы с буржуазией. Маркс

и Энгельс открыли законы развития капиталистического общества и научно

доказали, что развитие капиталистического общества и классовая борьба в нем

должны неизбежно привести к падению капитализма, к победе пролетариата, к

диктатуре пролетариата.

Маркс и Энгельс учили, что избавиться от власти капитала и превратить

капиталистическую собственность в собственность общественную невозможно

мирным путем, что добиться этого рабочий класс может только путем применения

революционного насилия против буржуазии, путем пролетарской революции, путем

установления своего политического господства -- диктатуры пролетариата,

которая должна подавить сопротивление эксплуататоров и создать новое,

бесклассовое коммунистическое общество.

Маркс и Энгельс учили, что промышленный пролетариат является самым

революционным и потому -- самым передовым классом капиталистического

общества, что только такой класс, как пролетариат, может собрать вокруг себя

все недовольные капитализмом силы и повести их на штурм капитализма. Но

чтобы победить старый мир и создать новое бесклассовое общество, пролетариат

должен иметь свою собственную рабочую партию, которую Маркс и Энгельс

называли коммунистической партией.

Распространением взглядов Маркса и Энгельса и занялась первая русская

марксистская группа, плехановская группа "Освобождение труда".

Группа "Освобождение труда" подняла знамя марксизма в русской

заграничной печати в тот момент, когда социал-демократического движения в

России еще не было. Необходимо было прежде всего теоретически, идейно

проложить путь этому движению. Главным идейным препятствием на пути

распространения марксизма и социал-демократического движения в то время были

народнические взгляды, преобладавшие тогда среди передовых рабочих и

революционно настроенной интеллигенции.

С развитием капитализма в России рабочий класс становился могучей

передовой силой, способной к организованной революционной борьбе. Но

передовой роли рабочего класса не понимали народники. Русские народники

ошибочно считали, что главной революционной силой является не рабочий класс,

а крестьянство, что власть царя и помещиков можно свергнуть путем одних лишь

крестьянских "бунтов". Народники не знали рабочий класс и не понимали, что

без союза с рабочим классом и без его руководства одни крестьяне не смогут

победить царизм и помещиков. Народники не понимали, что рабочий класс

является самым революционным и самым передовым классом общества.

Народники сначала пытались поднять крестьян на борьбу против царского

правительства. С этой целью революционная интеллигентная молодежь,

переодевшись в крестьянскую одежду, двинулась в деревню -- "в народ", как

тогда говорили. Отсюда и произошло название "народники". Но за ними

крестьянство не пошло, так как они и крестьян, как следует, не знали и не

понимали. Большинство народников было арестовано полицией. Тогда народники

решили продолжать борьбу против царского самодержавия одними своими силами,

без народа, что привело к еще более серьезным ошибкам,

Народническое тайное общество "Народная воля" стало готовить убийство

царя. 1 марта 1881 года народовольцам удалось брошенной бомбой убить царя

Александра II. Однако, это не принесло никакой пользы народу. Убийствами

отдельных лиц нельзя было свергнуть царское самодержавие, нельзя было

уничтожить класс помещиков. На место убитого царя появился другой --

Александр III, при котором рабочим и крестьянам стало жить еще хуже.

Избранный народниками путь борьбы с царизмом посредством отдельных

убийств, посредством индивидуального террора был ошибочным и вредным для

революции. Политика индивидуального террора исходила из неправильной

народнической теории активных "героев" и пассивной "толпы", ждущей от

"героев" подвига. Эта ложная теория говорила, что только отдельные

выдающиеся одиночки делают историю, а масса, народ, класс, "толпа", как

презрительно выражались народнические писатели, неспособна к сознательным,

организованным действиям, она может только слепо идти за "героями". Поэтому

народники отказались от массовой революционной работы среди крестьянства и

рабочего класса и перешли к индивидуальному террору. Народники заставили

одного из крупнейших революционеров того времени -- Степана Халтурина

прекратить работу по организации революционного рабочего союза и целиком

заняться террором.

Народники отвлекали внимание трудящихся от борьбы с классом угнетателей

бесполезными для революции убийствами отдельных представителей этого класса.

Они тормозили развитие революционной инициативы и активности рабочего класса

и крестьянства.

Народники мешали рабочему классу понять его руководящую роль в

революции и задерживали создание самостоятельной партии рабочего класса.

Хотя тайная организация народников была разбита царским правительством,

народнические взгляды долго еще держались среди революционно настроенной

интеллигенции. Остатки народников упорно сопротивлялись распространению

марксизма в России, мешали организации рабочего класса.

Поэтому марксизм в России мог вырасти и окрепнуть лишь в борьбе с

народничеством.

Группа "Освобождение труда" развернула борьбу против ошибочных взглядов

народников, показывала, какой вред приносит рабочему движению учение

народников и их способы борьбы.

В своих работах, направленных против народников, Плеханов показал, что

взгляды народников ничего общего не имеют с научным социализмом, хотя

народники и называли себя социалистами.

Плеханов первый дал марксистскую критику ошибочных взглядов народников.

Нанося меткие удары народническим взглядам, Плеханов одновременно развернул

блестящую защиту марксистских взглядов.

В чем заключались основные ошибочные взгляды народников, которым

Плеханов нанес сокрушительный удар?

Во-первых, народники утверждали, что капитализм в России представляет

"случайное" явление, что он не будет развиваться в России, следовательно, не

будет расти и развиваться и пролетариат.

Во-вторых, народники не считали рабочий класс передовым классом в

революции. Они мечтали о достижении социализма без пролетариата. Главной

революционной силой народники считали крестьянство, руководимое

интеллигенцией, и крестьянскую общину, которую они рассматривали как зародыш

и основу социализма.

В-третьих, у народников был ошибочный и вредный взгляд на весь ход

истории человечества. Они не знали и не понимали законов экономического и

политического развития общества. Они были в этом отношении совершенно

отсталыми людьми. По их мнению, историю делают не классы и не борьба

классов, а лишь отдельные выдающиеся личности -- "герои", за которыми слепо

идут масса, "толпа", народ, классы.

Борясь против народников и разоблачая их, Плеханов написал ряд

марксистских работ, на которых учились и воспитывались марксисты в России.

Такие работы Плеханова, как "Социализм и политическая борьба", "Наши

разногласия", "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю",

расчистили почву для победы марксизма в России.

В своих работах Плеханов дал изложение основных вопросов марксизма.

Особо важное значение имела его книга "К вопросу о развитии монистического

взгляда на историю", изданная в 1895 году. Ленин указывал, что на этой книге

"воспиталось целое поколение русских марксистов" (Ленин, т. XIV, стр. 347).

В своих работах, направленных против народников, Плеханов доказал, что

нелепо ставить вопрос так, как ставили его народники: должен или не должен

развиваться капитализм в России? Дело в том, говорил Плеханов, доказывая это

фактами, что Россия уже вступила на путь капиталистического развития и что

нет такой силы, которая могла бы ее с этого пути свернуть.

Задача революционеров была не в том, чтобы задержать развитие

капитализма в России, -- этого они все равно не смогли бы сделать. Задача

революционеров заключалась в том, чтобы опереться на ту мощную революционную

силу, которая порождается развитием капитализма, -- на рабочий класс,

развивать его классовое сознание, организовать его, помочь ему создать свою

рабочую партию.

Плеханов разбил и второй основной ошибочный взгляд народников --

отрицание ими передовой роли пролетариата в революционной борьбе. Народники

рассматривали появление пролетариата в России как своего рода "историческое

несчастье", писали о "язве пролетариатства". Плеханов, защищая учение