марксизма и его полную применимость к России, доказывал, что, несмотря на
количественное преобладание крестьянства и сравнительную малочисленность
пролетариата,-- именно на пролетариат, на его рост должны революционеры
возложить свои главные надежды.
Почему именно на пролетариат?
Потому, что пролетариат, несмотря на его нынешнюю немногочисленность,
является таким трудящимся классом, который связан с наиболее передовой
формой хозяйства, -- с крупным производством, и имеет в виду этого большую
будущность.
Потому, что пролетариат, как класс, растет из году в год, развивается
политически, легко поддается организации в силу условий труда на крупном
производстве и наиболее революционен в силу своего пролетарского положения,
ибо в революции ему нечего терять, кроме своих цепей.
Иначе обстоит дело с крестьянством.
Крестьянство (речь шла об единоличном крестьянстве -- Ред.), несмотря
на его многочисленность, является таким трудящимся классом, который связан с
наиболее отсталой формой хозяйства, -- мелким производством, ввиду чего оно
не имеет и не может иметь большой будущности.
Крестьянство не только не растет, как класс, а, наоборот, распадается
из году в год на буржуазию (кулаки) и бедноту (пролетарии, полупролетарии).
К тому же оно труднее поддается организации в силу своей распыленности и
менее охотно идет в революционное движение в силу своего
мелкособственнического положения, чем пролетариат.
Народники утверждали, что в России социализм придет не через диктатуру
пролетариата, а через крестьянскую общину, которую они считали зародышем и
базой социализма. Но община не была и не могла быть ни базой, ни зародышем
социализма, так как в общине господствовали кулаки, "мироеды",
эксплуатировавшие бедняков, батраков, маломощных середняков. Формально
существовавшее общинное землевладение и происходившие время от времени
переделы земли по душам нисколько не меняли дела. Землей пользовались те
члены общины, у которых были рабочий скот, инвентарь, семена, то есть
зажиточные середняки и кулаки. Безлошадные крестьяне, бедняки и вообще
маломощные вынуждены были отдавать землю кулакам и идти в наймиты, в
батраки. Крестьянская община была на самом деле удобной формой для прикрытия
кулацкого засилия и дешевым средством в руках царизма для сбора налогов с
крестьян по принципу круговой поруки. Потому-то царизм не трогал
крестьянскую общину. Смешно было бы считать такую общину зародышем или базой
социализма.
Плеханов разбил также третий основной ошибочный взгляд народников
насчет первостепенной роли в общественном развитии "героев", выдающихся
личностей, их идей, и насчет ничтожной роли массы, "толпы", народа, классов.
Плеханов обвинял народников в идеализме, доказывая, что правда не на стороне
идеализма, а на стороне материализма Маркса -- Энгельса.
Плеханов развил и обосновал точку зрения марксистского материализма.
Согласно марксистского материализма, он доказывал, что развитие общества
определяется в конечном счете не пожеланиями и идеями выдающихся личностей,
а развитием материальных условий существования общества, изменениями
способов производства материальных благ, необходимых для существования
общества, изменениями взаимоотношении классов в области производства
материальных благ, борьбой классов за роль и место в области производства и
распределения материальных благ. Не идеи определяют
общественно-экономическое положение людей, а общественно-экономическое
положение людей определяет их идеи. Выдающиеся личности могут превратиться в
ничто, если их идеи и пожелания идут вразрез с экономическим развитием
общества, вразрез с потребностями передового класса, и -- наоборот --
выдающиеся люди могут стать действительно выдающимися личностями, если их
идеи и пожелания правильно выражают потребности экономического развития
общества, потребности передового класса.
На утверждения народников о том, что масса есть толпа, что только герои
делают историю и превращают толпу в народ, марксисты отвечали: не герои
делают историю, а история делает героев, следовательно,-- не герои создают
народ, а народ создает героев и двигает вперед историю. Герои, выдающиеся
личности могут играть серьезную роль в жизни общества лишь постольку,
поскольку они сумеют правильно понять условия развития общества, понять,--
как их изменить к лучшему. Герои, выдающиеся личности могут попасть в
положение смешных и никому ненужных неудачников, если они не сумеют
правильно понять условий развития общества и начнут переть против
исторических потребностей общества, возомнив себя "делателями" истории.
К разряду таких именно героев-неудачников и принадлежали народники.
Литературные произведения Плеханова, его борьба с народниками
основательно подорвали влияние народников среди революционной интеллигенции.
Но идейный разгром народничества далеко еще не был завершен. Эта задача --
добить народничество, как врага марксизма -- выпала на долю Ленина.
Большинство народников вскоре после разгрома партии "Народной воли"
отказалось от революционной борьбы с царским правительством, стало
проповедывать примирение, соглашение с царским правительством. Народники в
80-х и 90-х годах стали выразителями интересов кулачества.
Группа "Освобождение труда" составила два проекта программы русских
социал-демократов (первый в 1884 г. и второй в 1887 г.). Это был очень
важный шаг для подготовки создания марксистской социал-демократической
партии в России.
Но у группы "Освобождение труда" были и серьезные ошибки. В ее первом
проекте программы были еще остатки народнических взглядов, допускалась
тактика индивидуального террора. Плеханов не учитывал, далее, что в ходе
революции пролетариат может и должен повести за собой крестьянство, что
только в союзе с крестьянством пролетариат сможет одержать победу над
царизмом. Плеханов рассматривал, далее, либеральную буржуазию, как силу,
которая может оказать поддержку революции, хотя и непрочную поддержку,
крестьянство же в некоторых своих работах он совсем скидывал со счета,
заявляя, например, что:
"Кроме буржуазии и пролетариата мы не видим других общественных сил, на
которые могли бы у нас опираться оппозиционные или революционные комбинации"
(Плеханов, т. III, стр. 119).
Эти ошибочные взгляды Плеханова были зародышем его будущих
меньшевистских взглядов.
И группа "Освобождение труда" и марксистские кружки того времени не
были еще связаны практически с рабочим движением. Это был еще период
возникновения и упрочения в России теории марксизма, идей марксизма,
программных положений социал-демократии. Социал-демократия за десятилетие
1884--1894 годов существовала еще в виде отдельных небольших групп и
кружков, не связанных или очень мало связанных с массовым рабочим движением.
Подобно еще неродившемуся, но уже развивающемуся в утробе матери младенцу,
социал-демократия переживала, как писал Ленин, "процесс утробного развития".
Группа "Освобождение труда" "лишь теоретически основала
социал-демократию и сделала первый шаг навстречу рабочему движению",--
указывал Ленин.
Задачу соединения марксизма с рабочим движением в России, а также
исправления ошибок группы "Освобождение труда" пришлось разрешить Ленину.
3. Начало революционной деятельности Ленина. Петербургский "Союз борьбы
за освобождение рабочего класса".
Владимир Ильич Ленин, основатель большевизма, родился в г. Симбирске
(ныне Ульяновск) в 1870 году. В 1887 году Ленин поступил в Казанский
университет, но скоро был арестован и исключен из университета за участие в
революционном движении студентов. В Казани Ленин вступил в марксистский
кружок, организованный Федосеевым. После переезда Ленина в Самару вокруг
него быстро образовался первый кружок самарских марксистов. Уже тогда Ленин
поражал всех своим знанием марксизма.
В конце 1893 года Ленин переехал в Петербург. Первые же выступления
Ленина произвели сильное впечатление на участников петербургских
марксистских кружков. Необыкновенно глубокое знание Маркса, умение применять
марксизм к экономической и политической обстановке России того времени,
горячая, несокрушимая вера в победу рабочего дела, выдающийся
организационный талант -- все это сделало Ленина признанным руководителем
петербургских марксистов.
Ленин пользовался горячей любовью передовых рабочих, с которыми он
занимался в кружках.
"Наши лекции,-- вспоминал рабочий Бабушкин о занятиях Ленина в рабочих
кружках, -- носили характер очень живой, интересный, мы все бывали очень
довольны этими лекциями и постоянно восхищались умом нашего лектора".
В 1895 году Ленин объединил в Петербурге все марксистские рабочие
кружки (их было уже около 20) в один "Союз борьбы за освобождение рабочего
класса". Этим он подготовил создание революционной марксистской рабочей
партии.
Ленин ставил перед "Союзом борьбы" задачу связаться теснее с массовым
рабочим движением и политически руководить им. От пропаганды марксизма среди
небольшого количества передовых рабочих, собранных в пропагандистских
кружках, Ленин предложил перейти к злободневной политической агитации среди
широких масс рабочего класса. Этот поворот в сторону массовой агитации имел
серьезное значение для дальнейшего развития рабочего движения в России.
В 90-х годах промышленность переживала период подъема. Росло количество