В качестве еще одного основополагающего фактора совершения преступлений несовершеннолетними выступает воспитание, существенные дефекты которого обусловливают в большинстве случаев искаженное формирование личности и последующий переход несовершеннолетних на преступный путь. Именно в семье детям прививаются правила поведения. Весь дальнейший процесс становления личности основывается на нравственных устоях, заложенных в характере человека семьей. Практически все специалисты (социологи, психологи, педагоги, криминологи), посвящающие свои работы темам детства, подрастающего поколения, так или иначе, касаются проблем семьи как социального института семейного воспитания. И это не случайно: здесь все истоки абсолютного большинства качеств и свойств личности, будущих ее достоинств и пороков. Еще А.Б.Сахаров и Г.М.Миньковский в свое время предлагали все существенные отклонения от нормы в сфере семейного воспитания разделить на 3 группы:
1) материально-бытовые условия семьи;
2) состав семьи и структура;
3) нравственная и воспитательно-педагогическая позиция.
Итак, если говорить о материально бытовых условиях жизни семьи, то это один из важнейших факторов социализации подростка. «Бедность семьи сужает число жизненных шансов для детей, и вероятность «наследования» детьми бедности родителей очень высока». Низкий уровень материальной обеспеченности семьи часто стимулирует формирование у подростков психологии изгоев общества, а она в свою очередь предопределяет негативное отношение к труду и учебе, неуважение к закону и базовым ценностям общества, и как следствие преступного поведения. Хочется подчеркнуть, конечно, недопустимо представлять, что материальное неблагополучие автоматически и неизбежно приведет к вышеуказанным результатам.
Если говорить о составе и структуре семьи, то совершенно понятно, что сам по себе факт воспитания ребенка в неполной семье не может и не должен рассматриваться как фатально неизбежное криминогенное обстоятельство. Однако, многократно доказано, что в массе своей неполные семьи значительно чаще, чем нормальные по своей структуре оказываются «территорией криминогенного риска». На отсутствие в семье одного из ее членов: отца или матери – как обстоятельство, откладывающее серьезный отпечаток в сознании и характере подростка, имеющих важное значение для воспитания нравственно полноценной личности, - указывал А.Б.Сахаров еще в 1961г. в своей монографии.
Еще одним из ключевых моментов является нравственная атмосфера в семье. Нравственная обстановка в решающей степени определяется характером взаимоотношений между членами семьи, прежде всего отношениями между взрослыми ее членами и подрастающим поколением. Хуже всего, когда ребенок ощущает себя чужим и беспомощным в семейном окружении, тем более, когда понимает что это окружение просто враждебно ему. Такая тенденция опасна тем, что в трудных жизненных ситуациях подростки могут обратиться за помощью к лицам с асоциальной направленностью, которые, оказав подчас сомнительного характера помощь, становятся значимыми в жизни ребенка и оказывают в дальнейшем существенное влияние на его поведение. Но, пожалуй, крайней стадией семейного неблагополучия, перечеркивающей саму возможность нормального нравственного формирования личности ребенка, подростка в семейной среде является прямая агрессивность родителей по отношению к нему. Между тем это явление в последние годы стало особенно распространенным. Таким образом, лишенные в морально неблагополучной семье эмоционального комфорта подростки попадают под влияние улицы. Здесь-то они и получают то, чего не получили ни в школе, ни в семье: удовлетворение потребностей в общении и самоутверждении, зачастую перенимая антиобщественные установки. Одну из основных ролей в воспитании и формировании личности наряду с семьей играет школа, функции которой заключаются не только в том, чтобы дать полный багаж знаний, но и в создании у ребенка морально-нравственных устоев. На самом же деле вся воспитательная работа сводится к занесению в дневник замечаний относительно поведения. Сейчас в большинстве учебных заведений практически не ведется работа по воспитанию учащихся, а она особенно нужна тем, кто нуждается в индивидуальном подходе.
Ювенальная юстиция в России
Общемировые гуманные идеи в отношении детской преступности не приживаются в России, формирование особой уголовной политики в отношении несовершеннолетних много лет находится на стадии дискуссий. В царской России действовали специальные суды для несовершеннолетних. До учреждения судов для малолетних статистика была такой же неутешительной, как и сегодня. Применялся Закон от 2 июля 1897 г. «О малолетних и несовершеннолетних преступниках». Этот Закон предусматривал для подростков наказание в виде заключения в тюрьму, хотя и в специально отведенные для них помещения. К несовершеннолетним в возрасте от 17 лет до 21 года (совершеннолетие в дореволюционной России наступало с 21 года) Закон применял каторгу и поселение. В литературе тех времен приводились следующие статистические данные. За период 1898 - 1907 гг. 4047 несовершеннолетних осуждены к помещению в колонии и 8442 - в тюрьмы и арестные дома.
В 1912 г. в России уже работали суды для несовершеннолетних и ситуация изменилась в лучшую сторону. Судебный процесс именовался так формально: по сути, это была беседа судьи с подростком в присутствии опекунов и попечителей. Не предусматривалось ни судебной защиты, ни обвинительного решения. Основной мерой наказания был попечительский надзор. Существовала возможность подачи апелляционной жалобы в особое отделение мировых судей.
Законодательный процесс в области уголовной политики в отношении несовершеннолетних идет в России сегодня со знаком минус. Законодатель не сформулировал новый взгляд на «детский» уголовный процесс как на процедуру воспитательную и охранительную, а нормы международного права, несмотря на постановление Пленума Верховного Суда РФ, пока не закрепились и не работают.
Глава 14 Уголовного кодекса Российской Федерации называется «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».
Употребив слово «особенности», законодатель как бы подчеркивает особый подход к привлечению несовершеннолетних к уголовной ответственности и назначению им наказания в силу социальных, морально-этических и психических факторов. Социальная потребность закрепления особого порядка уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних заключается в том, что с учетом особенностей интенсивно развивающейся психики подростка необходимая достаточность уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних преступников может быть достигнута в большинстве случаев применением к ним смягченных или специфичных мер воздействия. Но для того чтобы избежать при этом избыточности репрессии, необходимо в каждом случае детально выяснять особенности уровня развития несовершеннолетнего, условий его жизни и воспитания, физическое и психическое состояние, социальный статус.
Уголовное законодательство РФ предусматривает возможность привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних, которыми признаются лица, достигшие возраста 14 лет. В таком возрасте подростки, как правило, психически и социально незрелы, их личность еще окончательно не сформировалась, и поэтому исправительное воздействие применительно к несовершеннолетнему должно носить прежде всего воспитательный характер.
Уголовная ответственность несовершеннолетних - проблема не только российской правовой системы. Ювенальная юстиция - термин международный, главное звено системы правосудия в отношении несовершеннолетних граждан - суд по делам несовершеннолетних. Основными принципами ювенальной юстиции являются: ценность личности несовершеннолетнего, представшего перед судом; активное использование в судебном процессе данных о несовершеннолетних, полученных судом от специализированных вспомогательных юридических учреждений (служб, органов); усиление охранительной функции суда по отношению к несовершеннолетнему (повышенная судебная защита несовершеннолетнего в качестве потерпевшего, свидетеля, подсудимого, осужденного и т.п., рассмотрение дел в отношении несовершеннолетних в закрытых судебных заседаниях, а также о преступных посягательствах на них); уменьшение размера наказания по факту несовершеннолетия в соответствии с Уголовным кодексом РФ; предпочтение принудительным мерам средств воспитательного воздействия и др.; специальная подготовка судей по делам несовершеннолетних; особый упрощенный (неформальный) порядок судопроизводства в отношении несовершеннолетних; наличие системы специализированных вспомогательных служб. Первоначально ювенальная юстиция сформировалась в конце XIX в. в США и затем получила широкое распространение в Англии, Германии, Франции, Австрии и других странах мира. В России, первый суд для несовершеннолетних был учрежден в 1910 г. в г. Санкт - Петербурге, а затем в Москве и других городах. Однако в годы советской власти проблемы ювенальной юстиции практически не рассматривались.
В Российской Федерации с 90-х гг. XX в. началась разработка вопросов отечественной ювенальной юстиции. Важнейшее отличие ювенального правосудия в том, что оно рассматривает ребенка не как объект для репрессии, а как субъект реабилитации. В центре внимания ювенальной юстиции - ребенок и его проблемы, а не ведомственная отчетность, требуемая нормами права. Данный подход позволяет избежать рецидива, уберечь оступившегося от криминальной жизни.
Однако, вопрос о формах организации правосудия по делам несовершеннолетних является спорным. На самом деле в международных стандартах не содержится прямого требования о создании специальных судов по делам несовершеннолетних. В большинстве стран подобные суды отсутствуют. Тем не менее, в этих странах суды всегда рассматривают дела несовершеннолетних в особых условиях (например, в закрытых заседаниях) и приговаривают их к иным и, как правило, более мягким мерам наказания, чем взрослых.