Разговор между матерью и сыном может выглядеть примерно так:
Мать. Я сотни раз просила не возвращаться домой после дискотеки в столь поздний час. Ты знаешь, как я извелась, ожидая тебя?! Сколько это будет продолжаться?!!
Сын. 1. Но, мама... 2. Я...
1. и так...
2. ушел...
1. одним...
2. из первых! l.Bce...
2. друзья...
1. уже смеются... ?
2. надо мной!!!
И несколько цепочек упражнений...
Однажды коллега обратился ко мне с просьбой посоветовать какой-нибудь цикл упражнений, который можно было бы проводить в течение нескольких занятии в самом обычном школьном классе, убрав предварительно в сторону столы и стулья.
Важно было спланировать встречи так, чтобы в ходе репетиции полностью заканчивать работу над определенным куском материала, а не переносить «хвосты» на следующую неделю. С другой стороны, между этими еженедельными встречами должна прослеживаться некая органичная, понятная и естественная для участников связь.
Понятно, что «Голубая папка» вновь пришла мне на помощь. Начав с простого подбора заданий, я увлекся и не успокоился до тех пор, пока на бумаге не выстроились несколько абсолютно логичных и поэтому по-своему красивых цепочек заданий...
Товарищ рассыпался в благодарностях: он совсем не предполагал, что простенькая просьба выльется в многостраничное руководство. Пришлось его успокоить тем, что и для меня самого результат оказался в большой мере сюрпризом. Зато теперь он сможет на практике проверить верность теоретических размышлений. На том и порешили. Я передал другу исписанные листы и с нетерпением ждал, как школьники воспримут мои идеи.
К нашей общей радости, эксперимент прошел на ура. Наверное, помогло и то, что в каждой тематической цепочке, в каждой серии упражнений есть задания и на знакомство, и на физический разогрев, театральные импровизации, упражнения на концентрацию внимания, работу с партнером... При этом выяснилось, что детям очень понравилось из недели в неделю возвращаться к той же теме, обнаруживая, что, потянув за одно звено цепочки, они вытаскивают на свет Божий все новые и новые задания, различной степени сложности, по-разному продолжающие знакомый по прошлым занятиям материал.
Три из возможных цепочек я решил предложить вниманию читателя. При этом, разумеется, у каждого, кто захочет воспользоваться ими, остается право изменить порядок упражнений, что-то изъять из цепочки или добавить недостающее звено... Предложенный вариант лично мне кажется оптимальным, но «о вкусах не спорят».
И последнее необходимое замечание: возраст участвующих в этих заданиях никакой роли не играет. Придуманы они были для школьников, но одинаково хорошо воспринимаются и подростками, и взрослыми людьми.
57. «ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ЛАБИРИНТЕ»
Встреча эта начинается с разговора о том, насколько важна в нашей жизни вообще и в театре в частности атмосфера взаимной поддержки, доверия, сотрудничества.
– Ни один успешный театральный проект или спектакль невозможен без совместных усилий многих людей. Эпоха одиночек закончилась. На смену Тарзану и Джеймс Бонду пришли группы действующих лиц. Компании персонажей. Так и в театре. Даже если кто-то из вас станет в скором будущем признанной звездой Бродвея, все равно залогом вашего успеха станет ваш собственный талант плюс слаженная работа профессиональной творческой группы.
Драматург напишет для вас блестящий текст роли, режиссер займется постановкой спектакля с вашим участием, продюсер обеспечит финансовую и административную поддержку проекта, художник продумает и создаст эффектные декорации и костюмы, композитор напишет проникновенную музыку, бутафор организует необходимый реквизит, осветитель позаботится о световой палитре спектакля, специалист по рекламе организует рекламную кампанию, которая приведет к кассам театра тысячи желающих. Здесь в работу включатся кассиры, продающие билеты, уборщица, приводящая в порядок зал, рабочие сцены, монтировщики декораций, саундмен, гример...
Одна из сложностей и опасностей актерской профессии (и одна из волнующих радостей ее!) – это непредсказуемость результата.
Каждый раз, выходя на сцену, актер ступает на некую тайную тропу, входит в волшебный лабиринт, который может вывести его к успеху, аплодисментам, цветам и благодарным улыбкам зрителей, а может... завести в тупик.
Чешский драматург и писатель Карел Чапек так писал об этой опасности в очерке «Как ставится пьеса?»: «Театр – сродни военному искусству и азартной игре в рулетку. Никто заранее не знает, каким получится спектакль. Ибо театральный спектакль – не столько выполнение намеченного замысла, сколько преодоление бесчисленных и неожиданных препятствий. Каждая планка в декорациях, каждый нерв в человеке могут внезапно лопнуть... И хотя они обычно не лопаются, атмосфера в театре всегда остается напряженной. Иначе просто не может быть!»
* * *
Чтобы ориентироваться в этом непростом мире, нужно верить в себя, в партнера, нужно уметь концентрироваться на достижении цели. Для начала попробуем потренировать эти качества в упражнении «Прятки ночью» (см. раздел «КВС – контакт, взаимодействие, сотрудничество»). Если время позволяет, то можно провести любую из модификаций упражнения «Поводырь» из того же раздела «КВС».
– Ну а сейчас, после того как вы размялись и убедились в надежности своих товарищей, можно приступить к основному приключению. Сегодня нас ждет Волшебный Лабиринт. Почему лабиринт, думаю, вы запомнили с нашей первой встречи. Мы говорили о том, что в творчестве нет никаких гарантий. Иногда тропа выводит нас к успеху, иногда приходится долго блуждать, пока выйдем на нужную дорогу, а порой – что скрывать – мы оказываемся в тупике. Выйти из него непросто, но необходимо.
А вот почему наш Лабиринт волшебный, мы узнаем в конце встречи. Тогда же и обсудим, как проходило наше необычное путешествие. А сейчас разбейтесь, пожалуйста, на пары. Мы начинаем игру!
На полу чертится мелом или отмечается цепочкой из положенных один за другим стульев маршрут. Он представляет собой извилистую тропинку длиной в 3–5 метров и шириной около метра. Один из каждой пары начинает игру как ведущий, второму завязывают глаза – он ведомый. Его задача – пройти по маршруту и не запутаться в лабиринте. Ведущий дает указания словами: влево, вправо, два шага в сторону и так далее. Ему нельзя касаться ведомого руками и как-то, кроме слов, руководить действиями партнера.
Для каждого определяется время прохождения лабиринта. Затем в паре участники меняются ролями и засекается время, за которое второй участник прошел лабиринт, Определяется общее время пары. В конце можно назвать пару-победительницу – ту, которая прошла маршрут за кратчайший срок.
...Итак, все разбились на пары и готовы к игре. Скажите, вы все уверены в своих силах? В надежности партнеров? Бывало ли, что в состоянии напряжения вы теряли над собой контроль и забывали самые простые вещи? Например, все знают, где лево, право? Вперед и назад? Покажите, пожалуйста, рукой эти направления! Вы уверены, что даже в сложной ситуации не перепутаете эти понятия? Что ж, прекрасно! Несколько вещей, на которые я хотел бы обратить внимание участников до начала игры:
• ведущий несет полную ответственность за ведомого. Он четко и вовремя предупреждает его обо всех возможных опасностях и преградах;
• большая просьба ко всем без исключения участникам: запомните, пожалуйста, все свои ощущения, эмоции в двух ролях – ведущего и ведомого;
• задание зрителям: успех зависит и от вас. Соблюдайте тишину, чтобы не мешать контакту между партнерами на площадке. Обратите особое внимание на то, как изменяется у человека, проходящего лабиринт, язык тела, задумайтесь: почему это происходит? Походка, спина, руки расскажут вам немало о переживаниях героя. Запомните все эти детали до окончания игры!
Ну а сейчас я приглашаю на площадку первую пару. Успеха вам! <...>
Закончилось путешествие по лабиринту. Объявляются итоги и победители. Вслед за этим начинается обсуждение хода игры. Что чувствовали участники? Что увидели со стороны зрители? Кто запомнил и может продемонстрировать на площадке типичный «язык тела» проходящего лабиринт игрока? Обращаем внимание на то, как изменилась пластика человека, лишенного возможности видеть окружающий мир. Он напряжен, неуверен, медленно передвигается в пространстве...
После завершения обсуждения предлагаем разбиться на пары или группы и даем очередное задание.
– Придумайте и сыграйте сцену, в которой пройденный вами лабиринт превратится в какую-то другую, непривычную, опасную, неизвестную по прошлому опыту территорию. Это может быть улица ночью, окраина незнакомого города, минное поле, подвесной мост над пропастью, канат над ареной цирка, тропинка через джунгли... Определите не только место действия, но и решите, кто он – ваш герой? Почему оказался в данном месте? Куда направляется, какова его цель? <...>
Каждая пара или группа по очереди показывают сцену. Играется она с открытыми глазами, но память эмоциональная, мышечная должны постоянно сопровождать актеров, напоминая о том, как тело и чувства отзывались на прохождение лабиринта. Как передать зажим тела, напряжение спины, дрожь в коленках... Как вспомнить и воспроизвести уже в иной ситуации то, о чем вспоминали игроки сразу после упражнения: сухость во рту, изменившийся ритм ходьбы, чувство ответственности за товарища и многое-многое другое...
Подводятся итоги занятия. Разговариваем с учениками о важности быть одушевленной «копилкой»: запоминать походки, характеры, лица, запахи, физические и эмоциональные ощущения, чтобы потом при необходимости вызвать их в памяти и использовать на сцене.