Смекни!
smekni.com

Тренинг Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать Первоклассным актером (стр. 13 из 39)

Прощаясь, просим принести на следующую встречу рассказы или рисунки (можно и рассказы и рисунки!) о тех событиях в жизни молодых актеров, которые вспомнились им в связи с упражнением «Лабиринт».

После одной из встреч «Приключения в лабиринте» пятиклассники принесли коротенькие сочинения о своих впечатлениях. Вот выдержки из нескольких работ.

«Когда я вел товарища по лабиринту, то мне казалось, что я стал его частью. Но мне было запрещено приближаться к нему и заходить на территорию лабиринта, это создавало особое напряжение в игре» (Алекс).

«Я всегда была не уверена в своих силах. Поэтому, когда шла по лабиринту, была очень взволнована и напряжена. Мне это напомнило страхи о моей младшей сестре, когда я остаюсь с ней дома одна. Без родителей. Или когда вечером кто-то вдруг стучит в дверь квартиры: может быть, это воры?! Но когда я прошла лабиринт, почти не сбившись, я была очень-очень рада!» (Ронит).

«Мы с подружками сыграли сцену, которая напомнила мне проход по лабиринту. Это было, когда я маленькая ходила в школу и переходила две большие и широкие дороги. Я очень боялась, но все равно научилась переходить дорогу самостоятельно...» (Милана).

«Игра требовала от меня ответственности. Я чувствовал напряжение и боялся, что мой товарищ проиграет из-за меня. Я говорил ему идти вправо, а он поворачивал налево. Меня это злило. Я хотел остановить игру, но не мог бросить его одного в лабиринте!» (Ури).

«У меня было очень странное чувство. Тело было напряжено. Не знала, что мне делать. Куда идти. Я совсем забыла, что лабиринт не настоящий, а нарисованный на полу, поэтому бояться нечего... Диана очень помогла мне, в конце концов мне удалось пройти весь путь. После этого я сказала себе, что в следующий раз я не буду бояться! Это напомнило мне случай, когда мы ехали с друзьями в лифте. Кто-то выключил свет, ничего не стало видно, и мы от страха закричали...» (Ясмин).

«Я чувствовал страх, и будто бы никого не было вокруг меня. Ведь глаза были завязаны. Мне казалось, что я в пещере, которая находится в небе. Как будто нет земли под ногами и я падаю. Я вспомнил, как когда-то упал, разбил голову, и ночью родители повезли меня в больницу...» (Илья).

«Я чувствовала огромную ответственность за Ясмин. Еще меня очень огорчило, когда она сбилась с дороги» (Диана).

58. «ТЕМПОРИТМ»

Понятия «темп» и «ритм», столь важные для сценической работы, лежат в основе этой тематической цепочки упражнений.

Ритм по определению – это равномерное чередование каких-либо элементов в звучании или в движении, например ритм танца, музыкальный ритм.

Темп – степень быстроты в осуществлении чего-либо: быстрый темп, медленный темп. Понятие темпа на сцене связано с тем, насколько энергично действие. Темп зависит от эмоционального переживания героев, от накала конфликта.

Объединяя темп и ритм в понятие темпоритм, мы, таким образом, определяем не только длительность сцены по времени, скорость реакций, действий, речи, но и увязываем энергию действия с энергией и силой эмоционального переживания, его насыщенностью.

Актеру очень важно «попасть» в нужный темпоритм. В этом случае он будет соответствовать и жанру пьесы (ведь темпоритмы комедии, трагедии и драмы различны), и режиссерскому замыслу (не «затянуть» спектакль и не «заторопить» игру!).

После такого короткого вступительного слова о важности понятий темпа, ритма, темпоритма в театре проведем несколько упражнений разминки.

59. «БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЧАСЫ»

Чтобы успешно справиться с ритмическим рисунком роли, темпом спектакля, актеру нужно точное ощущение времени.

У каждого из нас есть внутренние «биологические часы». Они помогают нам предполагать, сколько времени прошло, они влияют на распределение нашей активности в течение дня, они «виноваты» в том, что приблизительно в одно и то же время мы хотим спать, есть или просыпаемся даже тогда, когда забыли завести будильник...

Оказывается, ритм жизни человека зависит во многом от движения Солнца, фаз Луны и космических влияний. Издавна существует целая отрасль науки, которая называется хронобиология. И если когда-то считали, что рекомендации специалистов в этой сфере знаний – шаманство или, в лучшем случае, отговорка для лентяев, то сегодня кривые суточной активности организма воспринимаются как самое обычное и общепринятое явление. Оказалось, что в новолуние человек наименее активен, и наоборот, на период полной луны приходится пик нашей активности. В 4, 8, 11, 15, 22 и 29-й дни лунного цикла происходит большинство аварий, несчастных случаев, обостряются хронические болезни. Мало того, наш организм зависит и от времени суток. Все наши клетки снабжены миниатюрными «биологическими часами». При всем отличии каждого человека от массы других людей ученые нашли и то, что нас объединяет. Скажем, большинство детей рождается между полуночью и четырьмя часами утра. С трех до шести утра – период, наиболее тяжелый для организма, большинство смертей происходит именно в это время. Завтракать лучше всего с семи до девяти утра, а обедать с часу до трех. И не потому, что в это время прибежала с работы мама, чтобы накормить свое чадо супом, а потому, что именно в эти часы наиболее активен кишечник. С четырех до шести вечера особенно быстро растут ногти и волосы – в это время стоит пойти к парикмахеру, а вечерние часы с пяти до семи хронобиологи называют «часами вкуса, музыки и ароматов» – именно эти чувства обострены у большинства людей...

Насколько каждый из нас знаком со своими «биологическими часами», мы сможем проверить, проведя несложное упражнение. Закройте глаза и сядьте поудобнее. Услышав хлопок, попытайтесь, пользуясь лишь внутренними ощущениями, определить длительность минуты. Тот, кто решит, что с момента хлопка прошло уже 60 секунд, тихонько встанет, подойдет ко мне, и я скажу, сколько времени прошло в действительности. <...>

В конце упражнения выясняем, что лишь немногим удалось правильно определить длительность минуты. Часть участников может ошибиться в ту или иную сторону почти на 20 секунд! Чувство времени можно и нужно воспитывать. Простейшее упражнение, которое мы провели, может помочь в этом.

60. «ПОВТОРЯЙ ЗА МНОЙ!»

Следующее упражнение даст представление о ритме, научит различать ритм постоянный и переменный. После него участникам становится понятно, что на основании одного-единственного звука или движения мы не можем судить о ритме: для этого нам потребуются два или больше действия/звука и длительность пауз между ними...

Упражнение заключается в том, что ведущий отбивает в ладоши ритмические фразы и все участники повторяют за ним. На примерах разбираем отличие ритма постоянного от ритма переменного, добиваемся слаженной реакции группы – хлопок должен звучать как один удар, а не размазываться на хлопки ладоней отдельных участников.

61. «РИТМ-РИТМ»

Это прекрасное упражнение для тренировки чувства ритма, концентрации и отработки скорости реакции.

Группа становится в круг. Ведущий тоже находится в круге и объясняет правила:

– Вы, конечно, помните, как в предыдущем упражнении мы решили, что один звук или движение не дают нам представления о ритме. Для того чтобы знать, о каком ритме идет речь, нам необходимо несколько звуков/движений и паузы между ними.

В упражнении, которое мы проведем сейчас, ритм буду задавать я. Как это будет происходить? Я делаю два хлопка и выдерживаю между ними паузу. Вам придется заданный мной ритм сохранить и повторить по кругу. Как узнать, в какую сторону вы будете продолжать ритмическую цепочку? Это несложно: если, ударив в ладоши, я всем корпусом поворачиваюсь влево, то игрок слева от меня продолжает задание. Если я повернулся резко вправо, значит, полученный от меня ритм вы будете передавать по кругу в правую сторону. Причем только я, подчеркиваю – я один из всего круга, делаю два хлопка. Каждый следующий за мной игрок должен выдержать необходимую для заданного ритма паузу и добавить свой единственный хлопок, следующий игрок после необходимой паузы – свой хлопок, и так далее, пока круг не замкнется.

Если вы не ускорили и не замедлили ритм, то цепочка окажется точным продолжением заданного мной образца. В идеале, закрыв глаза, мы должны получить представление о том, как будто не целая группа людей стоит и по очереди хлопает в ладоши, а один человек отбивает четкий ритм.

Если ритмическая цепочка точна, то я остаюсь стоять лицом в круг, и тот же ритм продолжается дальше. Но как только я захочу поменять ритм, я резко повернусь корпусом вправо или влево и двумя хлопками с паузой между ними задам начало новой цепочки.

После объяснения задания делаем несколько пробных кругов. Меняем ритм время от времени, то затягивая паузу между хлопками, то практически не оставляя временного промежутка между звуками. Проверяем, что правила поняты и усвоены всеми без исключения.

Начинается настоящая игра. Тот, кто вступил не по очереди, сбил ритм, не выдержав паузу необходимой длительности, садится в круг. <...>

Играть можно либо определенное количество времени, либо на выбывание до финала (ведущий + победивший игрок).

Завершив работу с ритмом, переходим к отработке понятия «темп» в нескольких практических упражнениях.

62. «ПЯТЬ СКОРОСТЕЙ»

Итак, все мы помним, что темп – это степень быстроты в осуществлении чего-либо. В обыденной речи слово «темп» мы заменяем словом «скорость» и говорим о скорости сверхзвукового самолета или скорости черепахи...

Нам предстоит сейчас превратиться в людей, у которых из множества различных темпов-скоростей есть только пять. Внимательно смотрите на меня, потому что сейчас я продемонстрирую вам все пять скоростей, в которых существует наш герой.

Первая скорость – едва передвигаюсь. Все тело будто заморожено. Эта скорость требует от актера немалого напряжения и умения владеть свои телом, не делать резких движений, все выполнять плавно. Даже речь моя в первой скорости иная: все, что произносится, говорится о-ч-е-н-ь о-ч-е-н-ь м-е-д-л-е-н-н-о...