«Встреча "Драма-дилемма" – это поведенческий тренинг, проверка межличностного взаимодействия в условиях конфликта. Тренинг эмоционально напряженный, с одной стороны, нб с другой – оставляющий право на свободу выбора, репетицию ситуации, ошибку, которую можно исправить...»
«Было чувство, как будто группа тебя обнимает: мне было важно, что меня поддержали, приняли такой, какая я есть...»
Так возникают неформальные связи, доверие, сплоченность вокруг решения конкретной и в то же время общей для группы проблемы. Это эмоциональный план, но есть и рациональный: ощутив себя частью группы, участники были в большей степени готовы прислушаться к групповому мнению, подражать успешным решениям конфликтов. Уровень их защиты, сопротивление постороннему влиянию снижаются, появляется готовность воспринять личный и групповой опыт решения конфликта не как назидательность или угрозу самоуважению, а как необходимый элемент сотрудничества и сотворчества.
Такая готовность, эмпатичность возникают в ДИД благодаря трем китам, на которых держится атмосфера встречи:
«Я не один!» Мои конфликты, переживания и страдания – это проблемы универсальные. Людям, меня окружающим, те же проблемы в той или иной степени свойственны и знакомы. Дело не в моей «порочности», «неспособности», «бесталанности»...
«Альтруизм». Если я не один, то я перестаю быть центром Вселенной и готов вслушаться в рассказ других людей о том, что их волнует. Мало того, я готов предложить свои услуги: свои умения, знания и опыт другим. Сочувствие, готовность принять помощь и предложить ее возвышают меня в собственных глазах.
«Внушение надежды». Человек, пришедший на встречу с незнакомыми людьми, через некоторое время оказывается втянутым в общее интеллектуальное, театральное, творческое игровое действие. Возникают взаимоотношения с другими людьми. Он ощущает внимание, его слушают, ему готовы подставить плечо... Конфликты, казавшиеся следствием собственной глупости и невезения, оказываются знакомы многим. Проигрывание дилемм доказывает, что репертуар решений неоднозначен и богат. Значит, возможно решение конфликта, возможно общение, установление неагрессивных контактов. Возможно, я сам научусь и сумею справиться со своими проблемами и помочь другим!
Отсюда можно вывести те цели, к достижению которых я стремился при разработке методики театра-дилеммы:
• развитие сотрудничества, взаимопомощи, ответственности, самостоятельности, неагрессивности, эмоциональной адекватности;
• преодоление стереотипов, лежащих в основе поведения и рождающих разнообразные конфликты, напряжение и тревогу;
• готовность взять на себя ответственность за осознание собственной роли в триаде «личность–ситуация–проблема», за понимание того, что мои эмоции, поведение не только реакция на проблему, но и порой – сущность проблемы;
• обучение умениям творчески решать конфликтные ситуации, открытости новому, восприимчивости к многообразию мира;
• стремление понять и принять себя, уверовать в успех, быть готовым нести ответственность за сделанный выбор.
Короче говоря, все, что происходит во время встречи, – это воспитание ответственного «выбирающего Я». Процесс этот заключается в личном прохождении трех этапов любого тренинга (каким, по сути, является и «драма-дилемма»): ввод – приспособление – перенос.
Ввод – это примерка образа протагониста на себя. Происходит вхождение в образ и в процессе театральной игры – эмоциональное проживание и переживание конфликта.
Приспособление (адаптация, укрепление) – этот этап происходит тогда, когда протагонист включается режиссером в спонтанную игру с изменяющимся контекстом, сменой ролей внутри сцены, сменой героев и исполнителей... Нарабатывается все еще сценический, игровой опыт, идет сшибка позиций, установок, стереотипов. Задача состоит в том, чтобы приспособление настолько окрепло, чтобы перерасти в присвоение – стать элементом в репертуаре поведения.
Присвоение – третий и самый важный этап работы, ведь здесь происходит перенос игрового опыта в жизнь. Подросток в ходе участия в сцене-дилемме обнаружил, что тон его разговора с родителями – одна из причин постоянных ссор и обид. Он «примерял» на себя образ мамы; был задет, как и она, агрессией «сына» (актер-замена); из зрительного зала получил возможность понаблюдать несколько вариантов решения конфликта, когда другие участники встречи с легкостью добивались своего и в роли «сына» устанавливали с родителями нормальный контакт... Затем тот же протагонист принял участие еще в нескольких упражнениях-симуляциях проблемы...
Вопрос лишь в том, сможет ли наш герой, вернувшись домой, воспользоваться всем новым для него эмоциональным и рациональным знанием о себе, чтобы кардинально изменить ситуацию? Произойдет ли присвоение роли? Ответ вовсе не однозначен. Но залогом возможности подобного присвоения становится, на мой взгляд, само участие в группе, и работе по методике «Драма-дилемма».
КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ?
Действовать целебнее, чем говорить.
Я. Л. Морено
Вы, я надеюсь, уже осмотрелись в неброско обставленной прихожей проекта «Драма-дилемма». Познакомились с красующейся на стене родословной. Покопались на запущенных книжных полках теории. Ну а теперь, по русской традиции, пришла пора посетить кухню, где всегда можно найти что-нибудь вкусное – практику, действие. Поэтому как хозяин дома с полным правом приглашаю всех заинтересованных пройти на кухню ДИД! Здесь вам предоставляется возможность отведать разнообразные блюда. Обещаю вам не только оригинальную рецептуру, но и подробнейшее описание технологии...
• Встреча в жанре театра-дилеммы строится особым образом и продолжается, как правило, два с половиной – три часа. Оптимальное количество участников встречи – от 10–12 до 25–30 человек. (Если количество режиссеров-ведущих больше, то, соответственно, удваивается или даже утраивается количество участников.)
• Какие задачи я ставлю перед собой накануне встречи?
• Дать пришедшим на вечер «Драма-дилемма» возможность провести время в особой обстановке – в атмосфере эмоциональной и психологической поддержки, принятия себя и другого. Для этого мне придется все свои умения направить на объединение разных, порой абсолютно незнакомых друг с другом людей в акте сопереживания и сотворчества.
• Помочь участникам высказаться, проработать в рамках театральной встречи свои ситуации-дилеммы, страхи, сомнения, тревоги...
• Людям нетеатральным напомнить о человеческой природе: вернуть к игре, лицедейству, раскрепостить эмоции, фантазию, веру в чудо. С этой целью дать участникам возможность в определенной степени спрятаться за безопасной маской-образом, найти черту, которая отделяет воображаемый мир от реального, помочь в освоении элементарных театральных понятий на практике. И наоборот, для тех, кто предпочитает лицедействовать не только на сцене, но и в жизни, создать условия, которые снимут наигрыш, обнажат природные реакции, вернут к естественности.
Из этого и вытекает логика построения встречи в жанре «Драма-дилемма». Но сначала мне бы хотелось рассказать обо всех этапах вечера, чтобы затем подробно остановиться на каждом из них.
ЗНАКОМСТВО И РАЗОГРЕВ
Цели и задачи:
• снять страх, зажим перед незнакомой аудиторией, уменьшить напряженность, тревожность, застенчивость;
• дать возможность максимальному количеству участников представить другим членам группы «собственное Я» и познакомиться с «Я-другими»;
• способствовать принятию формулы «Я – часть этой группы», « Я –- такой же, как все» и «Я – не такой, как другие».
Практическая работа:
• вступительное слово – приветствие ведущего. Настрой на эмпатию, дружелюбие, сотрудничество;
• упражнения и игры на знакомство, мышечный разогрев, голосовая разминка. Разнообразные виды заданий с ходьбой, перестроениями, разбивкой на группы по определенным характеризующим признакам...
«ЖИЗНЬ – ТЕАТР»
Цели и задачи:
• подготовить к совместной творческой работе в группе; . • разделить понятия «жизнь» – «театр», оставив понимание их диалектической взаимосвязи и взаимовлияния.
Различать факты жизни и факты искусства. Образ, символ, маска, конфликт – как основные термины из театрального лексикона;
• отработать на практике начальные умения пользоваться театральными средствами, входить в предлагаемый образ в предлагаемых обстоятельствах, органично и быстро реагировать на изменения в действиях и игре партнеров. Развить импровизационные умения, поощрить спонтанность;
• дать участникам чувство безопасности, свободу выбора степени открытости: от исповедального до возможности уйти в игру, в «как будто», спрятаться за «образ-маску»: «Человек меньше всего сообщает о себе, когда говорит от своего лица. Дайте ему маску, и он скажет вам правду» (Оскар Уайльд).
Практическая работа:
• театральная разминка, включающая в себя несколько упражнений на развитие творческого мышления, фантазии, умение мыслить абстрактно, образно;
• упражнения на спонтанность, актерскую пристройку. Групповые этюды на свободную и заданную тему в меняющихся по составу и числу участников в группах.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫБОР ТЕМЫ
Цели и задачи:
• определить смысл термина «дилемма» и научиться формулировать дилемму как предложение, выражающее проблему выбора;
• нащупать значимые и болевые дилеммы, воспринимаемые как актуальные большинством присутствующих;