Ведущему необходимо быть внимательным и моментально пресекать любые силовые попытки преодолеть маршрут. Каждый из альпинистов должен оставаться джентльменом, не нанося ущерба товарищам. То есть к цели, но не любой ценой!
91. «НЕОБЫЧНАЯ РЫБАЛКА»
Группа рассаживается в круг, в центре которого – множество карточек, перевернутых текстом вниз. Это «рыбки», а участники игры – «рыбаки».
Каждый из рыбаков по очереди «выуживает» свою «рыбку» и, прочитав текст, определенным образом «реагирует» на него: он может высказать свое отношение по поводу прочитанного, задать вопросы товарищам, связать ассоциативно текст с собственным жизненным опытом...
Карточки, которые ведущий готовит заранее, объединяют в себе возможности нескольких техник: проективного предложения («Когда я злюсь, то...», «Мне кажется, что лучшее, что я дал своему ребенку, это...»), когда требуется завершить начатое предложение, и микро-«текстов-ключей», помогающих акцентировать и проявить свою позицию, свое отношение, свой взгляд на проблему.
Среди текстов на карточках могут быть, к примеру, такие:
– Я – человек, с которым вечно что-то случается!
– Лучшее, что я дал своему ребенку, – это...
– Мне жаль, что мне не удалось...
– Люблю, как душу, но трясу, как грушу!
– Жалею, что не сделал этого раньше!
– Я исправлюсь!
– Ударили? Дай сдачи!
– Главное, чтобы дома не было криков и ссор!
– Чем раньше человек узнает цену деньгам, тем будет...
– Человека делают человеком обстоятельства его жизни.
– Я чувствую, что люблю своего ребенка, при условии, что он /она...
– Что имеем – не храним, потерявши – плачем!
– Час ребенка длиннее, чем день старика.
– Хороший воспитатель – опытный садовник. Он знает, что растение должно получить не больше влаги (оно сгниет) и не меньше (засохнет), а столько, сколько нужно!
– Три способа сделать что-то: сделать самому, нанять кого-нибудь, запретить своим детям делать это.
– Утро добрым не бывает!
– Главный урок, который я вынес из опыта своего жизненного опыта, – это...
– Чем больше я контролирую себя, тем...
– Зрелость – это когда >ы делаешь то, что считаешь нужным, даже если твоя мать не считает, что это хорошо.
– Добро должно быть с кулаками!
Обсуждение
– Чьи комментарии, идеи, мысли оказались для вас откровением?
– Были ли высказаны вещи, с которыми вы категорически не готовы согласиться? В чем именно?
– Каков, на ваш взгляд, смысл этого упражнения? Дает ли оно что-то участникам? Если ответ положительный, сформулируйте, пожалуйста, «уроки» этого упражнения!
92. «ВРЕМЕНА ГОДА»
– Я думаю, что у каждого из нас есть любимое время года, те месяцы, когда мы чувствуем себя наиболее комфортно, когда тело и душа с наибольшей силой откликаются на происходящие в природе изменения, и отклик этот вселяет в нас ощущение радости и гармонии.
Я хотел бы попросить вас подумать о моих словах и решить, какое время года вы можете назвать «своим». Кто-то ассоциирует себя с осенью, кто-то найдет аналогию между собственным характером и летом, кто-то решит, что он – «человек зимы»... В каждом из углов комнаты вы видите плакат с условным обозначением одного из времен года (я заранее развесил на стенах фотографии снегопада, леса в пору листопада, цветущего весеннего луга и подснежников, барахтающихся в водах летнего моря загорелых ребятишек). Через пять минут, разобравшись, к какому времени года вы относитесь, займите, пожалуйста, места под соответствующими плакатами.
Когда эта часть задания выполнена и группа распределилась по временам года, даем участникам возможность высказаться и объяснить свой выбор товарищам.
93. «МОИ ОСТРОВА»
Игра интересна как методика, позволяющая выяснить ценности, предпочтения, установки в большой группе, с ее помощью можно провести «экспресс-тестирование», позволяющее уловить ситуацию и настроение участников встречи.
Раскладываем на полу большие листы бумаги или чертим мелом, обозначаем цветной самоклеющейся лентой очертания больших «пятен». Это и есть наши острова. На каждом из островов установлена табличка с его названием.
Наверное, будет на нашем архипелаге Остров Театра, Остров Кайфа, Остров Неуверенности, Остров Сомнений, Остров Творчества, Остров Одиночества, Остров Традиций, Остров Новых Приключений, Остров Тишины, Остров Недоверия, Остров Культуры, Остров Анархии...
Назвав все точки импровизированной островной страны, мы просим членов группы «заселить» острова. Есть время пройти рядом с каждым, подумать, решить и... сойти на пятачок земли.
Следующий этап будет заключаться в том, что все островитяне пообщаются друг с другом в границах своих землевладений, расскажут о причинах, побудивших их заселить именно этот остров, ответят на вопросы любопытствующих соседей.
Затем ведущий сам пускается в плавание между островами, выборочно выслушивает население. Последним этапом будет коллективное обсуждение игры, сопровождающееся необходимыми записями на доске.
Завершение
Обсуждение того, как каждый остров воспринимает метафору своего названия.
– Кто из островитян показался вам неожиданным в своем выборе или оценках побудивших его причин?
– Нашли ли вы на своем острове родственную душу? Почему?
– Если бы у вас было право дополнительного выбора, какой остров вы выбрали бы и почему?
94. «ПЕРЕКАТИПОЛЕ»
Это довольно известное упражнение, которое связано с установлением атмосферы доверия и ответственности в группе.
В большой группе следует разбиться на малые круги по 6-8 человек в каждом. Участники становятся в круг плечом к плечу. Один доброволец занимает место в центре, закрывает глаза и падает на руки стоящих в кругу товарищей. Участники упражнения подхватывают тело и передают его один другому, перекатывают по кругу. Затем его место занимает кто-нибудь из круга, и упражнение продолжается.
95. «ФОТОШОП»
Иногда мне приходится в рамках «Драмы-дилеммы» встречаться с людьми, которые по той или иной причине не могут или не хотят участвовать в интенсивной физической разминке. Или, предположим, размеры помещения не позволяют провести обычный разогрев. Тогда мне на помощь приходит «Фотошоп» – собрание фоторепродукций, которые я довольно долго собирал из различных журналов, затем вырезал и приклеил на листы плотной бумаги. Таких листов у меня больше пятидесяти, они очень разнообразны по настроению, стилю изображения, жанру. Здесь и фотопортреты, и пейзажные фотографии, и сюжетные снимки, и абстрактные композиции, и животные...
Эти листы раскладываются, как огромные карты, на полу или на нескольких столах. Задание ведущего всегда будет зависеть от темы и задач встречи. Иногда я прошу участников выбрать из массы фотографий ту, которая отражает их восприятие жизни, в другой раз – метафорическое изображение внутреннего состояния в данную минуту или образное видение некой проблемы («Я и моя семья», «Моя работа», «Мое отношение к любви», «Как я представляю себе счастье»).
Разнообразие и большое количество фотографий позволяют всегда подобрать более или менее подходящий образ.
Выбрав свой сюжет, каждый по очереди представляет фотографию сидящим в кругу товарищам. Все участники могут высказать свою версию того, почему именно это фото было выбрано, как можно расшифровать представленный образ...
Когда все желающие высказались, слово предоставляется самому нашему герою, который и объяснит свой выбор, ту метафору, которая отражает с помощью фотоснимка его чувства и мысли.
96. «ИНТЕРВЬЮ»
Группа разбивается на пары так, чтобы партнерами оказались люди, как можно менее знакомые друг с другом. Пары расходятся по комнате, занимая удобные места, позволяющие сохранить автономию от других пар-участниц и не мешать друг другу.
Сперва один из партнеров берет на себя роль интервьюера, а второй – отвечает на вопросы, затем происходит смена ролей. Беседа должна занять достаточно времени, как минимум – минут десять, и может происходить либо в виде свободного разговора, касающегося определенной темы, интересной обоим участникам или заданной ведущим, либо в виде «дуэли»: вопрос–ответ.
97. «ЛИНИЯ РАЗДЕЛА»
Это задание позаимствовано мной у Поля Грифина – автора и руководителя американского молодежного проекта «City at Peace», с которым мы с удовольствием работали в рамках этой интересной программы.
Работа Поля с американской молодежью во многом похожа на систему занятий в программе «Драма-дилемма». Разница, по большому счету, заключается не в процессе занятий, а именно в финальной части работы.
Если в моей программе дилеммы становятся материалом для микросцен (в которых зритель может принять самое непосредственное участие, поднявшись на сцену и заменив протагониста), то в американской традиции жизненные истории собираются в единое связное представление, перемежаясь, в соответствии с законами жанра, песнями и танцами молодых актеров. Раз написанное и поставленное, оно прокатывается десятки раз без серьезных изменений перед различными аудиториями в разных городах страны, потом начинается работа над новым представлением.
Сама же подготовка групп, методы сбора и обработки документального материала в двух проектах, несмотря на их географическую удаленность друг от друга, очень сходны. «Линия раздела» – одно из упражнений начального цикла работы с подростками в период знакомства участников группы.
От добровольцев, готовых принять участие в «Линии раздела», требуется откровенность, прямота, а значит, немалое мужество. Они выстраиваются лицом к остальным участникам встречи и оказываются стоящими перед проведенной по полу линией, разделяющей их – небольшую (8– 10 человек) группу добровольцев – от зрителей.
Ведущий обращается к группе с вопросами. После каждого вопроса следует продолжительная пауза, дающая возможность решить, каков будет ответ на него. Всякий раз, когда участники упражнения готовы дать положительный ответ, вместо слова «Да!» они просто пересекают линию раздела, при отрицательном ответе – остаются на месте, не переступая через «границу».