Я сказала, что машины могут действовать автоматически, только если в них заранее заложена программа так что вначале все равно нужен человек, который придумает, как управлять машиной.
Но Ли заявил: «Нет, это совсем другое. В меня и так уже заложена программа. Я знаю, что мне делать, и мне не нужно, чтобы мной управляли учителя». Вид у него был такой, будто он разъясняет нечто совершенно очевидное.
И что я могла ответить?
Большое спасибо за возможность поделиться с вами недавним откровением моего мальчика. Я очень благодарна, что вы нашли время написать «Детей Индиго», — теперь мне очень многое стало понятным (в том числе и мои собственные поступки в детстве!).
Наши дети — настоящие кудесники во всем, что касается электронной аппаратуры. Попросите-ка своего малыша убрать эти мигающие цифры на видеомагнитофоне или запрограммировать его — не сомневайтесь, он справится!
Думаете, это по силам разве что ученику начальных классов? А как насчет малышки, которой и двух еще нет? Ладно, она, конечно, не программировала видеомагнитофон... но, вполне вероятно, сделает это годика в три!
Джир Нил
У меня есть чудесная внучка, ей вот-вот исполнится два года. Не раз бывало, что она сделает или скажет что-то — а мы только диву даемся: «И откуда ей это известно?!» Мне кажется, она очень умненький ребенок (хотя я, конечно, лицо заинтересованное). В то же время она у нас с характером. Впрочем, как сказано в книге «Дети Индиго», «высокая самооценка — не такая уж проблема» и «они приходят в этот мир с ощущением собственного величия». Уже сейчас, еще совсем младенцем, она совершенно недвусмысленно дает нам понять, что ей по нраву, а что нет! Обо всем на свете у нее есть свое мнение, но, с другой стороны, она может быть очень милой и ласковой — и уже умеет добиваться того, чтобы под ее дудку плясали не только домашние, но и воспитатели в детском саду!
Мне прежде всего вспоминаются два относительно недавних случая.
1) Когда ей было всего полтора годика, мать усадила ее смотреть по видео «Русалочку», а сама пошла в другую комнату приводить себя в порядок, Но моя внучка хотела смотреть не «Русалочку», а «Леди и бродягу». Мама устала от этой переборчивости и сказала: «Сиди и смотри «Русалочку», я скоро вернусь».
А когда она вернулась, моя внучка с довольным видом сидела на диване и смотрела «Леди и бродягу»! Она сама вынула из магнитофона кассету с «Русалочкой», правильно вставила нужную кассету и включила видео. Мамочка была ошарашена! (От авторов: Допустим... Дети неплохо подражают взрослым, так? Но мы все же хотим напомнить, что этой крохе нужно было найти кнопку извлечения кассеты, вынуть кассету, задвинуть другую нужной стороной и достаточно далеко, чтобы механизм втянул ее на место — а затем еще и нажать кнопку «пуск*. Мы бы, наверное, тоже обомлели...)
2) Совсем недавно (как я уже говорила, моей внучке еще не исполнилось двух лет) несколько членов нашей семьи сидели в гостиной и обсуждали планы на Рождество. Свекровь сказала, что купила в подарок моей внучке навес для кроватки. Девочка сидела рядом, и поэтому свекровь произнесла слово по буквам: «эн-а-вэ-е-эс», Тут внучка повернулась к нам, очень отчетливо сказала «навес» и снова принялась молча смотреть телевизор, Мы только переглядывались — просто не могли поверить своим ушам.
Итак, если даже карапузы умеют обращаться с видеомагнитофонами, на что же способны одиннадцатилетние? Один мальчик, например, проектирует компьютеры прямо в перерывах между решением задачек по математике!
Марша Пэк
Прежде всего позвольте поблагодарить вас за книгу «Дети Индиго», Каким же откровением она для меня стала! Судя по всему, у меня Индиго просто полный дом. V нас пятеро детей, и мы с мужем уверены, что все они — Индиго, причем старшие — предтечи, со всем уникальным набором трудностей в их воспитании, которые описаны в вашей книге, Милая и трогательная история (одна из очень многих!), которую я хочу рассказать, связана с моим сыном Кайлом — сейчас ему уже одиннадцать. Когда он был в третьем классе, с учебой у него не ладилось: письмо, счет в уме и отметки были далеки от уровня, на какой можно было рассчитывать. Кайл «переигрывал», его «ответные реакции» очень часто заканчивались просто дракой. В целом, его отклик на происходящее нередко был преувеличен. Кайл очень смышленый, но ему не хватало усидчивости, он очень легко отвлекался.
Его коэффициент интеллекта был тогда 129, но оценки соответствовали уровню 105. Такой разрыв между показателями — больше двадцати очков — указывал на «труднообучаемость». Я уговорилась о встрече с тремя учителями, поскольку Кайл не справлялся с домашними заданиями, вообще был очень неорганизован и постоянно все «забывал», Мы обсуждали тогда одну контрольную по математике, которую они писали в школе. Кайл решил только две задачи из трех, хотя они были на одну тему. Всех собравшихся это удивляло, и я предложила позвать Кайла и спросить, почему он не решил третью задачу. Когда он вошел, я показала ему листок с контрольной и спросила: «Кайл, ты ее не дописал. О чем ты думал, кроме задач? Ты что, в окошко засмотрелся? Или тебя кто-то отвлекал? Что случилось?» Кайл некоторое время внимательно изучал листок и сказал: «А, ты про эту контрольную? Хм... Я как раз тогда разрабатывал свой компьютер с питанием от солнца и управлением голосом: он будет работать, даже когда нет электричества, и ему не понадобится «мышка»» С этими словами он сунул руку в ранец и извлек оттуда схему компьютера!
Мы с учителями сидели как огорошенные и переглядывались друг с другом. Наконец одна учительница сказала: «Ну, миссис Пэк, и что будем делать?» А я только рассмеялась, всплеснула руками и сказала: «Я для того и пришла, чтобы это узнать. Специалисты — вы, так что этот вопрос должна задать я».
Были и другие случаи в стиле Индиго, но мы с мужем так часто улыбались, вспоминая именно этот, что я просто не могла удержаться и написала вам письмо.
В первой книге об Индиго мы советовали родителям уважать этих детей, видеть в них друзей и предоставлять им право выбора. Многие сообщали, что идеальный подход к воспитанию Индиго —относиться к ним как к взрослым в теле ребенка, которые просто пытаются все «вспомнить». Каше дело — только помочь им открыть мир заново. Станете ли вы кричать на своего друга, который не хочет есть, когда вы сидите за столом? Вряд ли. Зачем же тогда поступать так с детьми? Если относиться к этим детям без уважения, они обычно реагируют на это далеко не «по-детски». Вот живое свидетельство из опыта Дорис, матери четверых детей...
Дорис Кромптон
У меня четверо детей: пяти, восьми, одиннадцати и двенадцати лет, Прочитав достаточно много материалов об Индиго, я стала лучше понимать своих детей. Прежде я просто не знала, почему они ведут себя не так, как я пыталась их научить. Думаю, все согласятся, что с нынешними детьми воспитательные приемы 50— 60-х годов уже не срабатывают.
Я обратила внимание, что когда я рассержена на них, они просто переглядываются и спрашивают друг друга: «И что это случилось с нашей мамочкой?» Иногда они мне прямо заявляли: «Ты, мама, сегодня просто сама не своя». Очень скоро я сообразила, что у них совершенно иной уровень энергии. Они не боятся, когда я сержусь на них, — в отличие, например, от меня самой в детстве, когда меня отчитывали родители. Временами, когда я не могла сдержать эмоции, а дети реагировали на это по-своему, у меня возникало такое чувство, будто это я веду себя по-детски, а настоящие взрослые — они.
Как-то раз один из моих сыновей посмотрел мне прямо в глаза и строго сказал: «Мама, ты не имеешь права так со мной разговаривать», С одной стороны, эти слова меня обидели («Эй! Ведь я старше!»), но что-то в моей душе согласилось: «Он совершенно прав». И я попросила прощения. В его голосе не было высокомерия, во взгляде не было злости, но в том и другом чувствовалось достоинство — оно-то на меня и подействовало, Я усваивала такие уроки методом проб и ошибок. К этим детям нужно относиться с уважением. Они — прекрасные, светлые существа, и чем лучше я сознаю это, тем крепче становятся наши взаимоотношения. Происходит какое-то чудесное превращение: если относиться к ним как надо, они ведут себя намного лучше. Нужна только любовь. О запугиваниях, угрозах и прочих устаревших приемах воспитания следует забыть раз и навсегда — они не помогут,
Нам хотелось бы завершить эту главу о мудрости Детей Индиго статьей одного учителя, рядом кратких сочинений девяти-десяти- и одиннадцатилетних учеников и, напоследок, стихотворением.
Джастин Тернер — учительница начальных классов из Калифорнии. Вам, наверное, будет интересно узнать, что думает о сегодняшних детях педагог.
Джастин Тернер
Индиго не откликаются на тактику внушения чувства вины, к которой обычно прибегают на ранних этапах в семье и общественных учреждениях. Дети Индиго плохо реагируют на принуждение, нотации, наказания, изгнания из класса, запреты выходить на перемену и другие общепринятые методы воспитания и дисциплины, которыми пользуются учителя и родители, Школьный директор (самый большой начальник!) не внушает им такого почтения, какое питали к нему некогда мы. На этих детей не действуют даже телесные наказания. Существует совсем не много мер, на которые они не огрызаются и с помощью которых их можно поставить на место. Во-первых, эти дети никогда не становятся в общий строй. Во-вторых, теперь уже нет никакого общего строя!
На что Индиго откликаются, так это на уважение — уважение к ним как к разумным личностям и детям, уважение к их проблемам, которые для них не менее сложны, чем наши взрослые трудности — для нас, Эти дети откликаются на уважение к их праву выбора и способностям, Они умеют принимать хорошие решения, им нужно лишь немного помочь. Они отчаянно борются за то, чтобы их способности заметили и признали как нечто значимое. И они действительно важны! Нынешние дети в скором будущем станут хозяевами нашего мира — одного этого уже достаточно, чтобы требовать от нас уважения.