Смекни!
smekni.com

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер с нем.: В 4-х томах. Т. 1 (стр. 37 из 79)

102

— Бываешь ли ты чересчур вежливым или чересчур дерзким?

— Как ты определяешь, что тот или иной человек очень обидчив?

— Насколько обидчив ты сам?

— Представь себе, что ты сам говоришь чересчур много и действуешь на нервы окружающим. Как другому человеку лучше тебе об этом сказать?

— Какие слова ты бы нашел, например, для своего неразговорчивого одноклассника, чтобы он рассказал тебе то, о чем думает?

— Что бы ты сделал с собакой, которая слишком много лает?

Корабль среди скал

ИГРА 59 (с 8 лет)

Цели: Это очень интересная игра, в которую все дети с удовольствием включаются. Группа сама может установить подходящий для себя уровень сложности. Игра дает детям возможность приобрести коммуникативные навыки, опираясь на интуицию и доверие к партнеру. Кроме того, эту игру можно с легкостью видоизменять применительно к любому возрасту.

Материалы: Повязка на глаза.

Инструкция: Встаньте, пожалуйста, образуя большой круг. Сейчас я объясню вам, как играть в эту игру, и что каждый из вас должен будет делать. Все, кто образует круг, будут берегом. Они должны взять друг друга за руки. В середине круга находится море. Но это очень опасное море, поскольку в нем есть несколько скалистых утесов. Эти "утесы" чуть позже мы сделаем из стульев. Один из вас будет кораблем, а кто-то другойкапитаном корабля. "Кораблю" мы завяжем

104

глаза, и капитан будет управлять им с помощью одних только слов. При этом он должен будет так управлять кораблем, чтобы тот не налетел ни на один утес. Любой из вас может сейчас сказать: "Я хочу быть кораблем" и встать на любое место внутри круга, которое становится гаванью. В этой точке начинается путешествие. Тот, кто стал кораблем, должен попросить кого-нибудь из вас стать капитаном, который будет управлять кораблем в его пути через море между скалами. После этого мы завяжем "кораблю" глаза.

Нам осталось еще выяснить, к какой гавани отправится корабль в путешествие. Любой из ребят, образующих "берег", может сейчас сказать: "Пусть корабль плывет ко мне". Теперь мы знаем почти все, что нужно, чтобы начать игру. Нам не хватает только скал. Сейчас еще четверо из вас могут сказать: "Мы хотим быть скалами". Эти ребята выходят в круг вместе со своими стульями и, устраивают на предполагаемом маршруте следования корабля такие скалы, через которые кораблю будет достаточно сложно добраться до гавани.

Помогите "скалам" создать в меру сложные препятствия — такие, чтобы затруднить выполнение задания для "корабля" и "капитана", но не сделать его невыполнимым. Вы можете, конечно, регулировать количество "утесов" в зависимости от уровня развития и возраста детей. Иногда имеет смысл дать возможность "кораблю" и "капитану" сообща определить, сколько "скал" они хотели бы преодолеть. Такая возможность управлять игрой — отличный способ мотивации для детей.

"Скалы" остаются сидеть на своих стульях внутри круга, а потом расскажут нам, задел ли их "корабль". Капитан же должен вести "корабль" очень осторожно, говоря ему, куда плыть. Он может давать, например, такие команды: "Сделай два маленьких шага вперед", "Сделай еще один шаг вперед", "Стоп!", "Повернись направо... Еще немного", "Сделай один шаг вперед", "Стоп!", "Сделай один шаг влево" и т.д.

Когда "корабль" подойдет к конечной точке своего маршрута, "гавань" должна сказать "кораблю": "Ты достиг цели", и радостно заключить "корабль" в объятия.

Дети очень любят эту игру. Но, несмотря на это, каждый раз стоит отправлять в плавание не больше двух-трех кораблей, иначе дети могут устать.

105

Анализ упражнения:

— Что ты чувствовал, когда был "кораблем"?

— Чувствовал ли ты себя достаточно безопасно со своим капитаном?

— Что в следующий раз твоему капитану стоит делать по-другому?

— Что было самым трудным для тебя как капитана?

— Как часто твой "корабль" налетал на "скалы"?

— Были ли "скалы" честным препятствием?

— Что ты чувствовал, когда был "скалой", а "корабль" проходил совсем рядом с тобой?

Истина или ложь?

ИГРА 60 (с 8 лет)

Цели: В ходе этой интересной игры дети могут многое узнать о процессе коммуникации. В чем состоит разница между уговариванием и убеждением? Как можно различить, где правда, а где ложь? Как можно придти к своему собственному мнению? Как связаны доверие к другим и уверенность в себе? Эти непростые вопросы рассматриваются здесь не теоретически, а исследуются практически в ходе весьма увлекательной игры. Повторите эту игру несколько раз, чтобы каждый ребенок мог побывать во всех трех ролях.

Материалы: По одной монете и по одной повязке для глаз для каждой тройки ребят.

Инструкция: Сейчас нам нужны три добровольца, которые готовы первыми попробовать предлагаемую игру. Один из вас будет кладоискателем. Ему завяжут глаза, и после этого он должен будет найти клад.

Что это за клад? Кладом будет монета, которую двое других ребят, договорившись между собой, положат на пол на расстоянии примерно двух метров от кладоискателя.

Что должны делать в игре эти двое других ребят? Они будут исполнять роли доброго и злого волшебников. (Девочек называйте феями.) Добрый волшебник, говоря кладоискателю, куда ему надо идти, чтобы найти клад, всегда сообщает правду. А злой волшебник всегда врет и посылает кладоискателя в ложном направлении. Однако кладоискатель не должен знать, кто из ребят играет роль доброго, а кто — злого волшебника. Поэтому волшебники, после того, как завяжут глаза кладоискателю, должны отойти в сторону и очень тихо договориться о том, кто будет говорить правду, а кто ложь. После этого они возвращаются к кладоискателю, и игра начинается... У всех трех ребят очень трудное задание. Кладоискатель ничего не видит и нуждается в помощи. При этом он должен еще выяснить, кому он может доверять. У доброго волшебника тоже трудная задача. Он ведь должен говорить правду, однако, что он может сделать, чтобы справиться с

107

ложью злого волшебника? Но злому волшебнику тоже придется нелегко. Как ему соврать так, чтобы это было похоже на правду? Поэтому мы не можем предположить, как быстро кладоискатель найдет свой клад, и найдет ли он его вообще. Если кладоискатель найдет монету, ему можно будет снять повязку, и мы все поздравим его бурными аплодисментами... (Затем наступает очередь следующей тройки.)

Анализ упражнения:

— Как ты, будучи кладоискателем, выяснил, кто был добрым волшебником, а кто злым?

— Как ты искал клад?

— Что ты чувствовал, когда был кладоискателем?

— Что ты чувствовал, когда был добрым волшебником?

— Удалось ли тебе перехитрить злого волшебника? Почему?

— Как ты, когда был добрым волшебником, пытался завоевать доверие кладоискателя?