Смекни!
smekni.com

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер с нем.: В 4-х томах. Т. 1 (стр. 50 из 79)

Сядьте поудобней и закройте глаза. Три раза глубоко вздохните...

Теперь подумай о человеке, которого ты любишь. Если этот человек будет играть в детской театральной постановке, какую роль ты ему тогда дашь? Сейчас подумай о человеке, которого ты не любишь. Кем он мог бы быть в твоем спектакле? Ну, а теперь подумай о самом себе. Какую роль ты сам сыграл бы с удовольствием?

Теперь вернемся к человеку, которого ты любишь. Каким животным он мог бы быть? А человек, которого ты не любишь? А каким животным мог бы быть ты сам?

Представь себе большой зеленый луг. Представь, что ты то животное, которое ты для себя выбрал, и находишься на этом лугу. И человек, которого ты любишь, тоже как животное приходит к тебе на луг. А затем к вам обоим на луг выходит третье животное человек,

52

которого ты не любишь. Представь себе всех трех животных на лугу. Придумай небольшую историю о том, что эти трое делают. (2 минуты.)

Твоя история подходит к концу? Теперь потянись и стань снова собой. Возвращайся обратно в наш класс, вздохни глубоко и открой глаза... Я хотела бы, чтобы ты нам рассказал, что в твоей истории происходило с теми тремя животными.

Анализ упражнения:

— Мог ли ты отчетливо представить себе эти картины?

— Что было для тебя труднее всего?

— Удивило ли тебя что-нибудь?

— Понравилось ли тебе превращать людей в своем воображении? Если да, то кого — больше всех?

— Как ты в жизни ведешь себя с человеком, которого любишь? Ты ему это показываешь? Как?

— Что тебе хочется сделать с человеком, которого ты не любишь?

— Появились ли у тебя какие-нибудь новые идеи?

Дрессированный медведь

ИГРА 21 (с 9 лет)

Цели: В этой игре дети должны за короткое время сформулировать множество различных идей, никак не оценивая их. Здесь детская фантазия может бить ключом.

54

Материалы: Бумага и карандаш каждому ребенку.

Инструкция: Ты умеешь быстро думать? Возьми бумагу и карандаш и поразмышляй для чего бы тебе мог понадобиться дрессированный медведь? Может быть, для того, чтобы носить твой портфель? Или охранять квартиру? Хотел бы ты, чтобы он был твоим личным охранником? У тебя есть три минуты, чтобы придумать и записать как можно больше идей. Не надо выбирать между "хорошими" и "плохими" идеями. Если у тебя появится десять идей это будет превосходно. Если ты напишешь пятнадцать идей это будет невероятно! (3 минуты.)

Теперь разбейтесь на четверки. Покажите друг другу свои листы. Что твои друзья думают о том, что ты написал? Попытайтесь придумать еще пять идей вместе.

Дальше эти рабочие группы Вы можете использовать для мозгового штурма. Дети могут выбрать какой-нибудь другой объект, чтобы вместе за три минуты сформулировать как можно больше идей. Наверняка они напридумывают много — до десяти идей, а может и больше. По окончании пусть группы сами выберут еще один объект. И здесь кто-то один из группы должен будет вести протокол. Главное правило мозгового штурма — не оценивать!

Анализ упражнения:

— Какие из идей тебе особенно понравились?

— Какой собственной идеей ты остался доволен более всего?

55

Точки

ИГРА 22 (с 8 лет)

Цели: Эта игра наглядно показывает, что наше воображение из простого материала может создавать совершенно удивительные вещи. Вместе с тем эта игра — хорошая подготовка к таким делам, в которых детям необходимо творчество. Материалы: Бумага и карандаш каждому ребенку.

Инструкция: Возьмите лист бумаги и поставьте на нем двадцать точек, разбросав их по всему листу... (2 минуты.)

Теперь обменяйтесь листами с сидящим рядом ребенком. Соедините точки линией так, чтобы возникло какое-нибудь изображение человека, животного или предмета. (5 минут.)

В конце игры дайте каждому ребенку показать свой рисунок классу. Все остальные могут угадывать, что на нем нарисовано.

56

Скрепки

ИГРА 23 (с 9 лет)

Цели: В этой игре дети, работая маленькими группами, могут вместе испытать свои творческие способности и поупражняться в мозговом штурме. Их задача заключается в том, чтобы придумать как можно больше идей по использованию какого-нибудь привычного объекта.

Материалы: Для каждой группы детей — горсть скрепок, бумага и карандаши.

Инструкция: Разбейтесь на группы по 4 или 5 человек в каждой и сядьте за отдельные столы. Каждая группа получит от меня несколько скрепок. Я хотела бы, чтобы вы придумали, что можно сделать со скрепкой. Например, вы можете сказать:

— Я мог бы использовать скрепку как заколку для волос... — Я мог бы скрепкой проколоть дырку в бумаге.

— Я мог бы скрепку использовать как зубочистку и т.д.

Каждый из вас может внести свое предложение. Остальные участники не должны говорить, каким они находят это предложение: хорошим или плохим. Также не надо говорить о том, возможно это или невозможно. Выберите кого-нибудь из группы, кто будет записывать все предложения. Чем больше идей появится у вас на бумаге, тем лучше. На все вам отводится десять минут. Через пять минут тот, кто записывает, должен провести черту под предложениями, а затем записывать дальше. (10 минут.)

Теперь взгляните на лист. Заметна ли разница между ответами, которые вы нашли в первые пять минут и ответами, придуманными в оставшееся до конца время? В какое время эта игра доставила вам наибольшее удовольствие? А когда наименьшее? Доставил ли вам удовольствие поиск новых идей вместе с другими детьми? Чему вы научились у других детей вашей группы? Чему вы научились от самих себя?

Давайте займем еще десять минут времени для того, чтобы обсудить друг с другом следующие вопросы.

57

Анализ упражнения:

— Что было для тебя труднее всего?

— Легко ли ты находил различные возможности?

— Слышал ли ты периодически тихий внутренний голосок, который говорил: "Это же все ерунда!"?

— Когда ты сам приходишь к хорошей идее: когда у тебя есть все, что тебе нужно, или когда тебе чего-нибудь не хватает?

— Можешь ли ты себе представить, что ты стал изобретателем?

— Что больше нужно изобретателю: мужество или образованность?

— Знаешь ли ты имена великих изобретателей?

— Зачем людям нужны изобретатели?

Ъыстрые превращения

ИГРА 24 (с 6 лет)

Цели: Здесь мы используем метод креативного движения, благодаря которому дети смогут получить возможность для выражения своих фантазий. Предложите классу эту игру в качестве творческой паузы, например, после длительной "сидячей" работы.

Материалы: Аудиокассета с записью бодрой инструментальной музыки.

Инструкция: Сейчас зазвучит музыка, и вы начнете ходить по классу. Когда музыка остановится, вы тоже должны остановиться. В этот момент я скажу вам, кого вы должны изобразить... (Включите музыку и остановите ее примерно через одну минуту.)

Теперь вы все должны превратиться в Бабу-Ягу. (Снова включите музыку на 30 секунд.)

Теперь все роботы. Встаньте парами и покажите друг другу, что вы роботы... (Снова поставьте музыку на 30 секунд.)

Другие превращения: грустный клоун, веселый танцор, нервный грабитель, утомленный бегун на короткую дистанцию, улыбающийся манекен, боксер перед борьбой, певец, заслуживший аплодисменты.

59

ИГРА 25 (с 8 лет)

Цели: Дети зачастую хотят скорее стать большими, чтобы иметь такие же силу и влияние, как взрослые. А вот в этой игре мы предоставляем им возможность сделаться совсем крошечными.

'Материалы: Бумага и карандаши каждому ребенку.

» Инструкция: Представь себе, что ты можешь, сказав волшебные слова "Цып-цап", сделаться совсем-совсем маленьким, крошечным. Но всегда, когда захочешь, ты сможешь вернуться в свое обычное состояние, сказав для этого: "Цап-цып". Представь, что это возможно в любое время. "Цып-цап" делает тебя крошечным, а "Цап-цып" возвращает в твое обычное состояние. Что бы тогда ты стал делать? Подумай немножко об этом и напиши или нарисуй свою идею. (15 минут.)

Теперь разойдитесь по четверкам и покажите или прочтите друг другу, что у вас получилось. Послушайте, что придумали другие дети.

Анализ упражнения:

— Какие преимущества у маленького живого существа, какие неудобства?

— Какие живые существа совсем маленькие?

— Какие преимущества у большого существа, какие недостатки?

— Какие живые существа очень большие?

— Что бы ты сделал, став меньше при помощи волшебных слов?

— Что бы ты сделал, если бы стал совсем огромным?

— Какие идеи понравились тебе больше всего?

— Как отнеслись к твоим идеям другие дети?

60

инструментальная фантазия

ИГРА 26 (с 8 лет)

Цели: Эта игра обращена к любви детей к музыке и способствует их музыкальному образованию. Она особенно хороша в качестве паузы-разминки или как вступление перед уроком музыки.

Материалы: Пустой бумажный пакет.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, все вместе в круг. Сейчас я буду передавать по кругу пакет. Представьте, что в нем можно найти какой угодно музыкальный инструмент. Каждый из вас должен "достать" из пакета какой-нибудь свой инструмент. Найдите себе тот инструмент, который вам интереснее и который вы хотели бы послушать.

Подождите, пока все дети "возьмут в руки" свой воображаемый инструмент.

Теперь каждый из вас должен будет показать нам, как работает его инструмент. Для этого надо руками изобразить, как играют на этом инструменте, а голосом какой звук он издает. Остальные дети должны будут понять, на каком инструменте вы играете.

Когда все инструменты будут угаданы, Вы можете попросить детей сыграть всем вместе на своих воображаемых инструментах какую-нибудь общую мелодию.