Смекни!
smekni.com

Несостоятельность (банкротство) юридических лиц (стр. 5 из 7)

2.3 Порядок введения финансового оздоровления

В соответствии со ст.2 Закона о несостоятельности финансовое оздоровление - это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. По своей направленности оздоровление представляет собой процедуру реабилитационного (реорганизационного), а не ликвидационного характера. Максимальный срок, на который может быть введено финансовое оздоровление, - два года (п.6 ст.80 Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)").

Процедура финансового оздоровления как самостоятельный институт несостоятельности неизвестна иностранным законодательствам и представляет собой специфику исключительно российского законодательства о банкротстве. Вместе с тем в литературе отмечается, что финансовое оздоровление имеет некоторое сходство с германской моделью самоуправления.

По замыслу законодателя, предназначение финансового оздоровления может быть сведено к следующему. В отличие от внешнего управления - процедуры, наиболее близкой к рассматриваемой и также направленной на восстановление платежеспособности должника, финансовое оздоровление подразумевает, что восстанавливать платежеспособность будет сам должник (единолично или при помощи третьих лиц) по им же утвержденному плану, а не внешние субъекты (арбитражный управляющий и кредиторы) в соответствии с тем видением развития бизнеса банкрота, которое могло бы, по их мнению, вывести его собственные корпоративные финансы из кризисного состояния. При этом должник берет на себя и тот риск, который проистекает из его самостоятельности в данном вопросе: если оздоровить бизнес не удастся, кредиторы получат причитающееся им из предоставленного должником или третьими лицами обеспечения, причем последнее не может выражаться в имуществе должника, ибо таковое и в силу закона уже составляет основу минимальной гарантии кредиторов. [12]

Иными словами, идея состоит в использовании неоспоримых качеств собственников должника, - они являются субъектами, наиболее сведущими в той отрасли экономики, в которой действует должник, хорошо ориентируются в его финансах, способны учесть предшествующий отрицательный опыт ведения дел.

Если поменять команду менеджеров, а законодатель ориентирует участников дела на это, как бы "намекая", что смена главного должностного лица компании может стать полезным шагом,[13] получить дополнительные стимулы в виде угрозы потери предоставленного обеспечения и "нависающего" графика расчетов с кредиторами, то, возможно, данная процедура в определенных случаях будет более эффективна, нежели внешнее управление или мировая сделка.

В мировой сделке также можно проследить определенные сходства между этими процедурами. И в финансовом оздоровлении, и в мировом соглашении должник имеет возможность с согласия кредиторов получить отсрочку или рассрочку исполнения платежных обязанностей, сохранив при этом возможность продолжить управление своим имуществом, но с некоторыми ограничениями. Однако в отличие от мирового соглашения производство по делу о несостоятельности должника, с введением финансового оздоровления не прекращается.

По общему правилу финансовое оздоровление вводится арбитражным судом, если с необходимостью его введения согласились кредиторы п.1 ст.75 Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Однако Закон знает два случая исключений из данного правила.

Во-первых, финансовое оздоровление может быть введено судом, когда собрание кредиторов не приняло никакого решения о дальнейшей, следующей за наблюдением процедуре банкротства п.2 ст.75 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Условием в данном случае является то, что инициаторы оздоровления по-прежнему поддерживают собственную инициативу и предоставили необходимое обеспечение.

Во-вторых, даже если кредиторы ходатайствуют о введении внешнего управления или открытии конкурсного производства, то и в этом случае финансовое оздоровление может быть введено против их воли. Условие в этой части - предоставление не любого допустимого обеспечения, а его строго определенной формы - банковской гарантии, превышающей суммарный объем долга всем известным кредиторам минимум на 20% п.3 с.75 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Единственное, что здесь остается отметить - процедура финансового оздоровления может быть введена и в ситуации, когда обеспечение исполнения должником требований кредиторов не представлено в принципе, но собрание кредиторов соглашается на такой вариант

2.4 Цели и основания введения внешнего управления

Внешнее управление - это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности (ст.2 Закона о несостоятельности). Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен, но по общему правилу не более чем на шесть месяцев ст.93 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Цель введения процедуры внешнего управления прямо обозначена в самом законодательном определении - организовать применение к неисправному должнику тех мер, которые привели бы к "излечению" финансовой составляющей его деятельности, восстановили бы его положение на рынке и привели бы к погашению требований всех кредиторов.

Внешнее управление, как и процедура финансового оздоровления, представляет собой разновидность реабилитационных (реорганизационных) процедур банкротства, направленных на спасение бизнеса должника, а не на его ликвидацию. Принципиальное отличие между ними выражается в ответе на вопрос, кто, какой субъект будет выступать организующим финансовую реабилитацию предприятия должника: в случае с финансовым оздоровлением, как уже указывалось, им будет выступать сам должник, его менеджмент; в случае с рассматриваемой процедурой это будут "внешние" субъекты: кредиторы и, главным образом, внешний управляющий.

Наряду с отстранением действующего руководства должника от ведения делами, о котором говорилось выше, еще одним, наиболее принципиальным последствием введения внешнего управления является мораторий на удовлетворение требований кредиторов. По своей правовой природе мораторий - один из типичных и в то же время наиболее остро проявляющихся выразителей публично-правового вмешательства в частноправовые отношения, каковое (вмешательство), буквально "напитывает" институт несостоятельности, включая и стадию внешнего управления. Последняя, к слову сказать, сама по себе вмешательство государства в гражданско-правовые связи.

В соответствии со ст.95 Закона о несостоятельности мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. При этом неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей не начисляются. Определенной компенсацией кредиторам в этом смысле служит предписание закона о начислении на "мораторные" суммы процентов по ставке рефинансирования, установленной Центральным банком РФ. С точки зрения кредиторов по гражданско-правовым обязательствам такое начисление менее привлекательно, так как указанная ставка уже долгий период находится на уровне ниже 15% годовых, а вот с позиций бюджета это шаг вполне равноценный, ибо пеня за просрочку уплаты налогов составляет '/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки (п.4 ст.75 НК РФ). Мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда.

В итоге внешний управляющий оказывается в ситуации, когда он может "спокойно" рассчитать и выполнить финансовый план выведения бизнеса должника из кризиса. Итак, основное предназначение института моратория состоит в том, чтобы определенным образом стабилизировать финансовое положение санируемого предприятия, дать внешнему управляющему и кредиторам возможность спрогнозировать его денежные потоки, спланировать ход восстановления платежеспособности.

2.5 Конкурсное производство

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Так законодатель определяет эту процедуру в ст.2 Закона о несостоятельности.

В текстах правовых актов и юридической литературе словосочетание "конкурсное производство" употребляется в двух значениях.

В широком значении конкурсное производство отождествляется с процессом урегулирования обязательств несостоятельного должника в целом, в какой бы форме, с применением какой бы процедуры он ни проходил. В этом смысле обсуждаемый термин является аналогом конкурсного (банкротного) процесса.

В узком значении конкурсным производством именуется только одна из процедур банкротства. Последний вариант определения конкурсного производства реализован во всех трех "постсоветских" законодательных актах о несостоятельности: в Законе РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", в Федеральном законе о несостоятельности 1998 г., а также в ныне действующем Федеральном законе о несостоятельности.

Причина различия в подходах к пониманию этого термина кроется, во-первых, в особом понимании термина "конкурс" в рамках института несостоятельности, а во-вторых, в тенденции к увеличению числа процедур, допустимых к введению в отношении должников, свойственной как российскому, так и зарубежному праву. Исходя из того, что в теории конкурсного права и процесса конкурс традиционно означал стечение (схождение) кредиторов, имеющих имущественные требования к общему должнику, производство по делу о несостоятельности, на какой бы стадии оно ни осуществлялось, всегда будет конкурсным, т.е. сопровождающимся стечением кредиторов. Но поскольку процесс урегулирования долгов несостоятельного субъекта до появления процессуального (процедурного) плюрализма, повлекшего включение в законодательные акты о несостоятельности положений о процедурах реабилитационного (восстановительного) характера, имел сугубо ликвидационную направленность, торговая и юридическая практика перестала допускать употребление термина "конкурсное производство" в значении ином, нежели связанном с ликвидацией имущества должника.