Смекни!
smekni.com

Тема: Иконография Рождества Христова: знаки и символы

ГОУ Кши «Кедровый»

Реферат

Тема: Иконография Рождества Христова: знаки и символы

Выполнил: кадет 6 «а» класса

Зубарев Андрей

Руководитель: Китариогло О. Э.

Кедровый, 2007


Оглавление

Оглавление 2

Введение 3

Основная часть 4

Заключение 6

Список литературы 7

Введение

Одним из самых замечательных художественных открытий XX века была русская иконопись, которая просто поразила мир яркими красками, необычными цветовыми и композиционными решениями и вместе с тем мудрым мироощущением наших предков.

Актуальность

Икона – в переводе с греч. «образ» - это изображение Христа, Богоматери и святых, которые призваны напоминать о священных событиях. Так как цель иконы – показать мир духовный, то «язык» её должен быть особый, символический. Внешнее изображение является лишь частью глубокого смысла, каждый знак здесь – символ, обозначающий нечто большее, чем он сам. При помощи знаковой системы икона передает информацию так же, как с помощью алфавита передается текст, с помощью нот записывается музыка. Не зная этот язык, плохо зная Библию, мы не сможем «прочитать» икону. Художник, создавая иконный образ, должен был следовать приемам иконографии, то есть традиции изображения библейских лиц и событий. Именно это гарантировало верность изображенного Священному Преданию и Соборному опыту Церкви.

Объектом исследования в данной работе является иконография Рождества Христова в древнерусском искусстве, а предметом – икона из праздничного ряда иконостаса Казанского собора на Красной площади, имеющая своим прототипом икону Рождества Христова Андрея Рублева (XV век)

Цель работы – описание иконографии Рождества Христова с «прочтением» символов.

Обзор изученной литературы

В процессе работы было изучено 5 библиографических источников, в том числе научные публикации Т. Влыдышевской и И.Бусевой – Давыдовой. Кроме этого, привлекались справочные материалы, энциклопедии.

Основная часть

В основе иконографии Рождества лежит евангельский рассказ о рождении Иисуса Христа. От императора Августа пришло повеление сделать перепись по всей земле, и Иосиф вместе с Марией, ждущей Ребенка, пошли из Назарета в Вифлеем, где должны были записаться. Мест в гостинице не было, и они разместились в пещере, укрывающей скот от непогоды. Там Мария родила Сына и поместила Его в ясли – кормушку для скота.

Прототипом для рассматриваемой нами иконы явилась икона Андрея Рублева - классический образец рождественской иконогра­фии.

В центральной части иконы расположена по диа­гонали фигу­ра Богоматери Она возлежит в пурпурной мантии на алой постели, опершись на левую руку. Пастушки со­общают ей весть о явлении ангелов.

За её спиной - пещера. В ней, в яслях и пеленах лежит младенец Христос. Лик Его вовсе не мла­денческий, голова окружена нимбом, в который вписаны греческие буквы, обозначающие слово "Сущий" или "Предвечный". Православная икона стремится передать не столько зем­ные черты младенца, сколько его сущность: пусть маленький, но это Бог, вторая ипостась Троицы - Хри­стос.

Пещера имеет массу символических смыслов. Это предельно аскетическое пристанище, соответствующее смирению, с которым Сын Божий принял на себя образ раба и вошел в мир. Пещера - это образ материнского чрева и утроба матери – земли. Пещера – это могила: ведь Христос по иудейскому обычаю после распятия был похоронен в пещере. Каменные ясли – это прообраз каменного же прямоугольного гроба, где будет похоронен Христос. Белые пеленки – его погребальные пелены (евреи заворачивали своих покойников в полосы льна). Таким образом, связываются воедино начало и конец земной жизни Христа, и в рождении уже заявлена тема смерти.

Из–за яслей выглядывают вол (бычок) и осел – неразумные животные, также поклонившиеся Царю Небесному. Вол символизирует принявших христианскую веру иудеев, осел – язычников. Перед Младенцем стоят ангелы, поющие ангельский гимн:: "Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволе­ние".

В верхней части иконы мы видим ангелов, благовествующих пастухам о рождении Сына Божьего, и Вифлеемскую звезду, ведущую трех восточных волхвов на конях. Волхвы - это мудрецы, звез­дочеты, которые узнали о явлении Спасителя по звезде - долго шли к нему и принесли свои дары.

Волхвы - это символ поиска Бога, богоискательства. Они представляют собой три человеческих возраста (юность, зрелость, старость) и три расы (черную, желтую, белую). В качестве даров волхвы принесли Иисусу ладан – как Богу, золото – как Царю и смирну (благовонное масло) – как смертному человеку.

Совершенно другой тип пред­ставлен в образах простых пастухов, стерегущих стадо в поле. Этим про­стым людям открывается сразу очень многое: они слышат ангельское пе­ние и с радостью внимают ангельс­кой вести. В яслях они видят чудо - младенца Христа, удивляются и по­ражаются божественному видению. Их восхищение божественным мла­денцем - это тоже дар Христу, пред­ставленный как первое проявление искренней веры.

В нижней части иконы две женщины купают ребенка, повторенного таким образом два раза в одной композиции. Чаша, которой они пользуются прообраз купели, омовение – крещение.

Неподалёку сидит бородатый старец – Иосиф, «обручник Марии», а с ним беседует непонятный персонаж. Это горбатый старик неприятного вида, одетый в звериные шкуры. Считается, что это дьявол принял такой облик, чтобы смущать его тоской и сомнением.

Иконография «Рождества Христова» в сжатом виде содержит в себе всю земную жизнь Христа и весь мир от неба до преисподней. Верхняя часть – небо со звездой, средняя – горки (земля), пещера – преисподняя область.

Русские иконы Рождества полны света и радости. Красный цвет ткани, на которой возлежит Богородица, олицетворяет радость Рождества и, одновременно, грядущую жертву. Охристые (желтые) горки заменяют золотой – главный цвет в иконописи, означающий сияние Божественной славы.

Символичны даже материалы, которые используются в иконописи. Холст и масло для иконы недопустимы, так как деревянная доска, на которой пишется образ, напоминает о твердынях мира иного, а прозрачность темперы (краски на яичных желтках) подчеркивает светоносность персонажей. На иконе нет светотени, так как в Божьем Царстве нет тени, а только свет. На иконе «Рождество Христово» совмещены в единую композицию эпизоды, происходившие в разное время, даже Богомладенец изображен дважды, но икона пишется с точки зрения вечности, прошлое, настоящее и будущее в ней существуют одновременно.

Заключение

Для передачи духовных смыслов иконописцы пользуются символическим языком. В данном случае знаковым является композиция, перспектива, цвет, используемые материалы (дерево, темпера), персонажи и их количество, пещера, горки, деревья. На иконе изображено рождение во плоти Предвечного Бога, Которому суждено будет пострадать (пещера, ясли – гроб, полосы льна, смирна, красный цвет), Кому поклонятся язычники и иудеи (вол и осел), мудрецы и простецы (волхвы и пасухи), в Ком соединятся Бог, Царь и смертный человек. Но красный цвет «говорит» и о радости Рождества, горки – о духовном восхождении, золотистая охра –о Божественной славе, а зеленые деревья – о вечной жизни.

Для более полного и глубокого исследования темы интересно сравнить иконографию Рождества Христова в древнерусском искусстве с изображениями этого же сюжета в западно – европейском искусстве, а также осмыслить найденные особенности.


Список литературы

1.Бусева – Давыдова И. Художественная культура Древней Руси, ч. 2/»Искусство», №15,октябрь,1996

2.Всеобщая история искусств в пересказе Юрия Герчука./ «Искусство», 1999

3.Еремина Т. С. Мир русских икон и монастырей. История, предания.М, «Наука», 1998

4.Райгородский Л. Д. Беседы о русских иконах.М,2001

5.Русская иконопись. Кн. Евгений Трубецкой. Умозрение в красках.М, «Белый город»,2006

6.Владышевская Т. Икона «Рождество Христово»/ «Искусство»,2001

9. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство Ч. 1., /М,1998