2) Различие в Боге Сущности и Его Энергии. Бог проявляет Себя через Свои действия или энергии. По словам свт. Василия Великого: «Утверждая что мы познаем Бога нашего в Его энергиях мы отнюдь не обещаем того чтобы приблизится к Нему в самой Его сущности Ибо если Его энергии нисходят до нас сущность Его остается недосягаемой»[11]. Более подробно это учение было раскрыто свт. Григорием Паламой: «Озарение и Божественная и обоживающая благодать не сущность, а энергия Божия; энергия общая и Божественная сила и действие Триипостасного Бога»[12].
3) Единоначалие Отца, монархия - Отеческая ипостась, единая причина в Троице. Ипостасное происхождение лиц Святой Троицы только от Отца как первопричины Сына и Духа Святого «из сущности и Отеческой Ипостаси»[13]. Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Хотя мы говорим о трех Ипостасях, - все-таки мы выделяем одно начало, ибо Отец начало Сына и Духа, не по времени, а по причинности, потому что Слово и Святой Дух от Отца, хотя и не после Отца»[14]. Также свт. Григорий Палама пишет в своем исповедании веры: «Отец безначальный, не только как безвременный, но тоже как совершенно без причины; Сам единственная причина, и корень и источник в Сыне и Святом Духе созерцаемого Божества; Сам единственная первоначальная причина всего сущего; не единственный Творец, но единственный единого Сына Отец и присный единственный Отец и Изводитель; более великий Сына и Духа, но это только как причина, во всем остальном, Тот же Самый как Они и равночестен»[15]. Святой Василий Великий ясно учит: «Дух Святой исходит от Отца, а является и познается Сыном. Только Отец – Источник и Начало Святого Духа, а Сын никак не в коем случае. Не проповедуем мы двух Богов Вводящий два начала проповедует двух богов»[16].
IV.
Отметим некоторые моменты полемики католических богословов, отстаивающих формулу «от Сына», и православных отцов, стоящих за канонически безупречную «через Сына».
В католическом катехизисе приводится постановление Флорентийского собора: «Существо и бытие Святого Духа исходят одновременно от Отца и Сына и Он вечно от Одного и Другого как от единого начала и единым дыханием» (п. 246)[17]. В своем исповедании католики проводят отождествление существенного порядка по бытию Ипостасей с порядком икономическим-домостроительным. Отождествление это происходит от отрицания в Боге различия между сущностью и энергией. Православная Церковь учит об исхождении Святого Духа «через Сына» в том ключе, когда Она ставит своей целью обозначить домостроительство Святой Троицы в сотворенном мире. Икономичекое исхождение Святого Духа «через Сына» свт. Григорий Палама выразил в следующей краткой формуле: «Будучи единым по природе и энергии Бог Троица творит совместно, то есть как единое троическое начало из Отца через Сына в Духе Святом»[18]. Святой Кирилл Александрийский также пишет об этом: «Дух Святой происходит от Отца по естеству, а через Сына подается твари»[19]. В защиту православного учения о Святом Духе много писал патриарх Константинопольский Фотий, достаточно привести следующую выразительную цитату из Его Окружного послания: «Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына.
Кто слыхал когда-либо, чтобы подобные речи произносил хоть кто-то из нечестивых? Какая коварная змея (ср. Ис 27:1) изрыгнула такое в сердца их? Кто вообще вынес бы, когда у христиан на деле вводят две причины в Святой Троице: с одной стороны Отца - для Сына и Духа, с другой, опять же для Духа, - Сына, и разрушают единоначалие в двоебожие, и растерзывают христианское богословие в нечто, ничуть не лучшее эллинской мифологии, и высокомерно обращаются с достоинством Сверхсущей и Живоначальной Троицы?» - « Обрати внимание и на другое: ведь если в тот момент, когда Дух исходит от Отца, возникает Его особенность, точно так же как в момент рождения Сына — особенность Сына, а Дух, согласно их болтовне, исходит и от Сына, то оказывается, что большими особенностями отличается от Отца Дух, чем Сын, Ибо для Отца и Сына общим является исхождение от Них Духа, а у Духа - особое порождение от Отца и особое же - от Сына. Если же Дух отличается большими особенностями, чем Сын, то Сын был бы ближе сущности Отца, чем Дух: и так вновь проглянет дерзновение Македония против Святого Духа, вкравшееся в их деяния и обиталище»[20]. Исходя из православного учения Святой Дух единосущен Отцу и Сыну. Именно для защиты единосущия Святого Духа Отцу и Сыну многие святые отцы говорили, что Дух Святой есть общий Отца и Сына. Так, свт. Василий Великий писал: «что Дух Святой именуется Духом Христовым, потому что Он соединен с Ним по естеству», св. Иоанн Дамаскин: «Мы почитаем Духа Святого как Духа Бога и Отца, то есть от Него происходящего, Который в тоже время и Дух Сына, ибо через Него возвещен и сообщен твари, а не потому что от Него имеет Ипостась или бытие»[21]. Также говорит о домостроительном исхождении Святого Духа св. Иоанн Дамаскин: «Духом же Сына Его именуем. И исповедуем, что Он через Сына открылся и был уделен нам, так же как от солнца суть и луч, и сияние, ибо само оно есть источник и луча и сияния»[22].
В XIII веке выдающий подвижник и богослов Никифор Влеммид, почитаемый в византийской империи, во время острой полемики с латинянами одним из первых обратился к толкованию святоотеческих текстов о исхождении Святого Духа, содержащих выражение-формулировку «Через Сына». Его ответом на латинское учение Filioque было не просто опровержение латинского учения о Святом Духе, но православный глубоко богословский сконструированный ответ на него, выраженный в формуле «через Сына» и закрепленный свидетельствами святых Отцов. В споре с латинянами Никифор подчеркивал, «Что Дух исходит от Отца к Сыну и пребывает в Сыне, или упокоевается в Сыне»[23]. В своей автобиографии он пишет: «Отец - тот, от кого Дух исходит, а Сын - тот, через кого Он выявляется и подается»[24]. Латиномудрствующий патриарх Иоанн XI Векк толковал формулу «От Отца через Сына» в смысле происхождения Духа от Отца через Сына как от причины»[25]. Иоанн Векк считал Латинское учение Filioque от Сына тождественным православному учению через Сына. Он не видел глубокой догматической разницы, в природном происхождении и исхождении Святого Духа исключительно (из) Отеческой ипостаси, от домостроительного послания Святого Духа от Отца через Сына и Его вечное воссияние. Тем самым нарушая единоначалие Отца, свойственное учению многих святых отцов, вводя две причины в Святой Троице - по сути двубожие. Мысли и доводы латинян, основанные на неправильном, ложном толковании святоотеческих цитат, содержащих формулировки «от Сына» и «Через Сына», вылились в такое мнение, что предлоги «от» и «через» имеют в богословии равный с друг другом смысл и силу. Этот аргумент латиняне выдвинули в качестве одного из оправданий своего еретического учения о двойном исхождении: будто бы Святой Дух имеет свое бытие-исхождение от двух ипостасей Отца и Сына. Святитель Григорий Палама, напротив, подчеркивает в своей контрапологии, что «Когда применительно к богословию предлоги «от» и «через» имеют равную друг с другом силу, они показывают не разделение и не различие ипостасей Святой Троицы, а единство и непреложность, которое есть в Ней по природе и единству воли. Потому что здесь показывается, что Отец, Сын и Святой Дух суть одной и той же природы, силы, энергии и воли»[26].
Вслед за Никифором Влеммидом в том же русле продолжил полемику с латинянами Константинопольский патриарх Григорий Кипрский. Он более подробно раскрыл смысл и значение святоотеческого учения о домостроительном исхождении Святого Духа через Сына. Исходя из толкования мыслей и писаний древнейших отцов, отталкиваясь от их авторитета, он выразил учение о Святом Духе и запечатлел его в Изложении свитка веры (томоса) «О исхождении Духа Святого» и в других своих трудах-апологиях против латинян: «Дух Святой исходит от Отца через Сына. Святые отцы просвещаемые Духом, говорили, что Дух Святой через Сына, но никому из них не приходило в голову сказать, что Он через Сына исходит, а все говорили, что Он через Сына возсиявает, является, открывается, посылается, познается и подобное, что указывает просто на обнаружение или воссияние через Сына, но отнюдь не на происхождение, которое Дух Святой имеет единственно от Отца, как это все исповедуют. В данном случае слово «через Сына» имеет смысл не бытийного происхождения Духа через Сына, а вечное Его воссиявание и домостроительное обнаружение и проявление»[27]. Еще он поясняет: «Дух Святой является и происходит, и воссиявает от Отца как от Причины. Равно как Он является, и существует, и воссиявает от Сына, или от Отца через Сына, но от Сына вовсе не как от причины»[28]. Здесь свт. Григорий пишет «от причины», имея ввиду Отчую ипостась как причину происхождения Святого Духа, а под происхождением не как от причины имеется ввиду происхождение Духа от Общей Сущности в аспекте единосущия Святого Духа Отцу и Сыну. Григорий Кипрский для более ясного и четкого понимания учения о исхождении Святого Духа раскрыл глубинный-богословский смысл терминов (исхождение) и (вечное воссияние). Термин «исхождение» подчеркивает происхождение ипостасного бытия Святого Духа от Отца как от причины. Термин вечное «воссияние» означает единосущие Святого Духа Сыну, через Которого Он исходит но не как от причины.