Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Припев:
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, –
Идет война народная,
Священная война!
Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!
Припев.
Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!
Припев.
Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отродью человечества
Сколотим крепкий гроб!
Припев.
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Припев.
1-й рассказчик и мальчик в гимнастерке поют вместе с хором. После завершения песни уходят со сцены.
Ведущий
Война... Страшное, жестокое время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа. До песен ли в такое время? Оказалось, что поэзия, песня были необходимы в годы войны.
На сцену выходит 2-й рассказчик.
2-й рассказчик
Зимой 1941-42 года по всем фронтам с молниеносной быстротой распространилась новая песня. Рассказывали, будто сложил ее молодой лейтенант в окопах под Москвой.
Хор исполняет песню «В землянке»
(сл. А. Суркова, муз. К. Листова).
В землянке
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти не легко,
А до смерти – четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.
2-й рассказчик
Песня действительно родилась в «белоснежных полях под Москвой» в ноябре 1941 года во время оборонительных сражений за столицу. Правда, когда поэт Алексей Сурков писал стихотворение «Бьется в тесной печурке огонь», он не предполагал его публиковать и там более не думал, что оно может стать песней. Это были несколько стихотворных строчек из письма жене с фронта... Но композитор Константин Листов в начале 1942 года написал на стихи музыку. Мелодия новой песни запоминалась с первого раза.
На фронтах Великой Отечественной войны «Землянку» пели по-разному. Появились десятки вариантов текста. Были сложены и многочисленные песни-ответы на это музыкальное письмо с фронта. «Землянка», подобно другим лучшим песням военной поры, стала народной песней.
На сцену выходят 3-й и 4-й рассказчики.
3-й рассказчик
Какая музыка была!
Какая музыка играла,
Когда и души и тела
Война проклятая попрала…
Солдатам голову кружа,
Трехрядка под накатом бревен
Была нужней для блиндажа,
Чем для Германии Бетховен.
И через всю страну струна
Натянутая трепетала,
Когда проклятая война
И души и тела топтала…
А. Межиров
4-й рассказчик
На втором месяце войны прифронтовым городом стал Ленинград. В один из августовских дней 1941 года на оборонительных работах в морском порту трудился вместе со своими товарищами композитор Василий Соловьев-Седой. Он вспоминал…
3-й рассказчик
Мы закончили работу и долго слушали, как поют моряки. На корабле, стоящем на рейде какой-то матрос печально перебирал лады гармони.
4-й рассказчик
Композитор предложил поэту Александру Чуркину: «А что, если написать песню, вот такую, которая могла бы прозвучать на палубе того корабля, готового к отплытию в суровые просторы воюющей Балтики?»
3-й рассказчик
Чуркин тоже прислушался к далекой песне на рейде. Сами собой пришли слова: «Прощай, любимый город».
4-й рассказчик
На следующий день композитор и поэт снова встретились в порту. Александр Чуркин уже написал стихотворение, навеянное впечатлениями вчерашнего тихого вечера, когда не было налетов авиации, и тревога так странно сочеталась с покоем
3-й рассказчик
Корабль, с которого вчера доносились звуки гармони, уже ушел. Теперь песня звучала на берегу: два товарища, поэт и композитор, напевали ее. Это было не прощание с берегом, а прощание с Ленинградом – композитору предстояло отбыть в эвакуацию вместе с эшелоном оперного театра. Это было накануне начала блокады Ленинграда.
4-й рассказчик
Новая песня не успела широко прозвучать в Ленинграде. Она прибыла в оренбургские степи и потерпела здесь первую и единственную неудачу на своем пути: композиторы, оказавшиеся в Оренбурге, обсудив показанную Соловьевым-Седым песню, забраковали ее, сказав, что для сурового времени войны песня не подходит – слишком лирична. Но артисты оперного театра, приехавшие в эвакуацию, уже пели «Прощай, любимый город», печалясь о разлуке, веря в возвращение.
3-й рассказчик
После передачи по радио песня очень понравилась и бойцам на фронте.
Хор исполняет песню «Вечер на рейде»
(сл. А. Чуркина, муз. В. Соловьева-Седого)
Вечер на рейде
Споемте, друзья, ведь завтра в поход
Уйдем в предрассветный туман
Споем веселей пусть нам подпоет
Седой боевой капитан.
Припев:
Прощай любимый город!
Уходим завтра в море,
И ранней порой
Мелькнет за кормой
Знакомый платок голубой.
А вечер опять хороший такой,
Что песен не петь нам нельзя.
О дружбе большой, о службе морской
Подтянем дружнее друзья.
Припев.
На рейде большом легла тишина,
А море окутал туман,
И берег родной целует волна
И тихо доносит бaян.
Припев.
На сцену выходят мальчик в матросской бескозырке и 5-й рассказчик.
Мальчик в матросской бескозырке
То грустная, то вольная, как ветер,
То грозная, зовущая на бой,
Подруга-песня! Нет нигде на свете
Другой такой подруги дорогой.
Я уходил от берега родного,
И смерть, и подвиг видел я в бою,
И мне открылось песенное слово.
И отдал бою песню я свою.
В ее словах душа народа бьется,
В ней мать поет о сыне на морях,
В ней всё…
В ней подвиг, удаль краснофлотца,
И молодость, окрепшая в боях.
5-й рассказчик
Героически сражались в годы войны моряки Балтики, Северного и Черноморского флота.
На экран проецируются кадры обороны морских рубежей России фотохроники военных лет.
Мальчик в матросской бескозырке
В июле 1941 года среди защитников Севастополя были поэт Александр Жаров и композитор Борис Мокроусов. Уже тогда они задумали написать песню о героях-моряках, славных черноморцах. Но замыслу этому не суждено было осуществиться в ту пору.
5-й рассказчик
В 1943 году Борис Мокроусов прочитал в газете очерк «Севастопольский камень» о легендарных последних защитниках города, которые унесли с собой камень – частицу родной земли, поклявшись, что обязательно вернутся в родные края и водрузят этот камень на то самое место, где он лежал.
Мальчик в матросской бескозырке
Композитор и поэт горячо приняли к сердцу эту невыдуманную историю и написали песню, которая была опубликована в газете «Красная звезда» 9 января 1944 года.
Первым исполнителем этой песни стал Леонид Осипович Утесов. Утесов очень любил эту песню, он говорил: «Есть у нас царь-пушка, есть царь-колокол и есть у нас царь-песня – «Заветный камень».
Хор исполняет песню «Заветный камень»
(сл. А. Жарова, муз. Б. Мокроусова).
4-й рассказчик и мальчик в матросской бескозырке поют вместе с хором.
Заветный камень
Холодные волны вздымает лавиной
Широкое Черное море.
Последний матрос Севастополь покинул,
Уходит он, с волнами споря.
И грозный, соленый, бушующий вал
О шлюпку волну за волной разбивал.
В туманной дали
Не видно земли,
Ушли далеко корабли.
Друзья-моряки подобрали героя.
Кипела волна штормовая.
Он камень сжимал посиневшей рукою
И тихо сказал, умирая:
«Когда покидал я родимый утес,
С собою кусочек гранита унес…
Затем, чтоб вдали
От крымской земли
О ней мы забыть не могли.
Кто камень возьмет, тот пускай поклянется,
Что с честью носить его будет.
Он первым в любимую бухту вернется
И клятвы своей не забудет!
Тот камень заветный и ночью, и днем
Матросское сердце сжигает огнем.
Пусть свято хранит
Мой камень-гранит,
Он русскою кровью омыт».
Сквозь бури и штормы прошел этот камень,
И стал он на место достойно.
Знакомая чайка взмахнула крылами,
И сердце забилось спокойно.
Взошел на утес черноморский матрос,
Кто Родине новую славу принес,
И в мирной дали
Идут корабли
Под солнцем родимой земли.
На сцену выходят 1-я и 2-я девочки рассказчицы в гимнастерках.
1-я девочка-рассказчица
Одной из самых популярных песен военной поры стала «Катюша». Стихотворение «Катюша» было написано поэтом Михаилом Исаковским в 1938 году, когда сгущались тучи над нашими западными границами, и становилось ясно, что, защищая родную землю, вот-вот примет на себя первый удар воин-пограничник.
2-я девочка-рассказчица
В «Катюше» оказались соединены лучшие песенные качества – музыкальность стиха и простота сюжета, близкого и понятного всем.
Хор исполняет песню «Катюша»
(сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера).
Катюша
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.
Ой, ты, песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед
И бойцу на дальнем пограничье
От Катюши передай привет.