Литература второй половины столетия развивалась в соответствии с тенденциями нескольких направлений. Последняя треть XVIII века характеризуется тем, что наряду с зарождением романтического направления резко усилился рост реалистических тенденций. Русская литература стала искать подходы к социальному анализу, объясняя характер как результат воздействия на него среды и внешних обстоятельств.
Если говорить о периодизации русской литературы, то уже в 1760 – 1770-х годах имеет место эволюция классицизма, происходит развитие сатиры, которая достигает в это время своего расцвета. Именно в этот период появляются предпосылки к развитию сентиментализма, который оформляется в последней четверти века, характеризующейся кризисом классицизма, ростом романтических тенденций. С появлением же «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева передовая часть русской литературы становится носительницей революционных идей.
Наука и образование.
Во второй половине XVIII века происходит дальнейшее развитие различных областей науки, совершенствование системы образования. В этот период возникают определённые традиции, которые впоследствии были унаследованы русскими естествоиспытателями XIX столетия. Стоит отметить, что бурное развитие естественных наук, активизировавших человеческую деятельность и составивших новую картину мира, оказало большое влияние на русскую культуру в целом, поскольку новые знания в большинстве своём противоречили религиозным догмам. Наука второй половины XVIII века содействовала развитию экономики страны, способствовала формированию капиталистического уклада. Потребности развивающейся промышленности способствовали появлению талантливых механиков, к числу которых можно отнести Ползунова, Кулибина. В чём-то помогли развитию страны и другие области науки, которые сейчас будут рассмотрены.
Математика, механика и астрономия. В развитии математики большую роль сыграла Петербургская Академия наук, где в течение 31 года работал Эйлер, ученики которого во второй половине XVIII столетия стали продвигать отечественную науку. Примерами могут послужить А. И. Лексель, Н. И. Фусс, работавшие в области анализа и развивавшие сферическую геометрию и тригонометрию. Конечно же, ими исследовались и другие разделы математики. Интересные исследования по обоснованию анализа были проведены Гурьевым, получившим образование в Артиллерийском и Инженерном корпусе. Именно этим учёным впервые были приведены «основные формулы дифференциальной геометрии в полярной системе».[30] В стенах Петербургской Академии наук создавалась учебная литература по механике, в том числе «Книга, содержащая в себе учение о равновесии и движении тел», написанная в 1774 году С. К. Котельниковым, и книга по статике и динамике Я. П. Козельского «Механические предложения» (1764). В самом конце XVIII века в области механики плодотворно работал также С. Е. Гурьев, исследовавший проблемы равновесия в теории машин. В Московском университете механика преподавалась в курсе прикладной математики. Этот курс читал Панкевич, занимавшийся механикой гидравлических устройств и в 1788 году защитивший магистерскую диссертацию «Об особенных гидравлических машинах…», являвшуюся первой в России работой о паровых машинах.
Что касается астрономии, то интерес к ней во второй половине XVIII века был достаточно велик. Как известно, перед этой наукой стояло множество задач, без решения которых теория всемирного тяготения Ньютона вызывала некоторые сомнения. Самой хорошей проверкой теории XVII века должно было стать объяснение движения планет, однако возникали проблемы, связанные с постоянным обнаружением «ошибок» в этом движении, которые в результате отвергали расчёты, сделанные на основе теории Ньютона. Именно по теории Луны Эйлер с 1748 и вплоть до 1780 г. создаёт серию «мемуаров». Вычисления этого учёного легли в основу точных лунных таблиц Майера, позволяющих достаточно точно определить долготу на море. Однако идеи, принадлежащие Эйлеру, широкое развитие получили лишь в XIX – XX вв.
В 1783 году в Петербурге была опубликована на французском языке работа А. И. Лекселя «Исследования о новой планете, открытой Гершелем…», в которой доказывалось, что Гершель открыл не комету, как это предполагалось, а планету, впоследствии получившую название Уран.
Вообще петербургские астрономы много занимались определением параллаксов небесных тел. Эти исследования наиболее широко развернулись во время наблюдений за прохождением Венеры по диску Солнца. Петербургской Академией наук было организовано несколько экспедиций в различные пункты наблюдения. Россия во второй половине по объёму выполненной работы, можно сказать, служила примером для других стран. Одним из важнейших результатов работы стало получение достаточно точного параллакса Солнца, равное 8”.67.
Большое влияние на развитие астрономии во второй половине XVIII века оказали открытия и работы, сделанные в середине столетия, к которым примыкают «примечания» Ломоносова, относящиеся не столько к области небесной механики, сколько к астрофизике. Учёный сделал вывод, имевший большое значение.[31]Ломоносов первым увидел эффект рефракции[32] и дал ему основательное объяснение. Работа Ломоносова «Явление Венеры на Солнце» (1761) была издана не только на русском языке, но и на немецком. Во второй половине XVIII столетия учёные приложили много усилий для развития теорий физической природы комет, полярных сияний и зодиакального света. Эйлером были рассмотрены эффекты светового явления, Делиль занимался доказательством отсутствия атмосферы на основе экспериментов по дифракции света. Также стоит отметить, что была выдвинута гипотеза о вулканическом происхождении лунного рельефа. Итоги развития небесной механики были подведены в самом конце века в трёхтомной «Теоретической астрономии» Шуберта, опубликованной в Петербурге на немецком языке в 1798 году.
Астрономические исследования, разработка равнопромежуточной конической проекции[33] позволили не только исследовать космические пространства, но и составить более чёткие географические карты.
Физика. Одной из важнейших областей физики, волновавшей учёных середины и второй половины XVIII столетия, было электричество. Некоторые исследователи были уверены в том, что изучение этого явления в итоге приведёт к раскрытию тайн природы. В качестве примера можно привести Ф. Эпинуса, написавшего трактат «Теория электричества и магнетизма», высоко оценённый такими деятелями науки, как Кавендиш, Лаплас, Вольта. Автор трактата значительно продвинул ньютоновскую концепцию сил отталкивания и притяжения, снабдив её количественным анализом, что сыграет достаточно большое значение для развития науки во второй половине XVIII века. Теория магнетизма Эпинуса была построена на тех же принципах, что и теория электричества, а сходства явлений электричества и магнетизма Эпинус подтверждал опытами с турмалином, в которых он впервые открыл дипольный эффект у наэлектризованных тел.
Стоит отметить, что концепциям, распространённым в физике и химии середины – второй половины XVIII века, соответствовали представления о существовании электрической жидкости, в механизм которой включены силы притяжения и отталкивания. Однако существовали несколько иные взгляды, примером чему могут послужить работы Ломоносова, в которых все явления и процессы «объяснялись движением протяжённых, непроницаемых, обладающих инерцией корпускул»[34].
Ломоносов также разработал кинетическую теорию тепловых явлений в твёрдых телах, жидкостях и газах. Он использовал идеи о корпускулярном строении вещества для объяснения тяготения. Учёным была разработана также физика эфира, выступавшего в его теориях носителем электрических и оптических явлений («Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее», 1759 г.). Ломоносов сконструировал ряд оптических приборов, зеркальные телескопы, солнечную печь, навигационные и метеорологические инструменты. Многие дальнейшие исследования были тем или иным образом основаны на работах этого учёного.
В последней трети XVIII столетия интенсивность физических исследований в Петербургской Академии наук значительно снизилась, однако к концу века деятельность в этой области активизировалась в Московском университете и Медико-хирургической академии в Петербурге. Ближе к концу столетия физика была введена в программы средних учебных заведений.
Химия. Вторая половина XVIII века и его середина характеризуются резким возрастанием интереса к химии. Большое значение имели исследования Ломоносова, который ввёл в химию меру, вес, число, изучал растворимость металлов в кислотах и солей в воде, создал план дальнейшего развития физической химии. Фактор веса играл решающую роль в исследовании окислительно-восстановительных процессов.
Русские химики второй половины столетия основное своё внимание уделяли вопросам прикладной химии, связанной с потребностями горнозаводского дела и металлургии. Постепенно расширялась деятельность заводских лабораторий. Наиболее важными исследователями признаны Н. П. Соколов, Э. Г. Лаксман, И. И. Георги, А. А. Мусин-Пушкин, Я. Д. Захаров, В. И. Клементьев. Интересные работы проделал Т. Е. Ловиц, открывший явление адсорбции[35] и разработавший метод кристаллохимического определения веществ с помощью микроскопа. К концу XVIII века относится начало деятельности В. М. Северегина, результаты исследований которого публиковались не толь в русских, но и в зарубежных журналах.
Можно сказать, что во второй половине столетия химия становится самостоятельной теоретической наукой и важной областью практической деятельности, а её значение оценивается очень высоко.