Возрастает интерес к театральному искусству, которое ближе к концу столетия начинает ориентироваться на вкусы широкой публики, театры начинают строиться и в провинции. Стоит также отметить, что в течение второй половины XVIII века происходит более резкое разграничение жанров трагедии и комедии. Именно в данный период формируется русский национальный репертуар, развивается драматургия.
Большими темпами развивается музыкальное искусство, формируется национальная композиторская школа, соответствующая требованиям того времени, а также закладываются некоторые основы современной музыки, определившие её дальнейшее развитие.
Что касается конкретно литературы, то для неё характерны были обличительные мотивы, что в наибольшей степени проявляется в комедиях Фонвизина. Появляется всё больше профессиональных писателей, устанавливается иерархия жанров, усиливается интерес к народному творчеству, как и в музыке. Стоит отметить тот факт, что позиции классицизма к концу века начинают ослабевать, уступая место реалистическим тенденциям.
Наука, как и многие другие области культуры, поднимается на новую ступень развития, способствует укреплению капиталистического уклада. Организовывается всё больше экспедиций, исследования русских учёных достигают уровня мировой науки.
Можно сказать, что культура России второй половины XVIII века отражает те преобразования, которые имели место в социально-экономической сфере. Большое влияние на формирование культуры оказали некоторые европейские тенденции, а также идеи просветительства. Именно в этот период, когда в стране начинают развиваться естественные науки, идет формирование русского литературного языка, появляется система научно-технических терминов. На мой взгляд, достижения во всех областях культуры, в том числе образования, способствовали расцвету многих сторон жизни общества в начале следующего столетия, заложили необходимые основы для того, что мы сегодня называем «золотым веком»русской культуры.
[1]Ордер – определённое сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка.
[2] Тектоника – сочетание частей в одном стройном целом, композиция.
[3] См. с. 53 в книге: История русского искусства: Учебник /Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина ордена Ленина Акад. художеств СССР; Под ред. И. А. Бартенова, Р. И. Власовой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изобраз. искусство, 1987. – 400 с., ил.
[4] См. с. 54 там же.
[5] Цит. по: История русского искусства: Учебник / Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина ордена Ленина Акад. художеств СССР; Под ред. И. А. Бартенева, Р. И. Власовой. С. 56.
[6]Скульптурные группы, стоящие по сторонам центральных ворот Адмиралтейства (см. с 58 в книге «История русского искусства»).
[7] Терракота – обожжённая цветная глина; неглазурованные керамические изделия с пористым черепком; разновидность керамики.
[8] Медальерное искусство – искусство изготовления форм для монет и медалей.
[9] Камерные портреты – портреты, предназначенные для узкого круга зрителей.
[10] Рефлекс – оттенок цвета, возникающий при падении на предмет света, отражённого от других объектов.
[11] Офорт – способ изготовления гравюры, при котором рисунок процарапывают иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу.
[12] Эстамп – оттиск, отпечаток, станковая гравюра.
[13] Каннелюры – вертикальные желобки.
[14] Воронение – термическая обработка в горне при разных температурах.
[15] См. с. 317 в книге: Очерки русской культуры XVIII века: Ч. З: Наука. Общественная мысль / Под ред. академика Б. А. Рыбакова. – М.: МГУ, 1988, 400 с.
[16] Мизансцена – расположение актёров на сцене в тот или иной момент времени.
[17] См. с 334 в книге: Очерки русской культуры XVIII века: Ч. З: Наука. Общественная мысль / Под ред. академика Б. А. Рыбакова. – М.: МГУ, 1988, 400 с.
[18] См. с 337 в книге: Очерки русской культуры XVIII века: Ч. З: Наука. Общественная мысль / Под ред. академика Б. А. Рыбакова. – М.: МГУ, 1988, 400 с.
[19] См. с. 357 в книге: Очерки русской культуры XVIII века: Ч. З: Наука. Общественная мысль / Под ред. академика Б. А. Рыбакова. – М.: МГУ, 1988, 400 с.
[20] Сюита – инструментальное циклическое музыкальное произведение из нескольких контрастирующих частей, объединённых общим художественным замыслом.
[21] См. с. 364 – 365 в книге: Очерки русской культуры XVIII века: Ч. З: Наука. Общественная мысль / Под ред. академика Б. А. Рыбакова. – М.: МГУ, 1988, 400 с.
[22] См. с. 364 там же.
[23] Опера-буффа – оперный жанр, итальянская разновидность комической оперы на бытовой жанр.
[24] См. с. 371 в книге: Очерки русской культуры XVIII века: Ч. З: Наука. Общественная мысль / Под ред. академика Б. А. Рыбакова. – М.: МГУ, 1988, 400 с.
[25] См. с. 373 там же.
[26] См. с. 374 – 375 там же.
[27] См. с. 238 в книге: Очерки русской культуры XVIII века: Ч. З: Наука. Общественная мысль / Под ред. академика Б. А. Рыбакова. – М.: МГУ, 1988, 400 с.
[28] См. с. 246 там же.
[29] См. с. 266 там же.
[30] См. с. 29 там же.
[31] См. с. 36 – 37 в книге: Очерки русской культуры XVIII века: Ч. З: Наука. Общественная мысль / Под ред. академика Б. А. Рыбакова. – М.: МГУ, 1988, 400 с.
[32] Рефракция – преломление светового луча в атмосфере.
[33] См. с. 37 в книге: Очерки русской культуры XVIII века: Ч. З: Наука. Общественная мысль / Под ред. академика Б. А. Рыбакова. – М.: МГУ, 1988, 400 с.
[34] См. с. 39 в книге: Очерки русской культуры XVIII века: Ч. З: Наука. Общественная мысль / Под ред. академика Б. А. Рыбакова. – М.: МГУ, 1988, 400 с.
Корпускула (< лат. corpusculum тельце) – очень малая частица вещества.
[35] Адсорбция – способность некоторых веществ поглощать всевозможные примеси.
[36] См. с. 48 в книге: Очерки русской культуры XVIII века: Ч. З: Наука. Общественная мысль / Под ред. академика Б. А. Рыбакова. – М.: МГУ, 1988, 400 с.