Смекни!
smekni.com

«Культура России второй половины XVIII века» (стр. 2 из 12)

В последние два десятилетия в Царском Селе и Павловске работал Чарльз Камерон. Именно он построил Павловский дворец (1782 – 1786) и Камеронову галерею (1783 – 1786), которые отличаются изяществом отделки и чёткой архитектоникой. Нельзя не отметить то необычайное разнообразие интерьеров комнат Екатерины II в Екатерининском дворце Царского Села, которое отражается и в композиционном решении, и в используемых для облицовки материалах.

Ближе к началу XIX века значительные строительные работы проводились под руководством Джакомо Кваренги. Среди множества зданий, которые были выполнены по его проектам, преобладают общественные сооружения, отличающиеся простыми формами. В качестве примеров можно привести такие сооружения, как Академия наук (1783 – 1789), Государственный банк (1783 – 1790), а также учебные заведения, больница, торговые ряды. Здание Смольного института (1806 – 1808), построенного в начале XIX века, признано одной и лучших построек Кваренги.

Следует отметить, что во второй половине XVIII века значительное строительство имело место не только в городах, но и в усадьбах, где большую роль играли крепостные зодчие, которые, с одной стороны, были тесно связаны с народными традициями, и, с другой стороны, использовали новые архитектурные приёмы. Вспомните усадьбу «Останкино», которая находится под Москвой, созданную именно крепостными мастерами при непосредственном участии Аргунова, крепостного зодчего.

Сделаем некоторые выводы, касающиеся развития архитектуры во второй половине XVIII века. Развитие науки, рост промышленного производства и торговли оказали влияние не только на экономическую жизнь общества, но и на культурную жизнь. Именно происходящие в стране процессы обусловили переход от одного архитектурного стиля к другому, то есть от барокко, отличающегося пышностью форм, вычурностью, к классицизму, для которого образцом художественного совершенства было искусство античности. Творениям того времени присущи простота и величие, разумное, рациональное устройство зданий, симметричность композиций, гармония пропорций. Можно сказать, что основоположниками русского классицизма стали Баженов, Казаков, Старов. Наряду с новыми архитектурными формами, которые использовались зодчими второй половины XVIII века, много нового было внесено и в паркостроение: регулярные сады, например, сменились пейзажными парками. Стоит также отметить, что в архитектуре и в её обращении к традиционному национальному зодчеству наряду с принципами, характерными для классицизма, начинают прослеживаться романтические тенденции.

Скульптура.

Скульптура, как и архитектура, живопись, литература конца XVIII столетия, достигает значительных успехов. Большое значение имела педагогическая деятельность француза Н.-Ф. Жилле, который был профессором Академии художеств и проработал там 20 лет. Именно по его инициативе и под его руководством формировалась коллекция слепков с произведений античности и мастеров XVI – XVIII веков. Практически все известные крупные скульпторы были учениками Жилле: Ф. И. Шубин, Ф. Г. Гордеев, М. И. Козловский, И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, Ф. Ф. Щедрин.

Рассмотрим, какой вклад внёс каждый из этих скульпторов в развитие русской культуры. Начнём с Шубина, которым была выполнена целая серия портретов, отличающаяся глубиной содержания и профессиональным мастерством. В 1775 году, после того как он вернулся в Петербург в 1773 году из поездки в Рим и Париж, где изучал античные произведения, он исполнил бюст князя А. М. Голицына, сумел запечатлеть и передать характер и внутренний мир вельможи. Непринуждённо переданы и надменная улыбка Голицына, поворот его головы. Впоследствии Шубин создал целую галерею портретов. В портрете П. А. Румянцева-Задунайского скульптор проявил достаточно редкостное умение так изобразить лицо, что даже самые отталкивающие и некрасивые черты производят хорошее, можно сказать, обаятельное впечатление. К тому же кругу произведений относятся разные, но не менее совершенные портреты М. Р. Паниной, З. Г. Чернышёва, И. С. Барышникова. Нужно отметить, что за бюст Голицына Екатерина II наградила Шубина золотой табакеркой и приказала «никуда его не определять, а быть собственно при его величестве».[5]Но от восьмидесятых годов XVIII века сохранилось значительно меньше бюстов этого скульптора, потому что в это время его внимание было сосредоточено на декоративных работах. В восьмидесятые года Шубин выполнил для Чесменского дворца целую серию портретных изображений князей, для Мраморного дворца он изготовил исторические рельефы и аллегорическую скульптуру, также исполнил скульптурное убранство Троицкого дворца Александро-Невской лавры. Что касается портретов 1790-х годов, то они отличаются глубиной и сложностью. Вспомните бюсты А. А. Безбородко, П. Шварца, Павла I, которые и свидетельствуют об этом. Если говорить о портрете М. В. Ломоносова, то стоит отметить, что данное произведение исполнено Шубиным по воображению. Портрет лишён парадности, но передаёт проникновенный ум и человечность учёного. Совсем другой художественный образ создан скульптором в изображении Павла I, композиция которого построена по законам парадного репрезентативного портрета. Скульптору удалось раскрыть образ Павла I во всей его противоречивости, что отражается в сочетании отталкивающих черт характера и величественностью данной личности. Шубин сумел буквально воспроизвести пропорции фигуры и черты лица. Скульптор, можно сказать, достиг большой глубины в воплощении характеров, что свидетельствует о его мастерстве.

Большой вклад в развитие русской скульптуры внёс Фёдор Гордеевич Гордеев, всю жизнь тесно связанный с Академией художеств. Первая его самостоятельная работа, которая завершила период ученичества, – «Прометей» (1769). Она представляет собой не что иное, как пример разработки античного сюжета при помощи современных художественных средств, с использованием натурной работы. Созданные Гордеевым многочисленные скульптурные композиции и рельефы украшают различные здания Петербурга и его пригородов. К числу этих зданий относятся Академия художеств, здание Старого Эрмитажа, Казанский собор. Наиболее значительные произведения были созданы в жанре мемориальной пластики, создателем которой является он сам. В качестве примеров можно привести надгробия Н. М. Голицыной, А. М. Голицына и Д. М. Голицына.

В историческом же жанре работал Михаил Иванович Козловский, на творчество которого повлияли работы Рафаэля, Пуссена и в особенности Микеланджело. Примечательно то, что Козловский очень много работал с натуры и пытался показать совершенство и красоту человека. Близость к натуре проявляется во многих произведениях скульптора, в том числе в композиции «Бдение Александра Македонского» (1780-е годы). В 1789 году, в разгар революционных событий во Франции, Козловский находился в Париже, где в 1790 году была им выполнена скульптура «Поликрат», причём следует заметить, что трагическая тема страдания царя, созвучная времени, была удачно передана скульптором. Для творчества Козловского в 90-х годах XVIII века характерно использование античных образов, наполненных современным героическим содержанием и связанных с победами русских войск. Примером может послужить созданный в 1799 году «Геркулес на коне», воспринимавшийся как символ побед Суворова в русско-австрийской кампании. Иногда в своих работах скульптор обращался непосредственно к героям русской истории («Яков Долгорукий, разрывающий царский указ», 1797 г.). Что касается знаменитой статуи «Самсон, разрывающий пасть льва», изготовленной Козловским в 1801 году, то стоит отметить, что она была предназначена в качестве декоративной группы для центрального фонтана Петергофа, а образ героя символизирует неувядающую славу русского народа. Скульптура в годы фашистской оккупации была утрачена, но в 1947 году её воссоздали.

В конце жизни Козловский приходит к большим формам пластики и ярче всего, пожалуй, проявляет своё мастерство в памятнике А. В. Суворову (1800 – 1801), в котором скульптором передано лишь отдалённое сходство героя, изображённого в облике бога войны Марса в античных доспехах и шлеме, с полководцем. Все детали указывают на героический характер Суворова.

Другой известный скульптор, по имени Феодосий Фёдорович Щедрин, учился в Академии художеств у Н.-Ф. Жилле, а после получения золотой медали за рельеф «Изяслав Мстиславович на поле брани» был отправлен в поездку в Италию и Францию. По возвращении в Петербург в 1785 году Щедрин начал преподавать в Академии художеств. Из ранних творений скульптора наиболее известны «Марсий» (1776), « Спящий Эндимион» (1779). К крупнейшим работам, выполненным скульптором после возвращения из-за границы, относятся статуи «Венера» (1792) и «Диана» (1798). Щедрин принимал активное участие в замене скульптуры большого каскада Петергофа. Им исполнены группы сирен, статуи Персея и Невы. Можно сказать, что скульптор достигнул сочетания жизненной правды и декоративности, сумел связать пластику с окружающей природой и архитектурным ансамблем. Новые принципы связи пластического образа с архитектурой, которые фактически были разработаны Щедриным, нашли яркое воплощение в его скульптурах, украшающих здание Адмиралтейства в Петербурге. Выполненные им «Морские нимфы»[6]отличаются своей монументальностью и гармоничностью и символизируют величие России как морской державы, а также передают идею торжества человека над силами природы.

Большое влияние на развитие скульптуры оказали работы Прокофьева, который за выполненную группу «Актеон, преследуемый собаками» получил звание академика. За годы творческой деятельности, отличающейся разнообразием, скульптором было создано более 400 произведений станковой и декоративной скульптуры. Прокофьев работал также в технике терракоты[7], создав в 1800 году парные бюсты А. Ф. Лабзиных. Он, как и все крупные скульпторы конца XVIII века, принимал участие в оформлении Казанского собора, для которого выполнил фриз «Медный змий». Рельефы Прокофьева украшают также интерьеры Академии художеств, которую он закончил в 1779 году, Павловский дворец. Для фонтанов Петергофа скульптором вылеплены «Пастушок Акид», «Волхов» и тритоны.