Смекни!
smekni.com

«Культура России второй половины XVIII века» (стр. 3 из 12)

Если говорить в общем о скульптуре во второй половине XVIII века, то следует отметить, что развиваются все её виды и жанры: и монументальная скульптура, и медальерное искусство[8], и садово-парковая пластика. Скульптурный портрет – это новое явление в русском изобразительном искусстве того периода. Ярчайшим представителем в этой области был Шубин, создавший галерею выразительных скульптурных портретов А. М. Голицына, М. Р. Паниной, И. Г. Орлова, М. В. Ломоносова. Нужно отметить, что не только в архитектуре, но и в скульптуре барочные формы сменились системой приёмов, характерных для классицизма. Представителями классицизма были такие скульпторы, как Щедрин, Козловский.

В конце XVIII века создаются украшения многочисленных архитектурных сооружений. Используя чаще всего мифологические сюжеты, русские скульпторы второй половины XVIII века утверждают философско-этические идеи. Особенностью является то, что скульпторы выражают в художественных формах идеалы своего времени, но в то же время сохраняют конкретность образного мышления и ощущение натуры. Во второй половине XVIII столетия даже произведения, выполненные иностранными мастерами, созвучны духу эпохи. Вспомните открытый в 1782 году памятник Петру I Э.-М. Фальконе, так называемый «Медный всадник». Скульптор изобразил императора преобразователем государства, сумел выразить его историческую роль так, как понимали её современники Петра Великого.

Живопись.

Историческая живопись. По понятиям, имевшим место в XVIII веке, только исторический жанр был способен запечатлеть героические образы прошлого, величайшие события мировой и русской истории. Именно по этой причине Академия художеств в Петербурге, заботившаяся о развитии этого жанра, поощряла творчество живописцев, творивших на исторические, библейские, античные и мифологические темы. Постепенно русскими живописцами были выработаны композиционные принципы построения исторической картины, заключавшиеся в том, чтобы уделять большого внимания одежде, обстановке и, конечно же, передаче характеров героев, действующих лиц. Колорит таких картин отличался подчёркнутой условностью цвета, но при этом художники обычно стремились к простоте и естественности.

Среди произведений исторического жанра особенно выделяется мозаика «Полтавская баталия», которую под руководством Ломоносова выполнили русские мастера, продолжая развивать монументальные традиции древнерусского искусства.

Одним из крупнейших исторических живописцев считается Антон Павлович Лосенко, который по окончании Академии художеств был послан во Францию и Италию. Вернувшись в Петербург в 1769 году, он стал профессором, а позднее директором Академии. Достаточно долгое время картины и рисунки Лосенко, к числу которых относятся «Жертвоприношение Авраама», «Каин», «Авель», пользовались большим успехом, служили образцами мастерства и копировались его учениками. В наибольшей степени дарование художника раскрылось в его двух последних произведениях – «Владимир и Рогнеда» (1770) и «Прощание Гектора с Андромахой» (1773). Работая над картиной «Владимир и Рогнеда», для изображения русских воинов Лосенко использовал серию натурных рисунков. Хотя в позах и жестах действующих лиц, их костюмах много условного, всё-таки можно говорить о том, что художник сделал первый шаг к воплощению человеческих страстей. В «Прощании Гектора с Андромахой» Лосенко избрал античный сюжет и выступил как мастер классицизма. В этом произведении фактически утверждается идея свободолюбия человека, его патриотизм, гражданственность и постоянная готовность к совершению подвигов. Именно таким показан Гектор – герой «Илиады» Гомера, идущий в бой за Трою.

Из учеников Лосенко выделяются И. А. Акимов, являющийся автором ряда исторических полотен, и П. И. Соколов, почти все произведения которого созданы на темы из античной мифологии. Образы картин Соколова отличаются мягкой лиричностью и поэтической красотой, в них меньше героического, чем в творениях Соколова.

После Лосенко самым известным историческим живописцем второй половины XVIII века был Григорий Иванович Угрюмов, исполнивший по возвращении из Италии, куда был направлен в пенсионерскую поездку, целую серию картин. К их числу относятся такие произведения, как « Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немецкими рыцарями победы», «Взятие Казани» и «Избрание Михаила Фёдоровича на царство». На звание академика в 1797 году Угрюмов исполнил программу «Испытание силы Яна Усмаря». Здесь мы видим впечатляющий образ русского героя, чем-то напоминающего Геркулеса; живые, полные экспрессии фигуры воинов изображены в левой части картины.

Угрюмов больше 20 лет преподавал в Академии художеств, и именно у него учились такие исторические живописцы начала XIX века, как А. Е. Егоров, А. И. Иванов, В. К. Шебуев, а также портретист О. А. Кипренский.

Портретная живопись. Наибольших успехов русская живопись второй половины XVIII столетия достигла всё-таки не в исторической картине, а в других жанрах, например портрете. Портретное искусство в это время достигает, можно сказать, своего расцвета. Именно во второй половине XVIII века творят крупнейшие живописцы Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, которые создали великолепную галерею портретов современников. Русский портрет того периода сочетает в себе большую глубину и значительность в изображении человеческой личности, что позволило отечественным творениям занять значительное место в европейской живописи.

Одним из крупнейших портретистов считается Фёдор Степанович Рокотов, который ещё в молодости получил известность как умелый и оригинальный живописец. Рокотов писал преимущественно камерные портреты. В его произведениях отразилось стремление просвещённой части русского дворянства следовать высоким нравственным нормам. Художник очень любил изображать человека без парадного окружения, не позирующим, в естественных позах. Ещё в ранних произведениях Рокотова, к которым относятся портреты великого князя Павла, девочки Е. Юсуповой, сказывается умение художника не просто правильно передать сходство, но и наделить образ одухотворённостью. В последующие годы творчество живописца расцветает ещё больше, Рокотов обогащает и усложняет колорит. В поздних портретах художник подчёркивает интеллектуальность и одухотворённость своих моделей.

Среди произведений, выполненных Рокотовым, особенно выделяются портреты В. И. Майкова (конец 1760 – 1770) и В. Е. Новосильцевой (1780). В первой работе проявляется оригинальность таланта художника: его живопись становится здесь более темпераментной, колорит, который построен на противопоставлении красного и зелёного цветов, приобретает звучность. В портрете Новосильцевой Рокотов находит ту же меру идеальности, что и в образе Майкова. В облике молодой женщины, запечатлённой на портрете, проявляются представления художника о прекрасном. Среди работ Рокотова можно также выделить портреты «Неизвестной в розовом» (1770-е гг.), Н. Е. Струйского (1772), Е. Н. Орловой (1779), Е. В. Санти (1785). Пожалуй, одним из самых выразительных полотен художника является изображение В. Н. Суровцевой (вторая половина 1780-х годов).

Обычно Рокотов всё своё внимание обращал на лица. Люди в его портретах очень часто немного улыбаются, почти всегда пристально и загадочно смотрят на зрителя. Все образы, запечатлённые художником, объединены тем, что они глубоко человечны и обладают душевной теплотой. Что касается произведений последних лет жизни Рокотова, то они практически неизвестны.

Когда творчество Рокотова расцветало, началась деятельность портретиста Дмитрия Григорьевича Левицкого, создавшего серию правдивых, глубоких по характеристике портретов. Художник был помощников Антропова по выполнению портретов Екатерины II для триумфальной арки в Москве, воздвигнутой при коронации. Уже в 1770 году Левицкий на выставке в Академии художеств выступил с рядом портретов, представ зрелым, крупным, состоявшимся художником, мастером своего дела. За один из этих портретов, на котором изображён архитектор А. Ф. Кокоринов, Левицкий был удостоен звания академика. Здесь художник опирается на традиции барочного репрезентативного портрета. Он бережно пишет спокойное и серьёзное лицо архитектора, сложную по движению фигуру в парадном кафтане и камзоле, мастерски передаёт пластику жеста, различные ткани, шитьё, объединяет всё это дымчато-сиреневой тональностью колорита. В серии портретов воспитанниц Смольного института (1773 – 1776) Левицкий наиболее полно и целостно выразил своё понимание трактовки образа в парадном портрете. Он изобразил каждую из воспитанниц в определённой сюжетной ситуации, в характерной позе. Художник прекрасно передал очарование молодости и в то же время по-разному характеризовал персонажи. Портретам присуща декоративность, рождающаяся из богатого сопоставления красок одежд, линейных контуров и силуэтов, которая усиливается кулисами, изображающими условные пейзажи или драпировки. Колорит в этой серии портретов ясен и жизнерадостен.

Примером прямого отклика художника на мечты дворянской интеллигенции о просвещённом монархе, истинном гражданине своего отечества, который не только издаёт законы, но и подчиняется им, как и все сограждане, может послужить портрет Екатерины II-законодательницы.