Смекни!
smekni.com

«Культура России второй половины XVIII века» (стр. 4 из 12)

Камерные портреты[9]Левицкого 1770-х – 1780-х годов представляют вершину достижений художника. В портрете французского философа Дени Дидро (1773 – 1774), изображённого в домашнем халате и без парика, художник подчёркивает высокую интеллектуальность, духовную значительность. Различны портреты М. А. Львовой (1778 и 1781), исполненной грации и женственности; Урсулы Мнишек (1782), пустой светской красавицы; певицы А. Давиа Бернуци (1782), которой присуща расчётливая кокетливость. Для художника все его модели – это люди со сложной внутренней жизнью. Левицкий никогда не льстил им и старался быть объективным в своих характеристиках. Примером может послужить изображение любимца Екатерины II, придворного А. Д. Ланского (1782), которого художник показал холодным и важным, кукольно красивым, разряженным в богатые одежды. В портрете священника он всё своё внимание обращает на его лице, лице человека, прожившего, вероятно, долгую и нелёгкую жизнь. Живостью и умом светятся глаза дочери художника, Агаши (1785), которую он изобразил в русском костюме, подчеркнув тем самым её непринуждённость.

Вообще портреты Левицкого всегда сгармонированы в цвете. Художник часто прибегает к интенсивным сочным краскам, составляющим единую и характерную для него гамму, характеризующуюся ясностью и чистотой тональных и цветовых отношений.

Ещё одним выдающимся мастером портретного жанра второй половины XVIII века был Владимир Лукич Боровиковский. Иконы, написанные им в молодости, отражают его крупное дарование. В Петербурге, куда он приехал с Украины, он сблизился с Левицким и, возможно, у него учился. Портрет Е. Н. Арсеньевой (1796) – произведение действительно высокого мастерства. В этом произведении намечен новый взгляд на человека. Художник изобразил модель среди природы, в уютном уголке сада, на фоне зелени, с яблоком в руке. Арсеньева изображена задорно улыбающейся, счастливой и очаровательной, тогда как М. И. Лопухина (1797) полна лёгкой грусти и поэтической мечтательности. Её образ пленяет меланхоличностью и мягкостью, внутренней гармонией. В портретах Боровиковский воспевал способность людей к возвышенным чувствам, сердечным переживаниям. Это проявляется в образе Екатерины II, изображённой на фоне умиротворённой природы Царскосельского парка (1794), в портрете крестьянки Христиньи (около 1795), идеального образа, а также в групповом портрете сестёр Гагариных (1802). В последней художник включил бытовую среду, связал фигуры действием, разработал тип парного изображения. В женских портретах художник стремился к непринуждённому, изящному и слегка идеализированному её изображению. Мужские же портреты более разнообразны и объективны по характеристикам, а изображённые на картинах в выражении чувств более сдержанны. В качестве примеров можно привести портреты Г. Р. Державина (около 1795), Д. П. Трощинского (1799), Ф. А. Боровского (1799).

Особую группу составляют парадные портреты художника, которые отличаются монументальностью и торжественностью. Среди подобных произведений наиболее показателен портрет А. Б. Куракина, написанный в начале XIX века (1801г.). Представленная в рост фигура вельможи эффектно выделяется на фоне колонны и свисающего тяжёлого занавеса.

В своём творчестве Боровиковский утверждал высокий гуманистический идеал, присущий русскому искусству XVIII века. Как и большинство живописцев того времени, художник скуп и сдержан в выражении личного отношения к модели в парадном портрете. В последние годы жизни Боровиковский много занимался религиозной живописью.

Портретной живописью занимались и некоторые представители исторического жанра, в том числе Лосенко, создавший выразительный портрет первого русского актёра Ф. Г. Волкова, и Угрюмов, оставивший после себя ряд психологически острых и простых по композиции портретов.

Наряду с неповторимыми произведениями Рокотова и Левицкого творчество Боровиковского завершает содержательную страницу истории русского портретного жанра, достигшего к концу XVIII века значительных успехов.

Развитие русской культуры во второй половине XVIII века обусловило широкое распространение изобразительного искусства, в первую очередь, портрета, в провинции. Русский провинциальный портрет по сравнению со столичным искусством имеет ряд особенностей. Новые черты искусства XVIII века проникали в провинцию с запозданием. Провинциальные портреты создавались обычно сериями, составляя фамильные галереи. К характерным чертам этих произведений относятся прямолинейность и однозначность в трактовке образа. Провинциальные портреты более тесно связаны с древнерусской традицией, они отличаются локальным цветом и орнаментальностью.

Пейзажная живопись. Во второй половине XVIII века заметное развитие получила пейзажная живопись, которая теперь становится самостоятельным жанром, в котором нашли отражение возвышенные идеалы классицизма, а также сказалось стремление художников наблюдать природу и умение строить завершённую композицию. В Академии художеств был создан ландшафтный класс, который окончила большая группа пейзажистов, запечатлевавших красоту пригородных садов и парков и неповторимость архитектуры возникавших городских ансамблей. Можно сказать, что особенное место в пейзажной живописи того периода заняли изображения Петербурга и его пригородов.

Художники второй половины XVIII столетия старались точно передать облик архитектурных сооружений, стремились создать так называемый «портрет места», то есть изображение окружающего пространства. Зачастую, пользуясь зарисовками с натуры, они свои композиции сочиняли в мастерской. Обычно на первом плане изображались деревья или часть какого-нибудь здания, служившие своеобразной кулисой, а в центре располагались самые главные элементы, к которым могли относиться дворец, парковый павильон, перспектива улицы. Характерным было то, что передний план, как правило, трактовался тёплыми коричневыми тонами, второй – зелёными, а даль художники обычно писали холодными синими или голубыми, чтобы создать иллюзию пространства и глубины. Подобная система распределения цветов стала отличительной чертой академического искусства.

Пейзажная живопись второй половины XVIII века отличается многообразием. Что касается паркового пейзажа, то мастером в этой области можно считать Семёна Фёдоровича Щедрина, наиболее полно воплотившего классицистические принципы построения картин данного жанра. Для творчества художника характерно чёткое построение композиции, что особенно отражается в сериях пейзажей Гатчины, Павловска, Петергофа. В этих картинах Щедрин сумел запечатлеть красоту этих мест, а также особенности парковой архитектуры.

Большое распространение получил также городской пейзаж. В этом жанре творил Фёдор Яковлевич Алексеев, прославившийся как художник видов Москвы, Воронежа, Херсона, но прежде всего Петербурга. В таких произведениях Алексеева, как «Вид на Михайловский замок» (1799 – 1800) или «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794), нашли правдивое отношение набережные Невы, грандиозные дворцы, площади и вообще уличная жизнь. Картины этого художника обычно представляют собой органическое сочетание планов. Для творчества Алексеева характерно изображение панорамы столицы в серебристо-сером свете северного неба.

Ещё один известный пейзажист – Михаил Матвеевич Иванов, работавший в основном в технике акварели. Его картины посвящены образам Украины, Крыма, Кавказа. Причисленный к штабу Потёмкина и сопровождавший его в Крымском походе, художник создавал произведения, относящиеся к батальному жанру: «Штурм Очакова», «Штурм Измаила». Эти картины сочетают в себе документальную точность с общим панорамным принципом построения пространства.

Эпической широтой замысла и декоративностью построения отличаются произведения Фёдора Михайловича Матвеева, создававшего вымышленный пейзаж.

Бытовая живопись. Во второй половине XVIII столетия заметное развитие получил жанр бытовой живописи. В Академии художеств специальный «класс домашних упражнений». Согласно эстетике классицизма Академия художеств сводила бытовую живопись к изображению незначительных предметов. Картины бытового жанра не были многочисленны поэтому не составили заметной линии в русском искусстве того периода, однако до нас дошли полотна, в которых показаны крестьянские праздники, бедная крестьянская трапеза, уличные и домашние сцены.

Ранним произведением бытовой живописи считается картина Ивана Фирсова «Юный живописец» (вторая половина 1760-х годов). Привлекает внимание серьёзность и заинтересованность, с какой художник передаёт этот незначительный с точки зрения академической эстетики сюжет, в котором юный живописец пишет портрет девочки. Во всём чувствуется работа с натуры: в людях, в обстановке комнаты, в изображении мольберта и ящика с красками, в передаче мягкого освещения.

Зачинателем бытового крестьянского жанра стал Михаил Шибанов. Во Владимирской губернии он написал две картины, отличающиеся сурово-правдивыми характеристиками людей, быта и отдельных деталей: «Крестьянский обед» (1774) и «Празднество свадебного сговора» (1777). Произведения написаны в коричневой гамме, они обладают красочным богатством, тонким сочетанием серебристо-серых, красных, тёмно-зелёных, розовато-жёлтых тонов. Художник внёс в полотна черты торжественности и монументальности, свойственные исторической живописи.

Говоря о русской живописи во второй половине XVIII века, можно отметить следующие моменты. Во-первых, как и в скульптуре, в живописи нашли отражение прогрессивные события мировой истории, а также идеи патриотизма. Особенно это отражается в исторической живописи, в которой большое внимание уделялось передаче характера действующих лиц, их одежде и обстановке. Данный жанр характеризуется тем, что часто композиции трактовались как сценические театральные действия, где главенствовал основной герой, сосредотачивающий на себе внимание зрителя. Примерами могут послужить картины Лосенко («Каин», «Жертвоприношение Авраама», «Прощание Гектора с Андромахой» и др.), Угрюмова («Взятие Казани», «Испытание силы Яна Усмаря» и др.). Во-вторых, особенно быстрыми темпами развивается портретная живопись, в которой проявились не только принципы классицизма, но и черты сентиментализма (вспомните полотна Боровиковского). Для данного жанра искусства характерно восхищение красотой и благородством устремлений человека. Художники воссоздавали человеческий образ с помощью изысканных цветовых оттенков, дополнительных цветов и рефлексов[10], системы многослойно наложенных красок, виртуозного использования фактуры красочной поверхности. К самым известным портретистам того времени относят таких художников, как Рокотов, Левицкий, Боровиковский. Что касается провинциального портрета, то для него характерны прямолинейность и однозначность в трактовке образов, а также орнаментальность, локальный цвет. В-третьих, во второй половине XVIII века самостоятельным жанром становится пейзаж, который раньше преимущественно встречался в декоративной живописи, росписях и в гравюре. Иногда в произведениях пейзажистов прослеживаются некоторые романтические тенденции, выражающиеся в том, как передаётся состояние природы, однако в основном в картинах отражаются идеалы классицизма. Примечательна была особенная колористическая система, позволяющая художникам создавать иллюзию пространства. Пейзажная живопись была разнообразна. Например, различались жанры паркового пейзажа, мастером которого был Щедрин, и городского пейзажа, представленного Алексеевым. В-четвёртых, развивается бытовой жанр живописи, призванный показать жизнь простого народа во всём её многообразии, однако следует отметить, что зачастую изображённые крестьянские праздники, сцены из жизни людей были идеализированы. Представителями этого жанра были Фирсов, создавший «Юного живописца» Шибанов, внёсший в полотна черты монументальности.