Смекни!
smekni.com

«Культура России второй половины XVIII века» (стр. 5 из 12)

Таким образом, о второй половине XVIII века можно говорить как о периоде расцвета всех жанров русской живописи.

Рисунок и гравюра.

С открытием в 1757 году Академии художеств, где рисунку уделялось большое внимание, русская графика поднимается в своём развитии на новый уровень, о чём свидетельствуют рисунки Лосенко, его наброски для исторических картин. Гравюра второй половины XVIII века отличается разнообразием техник. Особенно широкое применение в этот период находит офорт[11]. Если говорить об основных жанрах того времени, то ими являлись портрет и пейзаж. Самыми известными людьми, работавшими в графическом жанре, были Евграф Петрович Чемесов, Гавриил Иванович Скородумов и Иван Алексеевич Ерменев.

Чемесов в основном гравировал портреты современников с оригиналов живописцев, внося в произведения своё творческое начало. Его портреты И. И. Шувалова (1760), императрицы Елизаветы Петровны (1761), Фёдора Волкова (1764) и автопортрет (1764 – 1765) по размеру невелики, но значительны по содержанию, наполненного жизненностью, и по виртуозности технических приёмов. Для работ Чемесова характерны спокойствие и гармония, а автопортрет поражает своей одухотворённостью.

Говоря о Скородумове, следует отметить, что он работал в различных графических техниках, ввёл в русскую гравюру цвет. В пенсионерской поездке в Англии он обучался у Бартолоцци новой и сложной технике пунктира. Там он выполнял многочисленные копии с произведений живописи, по собственному рисунку исполнил портрет Е. Р. Воронцовой-Дашковой (1777). После возвращения в Петербург в 1782 году Скородумов был определён в Эрмитаж для хранения и систематизации гравюр и выполнения эстампов[12] с картин. Помимо многочисленных гравированных портретов репродукционного характера, он обращался к акварели и создал не только автопортреты, «Портрет отца», но и жанровые произведения («Гулянье на пасхальной неделе» – 1790). Что касается гравюр пунктиром, то они не были по достоинству оценены современниками.

Ерменев – один из самых ярких художников, работавших в графике над крестьянскими образами. Возможно, что, находясь в Париже, он присутствовал при взятии Бастилии 14 июля 1789 года и запечатлел это событие. Художник ещё до отъезда во Францию исполнил ставшие впоследствии очень известными рисунки с изображением крестьян и нищих. Ерменев в своих работах выразительно и правдиво раскрыл трагедию простого человека, монументально трактуя его образ, что особенно проявляется в акварелях «Поющие слепцы-нищие» (1770-е) и «Крестьянский обед» (1770-е).

Таким образом, графика во второй половине XVIII века поднимается на новую ступень развития, что во многом связано с открытием Академии художеств. Можно сказать, что высокая графическая культура была присуща всем выдающимся мастерам того времени. Хорошими примерами могут послужить рисунки учеников Лосенко, в том числе Соколова, композиционные эскизы Угрюмова, проекты архитектурных сооружений Баженова, пейзажные рисунки и акварели Щедрина и Иванова. Поражает разнообразие техник, в которых выполнялись гравюры, однако наибольшее применение нашёл офорт. Основными жанрами графики считались портрет и пейзаж.

Прикладное искусство.

Во второй половине XVIII века прикладное искусство достигло значительного подъёма. В нём отражались гуманистические идеи просветительства. Мастеров этого времени отличали внимание к личным вкусам и потребностям человека и поиски удобства в окружающем мире. Русский классицизм утверждался на рубеже 1770-х – 1780-х годов во всех видах прикладного искусства. Зодчие М. Ф. Казаков, И. Е. Старов, Д. Кваренги, Ч. Камерон, А. Н. Воронихин создавали простые и сдержанные интерьеры с чётким членением частей, с конструктивно оправданным расположением архитектурного декора. В соответствии с этими же принципами проектировались для дворцовых помещений мебель, канделябры, люстры. Позолота и цветовая гамма становились мягче и сдержаннее, чем в середине XVIII столетия. В конце XVIII века увлечение античностью заставило даже отказаться от сложного и пышного костюма, в моду вошли лёгкие свободные платья со струящимися складками, с высоким поясом.

В период классицизма формы мебели просты и чётко построены. Хотя очертания сохранили некоторую мягкость и округлость, всё-таки уже выделялись вертикальные и горизонтальные линии. Украшения: невысокая резьба, росписи, бронзовые, а также латунные накладки – подчёркивали выразительность конструкций. Большое внимание уделялось удобству мебели. Для парадных комнат проектировались комплекты-гарнитуры. Возникли новые мебельные формы: столы для карточной игры, лёгкие переносные столики-бобики, комоды различного рода. Достаточно широкое распространение получили диваны, а в кабинетной мебели бюро с цилиндрической закатывающейся крышкой.

Материалами для русской мебели служили липа, берёза, орех, дуб, тополь, ясень, груша. В конце XVIII века стали использовать карельскую берёзу и привозимую цветную древесину красного дерева, амаранта, палисандра. Больших успехов русские мастера добились в технике маркетри, суть которой заключалась в составлении из кусочков цветной древесины орнаментов или целых картин на поверхности деревянных предметов. Подобные работы известны не только у столичных придворных мебельщиков, но и у бывших крепостных, работавших в Москве и Петербурге. Образцы искусно выполненной резьбы на мебели Останкинского дворца принадлежат крепостным Ивану Мочалину, Гавриле Немкову и другим. Художественный облик мебели завершала гармонировавшая с убранством стен обивка узорными шелками, бархатом, набивными ситцами, льняными тканями.

Из всех отраслей промышленности наиболее успешно развивалась текстильная. Особого совершенства достигли мастера в новых узорных льняных тканях со сложными переплетениями, с игрой естественных серебристо-белых оттенков льна. Значительно улучшились декоративные качества цветного сукна и шерстяных тканей. Бурно развивалось производство шёлковых тканей, которые к концу XVIII века не уступали по качеству французским. Русские ткачи научились применять разнообразные нити, сложнейшие ткацкие переплетения, напоминающие вышивку. В тканях для платьев вплоть до 1780-х – 1790-х годов применялись узоры из сложных, волнообразных цветочных гирлянд, лент и бус, но постепенно гирлянды заменялись полосами, узоры становились проще, цветовая гамма светлее, мягче. В узорах ситцев мастера перерабатывали мотивы шёлковых тканей, сочетали сочное живописное пятно и графическую разделку.

Что касается фарфора, то к концу XVIII века русский фарфор становится одним из лучших в Европе. Успешно работал Казенный фарфоровый завод в Петербурге, изделия которого отличались высоким техническим качеством. Формы посуды, ваз, их роспись не уступали западным. В 1784 году создаётся наиболее значительный из сервизов – Арабесковый для придворных приёмов. Настольное украшение этого сервиза из девяти скульптур прославляет присоединение Грузии и Крыма. В нём господствуют спокойные позы, лёгкая позолота, строгие по пропорциям формы. В 1780-х годах создаётся серия скульптур «Народы России». Выпускались также скульптурные фигурки уличных продавцов, ремесленников, зачастую изображённых в движении. На многие десятилетия фарфоровая скульптура становится излюбленным украшением дворянских интерьеров. Из частных фарфоровых заводов наиболее жизнеспособным оказался завод Франца Гарднера, выполнявший сервизы для царского дома с оригинальным использованием в росписях мотивов русских орденов. Посуда, изготовленная на этом заводе, отличалась простотой форм и пользовалась спросом и в столице, и в провинции.

Подлинную славу русскому стеклу приносит цветное стекло. Ломоносов работами по теории цвета и технологии цветных стекол открыл новые пути русскому стеклоделию, обогатил палитру стекла, возродил русскую мозаику. Теперь Казенный завод осваивает выработку стекла глубоких и чистых тонов – синего, фиолетового, розово-красного, изумрудно-зелёного, а в его производстве господствует уже не гравированный хрусталь, а тонкое стекло. Рюмки, бокалы, графины получают гладкие формы. Росписи золотом и серебром гирлянд, звёзд, бантов подчёркивают пластические объёмы сосудов. Вырабатывается так называемое молочно-белое стекло, напоминающее внешним видом и характером росписей более дорогой фарфор. К концу XVIII века бесцветное и цветное стекло, хрусталь уже широко распространяются по всей России.