Смекни!
smekni.com

«Культура России второй половины XVIII века» (стр. 6 из 12)

Если говорить о ювелирном искусстве, то его расцвет наступает в середине XVIII века и продолжается на протяжении всего столетия. Искусство огранки камней достигает высокой степени совершенства. Чтобы усилить игру камня, ювелиры находят разнообразные художественно-технические приёмы монтировки, подвижного закрепления деталей. В последней трети XVIII столетия формы ювелирных изделий приобретают уравновешенность, а цветовая гамма становится строже. В этот период больших успехов достигают мастера серебряного дела. В соответствии с новыми вкусами формы серебряных сервизов просты и четки. Их украшают каннелюры[13] и античные орнаменты, а также изображения античных сцен.

Выдающееся явление в прикладном искусстве – стальные художественные изделия тульских мастеров: мебель, шкатулки, подсвечники, пуговицы, табакерки. Декоративный эффект произведений строится на противопоставлении гладкой светлой стали и украшений в виде гранёных кусочков. Мастера применяют воронение[14] металла, дающее различные оттенки: зелёные, синие, лиловые и др..

Открытие во второй половине XVIII века месторождений мраморов, вишнёво-розового орлеца, многоцветных яшм, синих байкальских лазуритов стало причиной появления широких возможностей применения цветного камня в отделке и украшении монументально-декоративных произведений дворцовых интерьеров. Работая по проектам архитекторов, камнерезы артистично раскрывают красоту камня, его природный рисунок, оттенки цвета, усиливая их полировкой. Проекты для камнерезных изделий, обелисков, ваз, в основе которых лежали античные формы, создавали Кваренги, Воронихин.

Подводя итоги, я хочу отметить, что значительному подъёму прикладного искусства, вероятнее всего, способствовало развитие экономики, науки и техники, а также его тесные связи с изобразительным искусством и архитектурой, в частности с творчеством Казакова, Старова, Кваренги, Камерона, Воронихина и целого ряда обученных народных художников. Под влиянием нового стиля – русского классицизма – в орнаментике мебели, посуды, тканей появились античные мотивы. Что касается гуманистических идей, господствующих в обществе во второй половине XVIII века, то и они отражались в прикладном искусстве этого времени, что проявляется во внимании мастеров к личным вкусам и потребностям человека. В этот период мебель приобретает несколько новые формы, русский фарфор становится одним из лучших в Европе, быстрыми темпами развивается стекольная промышленность, продолжает расцветать ювелирное искусство. Именно во второй половине XVIII века благодаря тому, что открываются новые месторождения, появляются широкие возможности применения цветного камня в отделке и украшении дворцовых интерьеров.

Театральное искусство.

В истории становления русского национального театра вторая половина XVIII столетия сыграла очень важную роль. Вообще первый профессиональный театр в России был учреждён в Петербурге в 1756 году. Можно сказать, что основу этого театр составила труппа ярославских актёров во главе с Ф. Г. Волковым, первые публичные представления которого состоялись в 1750 году. В числе актёров, кроме самого Волкова, были его братья Григорий и Гаврила, братья Поповы, И. Нырков – будущая знаменитость русского театра, актёр-трагик, театральный педагог, выступавший под театральным именем И. Дмитревский. Организованный Волковым театр несколько отличался от других любительских театров, в том числе репертуаром. Стоит отметить, что Волков успешно поставил сложный спектакль по духовной мистерии Димитрия Ростовского «Покаяние грешного человека», а также «строгие по сценическому оформлению и актёрской игре»[15] трагедии Сумарокова, проникнутые идеями гражданственности. В 1755 году Сумароков начинает для Российского театра, открывшегося как постоянный, государственный и общедоступный театр, формировать труппу, в которой наиболее знаменитой фигурой, после Волкова и Дмитревского, был Шумский, актёр с ярким комическим дарованием. Репертуар театра преимущественно строился на драматургии классицизма, а ведущее положение фактически заняли трагедии Сумарокова. Ставились также трагедии П. Корнеля и Ж. Расина, а также комедии Ж.-Б. Мольера. Большой популярностью пользовались театральные жанры европейского сентиментализма. Следует отметить, что опора русского искусства драматической игры на традиции европейского театра не означала простое усвоение чужого опыта, напротив, русские актёры перенимали кое-что и из опыта театра «охочих комедиантов», опиравшегося на традиции русского народного и школьного театров. Это ощущается в реализации комедийного репертуара, основанного на драматургии Сумарокова, а позднее – Фонвизина.

Постепенно изменился характер и стиль театральной постановки: на смену «зрелищности» и мистериальному театру приходит театр, рассчитанный на интеллектуальное восприятие. Происходит более резкое разделение трагедии и комедии. Можно сказать, что преимущественное положение в репертуаре заняла трагедия, разрабатывавшая тему взаимоотношений человека и общества. Стоит упомянуть о том, что внимание зрителя сосредотачивалось на внутренней борьбе героя с самим собой. Принципы классицизма наложили свой отпечаток на направленность и эмоциональную окрашенность постановок, что проявляется в торжественности и пафосности многих диалогов и монологов героев. Интонационно-психологическое начало преобладало над пластическим, в силу чего очень большое значение приобрёл актёр – исполнитель главной роли. Действие в трагедии было лишено мистицизма, оно опиралось на исторические, реальные факты. Хотя данный жанр был лишён внешней динамики, однако законы сцены и законы восприятия определяли необходимость введения в спектакль мизансцен[16], отмеченных драматизмом. Чаще всего это были самоубийство и убийство героя.

Со временем в спектакль вводятся звуковые эффекты. Например, в трагедии Сумарокова «Дмитрий Самозванец», поставленной в 1771 году, за сценой слышатся удары колокола, воспринимаемые героем как предвестье его кончины. Если ранее авторский комментарий был незначительный, то ремарки в последней трети XVIII столетия становятся описательными, расширяются тематические и появляются «игровые» ремарки.

Назначение комедии было иным. В них высмеивались нравы и поступки дворян, не отвечающие общественному назначению данного сословия. Первые русские комедии, написанные Сумароковым, строились на столкновении внутрисемейных интересов и носили пока условный характер. Можно сказать, в основе лежала своеобразная схема, сохраняющаяся в комедиях Фонвизина («Бригадир», «Недоросль»), Княжнина («Хвастун», «Чудаки»), Капниста («Ябеда») и других драматургов второй половины XVIII столетия. Что касается комедийного репертуара вообще, то стоит отметить, что он в большей степени связан с традициями народного творчества.

Говоря о творчестве Сумарокова 60-х годов, следует заметить тот факт, что в комедиях меняется характер действия. Если ранее действие было лишено движения, а наступающая в конце развязка не была подготовлена ходом событий, то теперь действие немного усложняется, усложняется интрига, появляется несколько любовных пар, что было характерно для европейской комедии. Комедией, в которой изменения в жанре обозначились наиболее чётко, стал «Опекун» (1765). Варианты столкновений между персонажами, раскрытые в этом произведении, повторились и в других комедиях Сумарокова: «Приданое обманом» (1764), «Ядовитый» (1765), «Лихоимец» (1768). Комедии этого автора 70-х годов входят в современный ему театральный репертуар как самостоятельные сценические произведения и пользуются у зрителей успехом. Можно сказать, что Сумароков стоит у истоков той комедии, которая к концу века оформляется как комедия социальная и продолжает развиваться в дальнейшем, а в следующем столетии достигает своего расцвета.

Рассмотрим, что же повлёк за собой успех русского профессионального театра, базировавшегося на национальной драматургии. Конечно же, основным последствием стало изменение его «социального статуса». В 1759 году Российский театр был передан в ведомство Придворной конторы, что имело положительное значение для развития искусства. В 1766 году преобразуется управление театрами, которое теперь передаётся специально созданному коллегиальному органу – Театральной дирекции. В этом же году правительство узаконивает положение русской труппы. В 1773 г. было принято правительственное постановление об учреждении в Петербурге публичного государственного театра, официальное открытие которого состоялось лишь в 1783 г. В том же году вновь была реорганизована система управления театральными зрелищами и создан Комитет по делам театрального ведомства. Именно с этого момента ведут своё начало театры, ориентированные на «благородную» публику. Несколько раньше открывается частный городской театр, организованный в 1779 г. Книппером. Его репертуар преимущественно был комедийным, с успехом шли комедии Фонвизина, оперы Матинского, Аблесимова. В 1785 г. был открыт Эрмитажный театр, где собиралась аристократическая публика, в том числе придворная. В подготовке кадров в Петербурге во второй половине XVIII века значительную роль сыграли Воспитательный дом, действующий с 1770 года, и созданная в 1779 году театральная школа с классами балета, драмы и оперы. Одновременно с созданием постоянного театра в Петербурге принимаются меры к организации подобного театра в Москве, где подготовка актёров осуществлялась Воспитательным домом, открытым в 1764 году.