Смекни!
smekni.com

«Культура России второй половины XVIII века» (стр. 8 из 12)

Характерные для русского театра второй половины XVIII столетия гуманизм, естественность актёрской игры, элементы реализма, высокая мера нравственной требовательности в дальнейшем будут восприняты театром следующих эпох.

Музыка.

Во второй половине XVIII века музыкальное творчество, как и другие стороны искусства, приобретает некоторые новые черты. Попробуем рассмотреть особенности развития музыкальной культуры.

Стоит отметить, что вплоть до начала 1770-х годов творчество русских композиторов протекало в основном в сфере церковного пения, а также некоторых видов официально-торжественной музыки. Однако нельзя сказать, что тот расцвет национального композиторского творчества, который наступает в 70 – 80-х годах XVIII столетия, был неожиданным. Напротив, уже в первых десятилетиях этого века происходят изменения в музыкальной жизни. Что касается русских исполнителей, то они к 50 – 60-м годам выросли настолько, что могли с успехом заменять иностранных музыкантов на придворных концертах.

В 1760 – 70-х годах большое значение приобретает итальянская опера, достигнувшая к тому времени своего расцвета. Во главе её стояли такие композиторы, как Б. Галуппи, Т. Траэтта, Дж. Панзиелло. Ведущее положение в петербургской труппе занимали знаменитейшие итальянские певцы. Если говорить о французской комической опере, лучшие образцы которой отличались реалистичностью образов, то она приходит в Петербург в середине седьмого десятилетия. По истечении трёхлетнего срока придворной службы (с 1764 по 1767) французская труппа осталась в городе и стала давать концерты уже для народа. Но особенно этот жанр распространяется в 80-х годах XVIII века, когда французские оперы ставились на сценах профессиональных и любительских театров.

Во второй половине XVIII столетия интенсивно развивается музыкальная жизнь, хотя её центрами по-прежнему остаются Петербург, Москва и усадьбы крупных феодальных магнатов. Постепенно концертный репертуар, в первое время ограничивавшийся итальянской музыкой, становится более разнообразным и содержательным. В 80-е годы публика знакомится с симфониями Гайдна и Моцарта. Большой любовью пользовались оркестрово-хоровые произведения типа оратории и кантаты. В 1783 году в Москве прозвучала оратория Генделя «Самсон».

В различных привилегированных заведениях Петербурга, Москвы и других крупных городов силами самих учащихся проводились концерты и оперные спектакли, подтверждением чему могут послужить постановки Смольного института благородных девиц.

Во второй половине XVIII века продолжают выходить в свет сборники песен. В них преобладают песни лирические и плясовые или хороводные, что говорит о распространённости фольклорных жанров в городской среде. В отличие от деревенской традиции многоголосного хорового исполнения песен здесь они даны одноголосно. Первым составителем одного из таких сборников считается не кто иной, как В. Ф. Трутовский.

В быту всё большее распространение получала игра на музыкальных инструментах, служивших не только для аккомпанемента пению, но и для самостоятельного исполнения произведений. Вообще между вокальным и инструментальным репертуаром не существовало значительной разницы, и это можно заметить в заглавии сборника, выпущенного издателем Т. Полежаевым в конце века: «Новый российский песенник, или Собрание разных песен с приложенными нотами, которые можно петь на голосах, играть на гуслях, клавикордах, скрипках или духовых инструментах» (1792). Из сольных музыкальных инструментов особенно популярны были так называемые «столовые» гусли. Благодаря большему количеству струн, чем в старинных народных гуслях, и особому устройству, допускающему игру двумя руками, они могли служить заменой клавесина, клавикорда или арфы, которые были доступны только богатым людям. Своеобразным сводом произведений для бытового инструментального музицирования во второй половине XVIII века является сборник Ярославского краеведческого музея. Наряду с танцевальными пьесами и обработками народных песен, в нём можно найти и военные марши, в том числе Преображенский, увертюры из опер, шедших на придворной сцене.

Стоит упомянуть об особенности русской композиторской школы, которая начала формироваться в 60 – 70-х годах. Основными её чертами «были стремление к правдивому воплощению образов народной жизни, отказ от всякой ходульности и выспренного пафоса, обращение к народному песенному творчеству».[19]Одним из важнейших формирующих элементов стиля русской музыки была народная песня, которая зачастую непосредственно водилась в произведение и поэтому позволяла создавать композиторам темы, родственные фольклорным, и находить убедительные средства для изображения образов людей из народа.

В последней трети XVIII столетия в творчестве русских композиторов ведущее место занимала демократическая по своей природе опера. Ранняя русская опера представляла собой скорее пьесу с музыкальными вставками, нежели оперу в современном понимании. Эта черта сближала её с французской оперой, основывавшейся на чередовании разговорных сцен с песенными эпизодами. Примером может послужить первая русская опера «Анюта». В качестве самостоятельного театрального жанра русская опера окончательно сложилась во второй половине 70-х годов, причём лучшие образцы были поставлены на сценах частных театров, а не при дворе. Наибольшим успехом пользовались те произведения композиторов, которые содержали в себе сатирические элементы, обличали недостатки привилегированных сословий. Одним из таких творений была опера «Розана и Любим» (слова Николаева), поставленная в Москве в 1778 году. Первой настоящей оперой считается опера «Мельник – колдун, обманщик и сват» (1779). Пьеса была написана Аблесимовым, а автором музыки стал скрипач и дирижёр Соколовский.

Расцвет русской оперы в 80-х годах XVIII века связан с именами В. А. Пашкевича и Е. И. Фомина. Говоря о Пашкевиче, стоит сказать, что он является создателем нескольких хоровых концертов на духовые тексты, опер «Несчастье от кареты» (1779) и «Скупой» (1781). Но самым значительным его произведением является опера «Санкт-петербургский Гостиный двор, или Как поживёшь, так и прослывёшь» (1782) на слова Матинского. Последующие оперы Пашкевича «Февей» (1786) и «Федул с детьми» (1791), написанные по заказу двора на слова Екатерины II, уступают по своему значению рассмотренным выше произведениям, что связано с вульгарным, псевдонародным характером текстов, изобилующих нелепостями, которые отразились на музыке этих опер, достаточно неровной, хотя и в ней есть удачные моменты. Следует также упомянуть об участии Пашкевича в создании музыки к спектаклю «Начальное управление Олега» (1790). Вообще в работе над этим спектаклем участвовали несколько композиторов, а на долю Пашкевича выпало написание трёх хоров в сцене свадебного обряда. Фактически композитор создаёт небольшую сюиту[20], в которой наблюдаются различные жанры народно-песенного творчества – протяжно-лирический, хороводный и плясовой.

Наиболее яркой творческой индивидуальностью среди русских оперных композиторов второй половины XVIII века обладал Фомин[21], которому в 1785 году было присвоено советом Болонской академии звание «иностранного маэстро композитора». Во время пребывания в Италии, где он занимался в знаменитой Болонской филармонической академии, он мечтал о том, что сможет «приняться за театральную музыку»[22]. Ему представилась возможность осуществить мечту: по возвращении на родину ему поручили написать на музыку либретто Екатерины II «Новгородский богатырь Боеславич». Однако проделанная композитором работа не принесла ему желаемого успеха. Но уже в 1787 году им была написана опера «Ямщики на подставе» на либретто Львова, ставшая одним из самых интересных и примечательных явлений русской музыки. В хорах «Не у батюшки соловей поёт» и «Высоко сокол летает» Фомину удалось впервые воспроизвести многоголосную природу русского народного хорового пения, и он, можно сказать, выступил как новатор. В 1787 году композитор на текст И. А. Крылова создаёт новую оперу «Американцы», музыка которой выдержана в формах развитой итальянской «оперы-буффа».[23] Что касается мелодрамы «Орфей» (нач. 1790-х годов) на текст Княжнина, то именно в ней с наибольшей силой проявился драматический дар Фомина. Это лучшее произведение композитора принесло ему широкую известность и неоднократно исполнялось вплоть до XIX века. После «Орфея» Фоминым было создано ещё несколько опер, но их музыка не сохранилась. Частично до наших дней дошла опера «Золотое яблоко». Если говорить об историческом вкладе композитора в русскую музыку, то он определился такими произведениями, как «Ямщики на подставе», «Американцы» и «Орфей».

Во второй половине XVIII века развивалось на только оперное искусство, но и камерная, инструментальная и вокальная, хоровая музыка. Особенное широкое распространение получил жанр камерной лирической песни с сопровождением типа романса, известной под названием «российской песни». Её истоки восходят ещё к середине века. В 1759 году был издан сборник «Между делом безделье», в который входило 17 песен на стихи Сумарокова и других поэтов. Автором сборника был Теплов, большинство песен которого выдержано в форме светских танцев. В 1781 г. книгоиздателем Мейером напечатан сборник под названием «Собрание наилучших российских песен», который несколько демократичнее, чем сборник Теплова, проще и доступнее по изложению.

Расцвет камерной вокальной музыки (конец XVIII века) связан с именами Ф. М. Дубянского и О. А. Козловского, творчество которых отражает тенденции сентиментализма в области песенного творчества. Из произведений Дубянского до наших дней дошли только шесть песен, иногда напоминающих русскую народную песню. Особой популярностью обладала песня «Стонет сизый голубочек» на стихи Дмитриева, но произведение «Уже со тьмою нощи» (слова Капниста) носит более углубленный характер. Если же говорить о песнях Козловского, то следует отметить, что они отличаются подчёркнутой напряжённой экспрессией. Для творчества этого человека характерно превращение небольшого лирического стихотворения в достаточно развёрнутый драматический монолог с контрастами настроений. Примерами могут послужить песни «Прежестокая судьбина» и «Прости, мой свет, в последний раз». Однако у Козловского есть и лёгкие произведения чувствительного характера («Я птичкой быть желаю»), и песни в народном духе («Выйду ль в тёмный я лесочек»).