Смекни!
smekni.com

«Культура России второй половины XVIII века» (стр. 9 из 12)

В отличие от камерной музыки, достигшей определённых успехов, крупных форм инструментальной музыки симфонического плана создано не было. Задатки русского национального симфонизма можно проследить в увертюрах Е. И. Фомина, В. А. Пашкевича, сочетающих в себе народные темы и принципы западной классической музыки. Самостоятельное же инструментальное творчество ограничивалось сравнительно небольшими произведениями. Одним из излюбленных жанров были вариации на темы русских народных песен. Простейшим примером является творчество В. Ф. Трутовского, вариации которого можно было исполнять на любом клавишном инструменте и на гуслях. Более интересны и разнообразны вариации В. С. Караулова, в чьём творчестве можно проследить элементы, присущие сентиментализму. Особое место среди сочинений этого жанра занимают Скрипичные вариации И. Е. Хандошкина, создавшего несколько десятков сочинений на народные темы, три сонаты для скрипки соло и одну для скрипки с оркестром

Достаточно высокого уровня достигло хоровое искусство, которому всегда уделялось большое внимание. Следует отметить, что хоровое творчество второй половины XVIII века развивалось по двум направлениям. Одно из них было тесно связано с народным творчеством и получило развитие в рамках оперы. Второе в основном сохраняло связь с церковным пением, хотя иногда «выходило за пределы узкокультурного значения».[24]

Среди композиторов, уделявших хоровым жанрам значительное внимание, особенно выделяются М. С. Березовский, создавший оперу «Демофонт» на итальянский текст, и Д. С. Бортнянский, поставивший три оперы на итальянские либретто: «Креонт», «Алкид» и «Квинт Фабий». После возвращение в Россию из Италии Бортнянский руководил музыкальными развлечениями «малого двора» Павла Петровича – наследника престола. В обязанности композитора входило сочинение и разучивание опер. Для «малого двора» Бортнянским было создано три оперы на тексты Ф.-Г. Лафермьера, ряд инструментальных ансамблей, фортепианных сонат и других произведений. Его творчество достаточно разнообразно: опера «Сокол» (1786) привлекает сочетанием «нежной чувствительности» и «лёгкого юмора»,[25] а опера «Сын-соперник» (1787) близка по характеру сентиментальной драме. В целом же композитор синтезирует классицизм и сентиментализм, вносит в свою музыку черты, сближающие её с бытовыми жанрами.[26] Музыка Березовского и Бортнянского не отличается большой оригинальностью, но привлекает внимание слушателей мелодической выразительностью и тонкостью фактуры.

Таким образом, итогом развития музыкальной культуры второй половины XVIII века является формирование национальной композиторской школы, соответствующей требованиям этого периода. Стоит отметить тот факт, что в указанное время была создана русская опера, тесно связанная с народной песней. Народные мотивы проникают и в другие сферы, в том числе в сферу инструментальной музыки. Однако влияние оказала и зарубежная культура, в частности итальянская и французская опера. Музыкальное искусство стремительно развивается по всем направлениям, кроме инструментальной музыки. Наиболее яркими личностями, которые внесли неоспоримый вклад в эту область искусства, являются Фомин («Американцы», «Орфей» и др.), Хандошкин (сонаты для скрипки), Бортнянский («Сокол», «Сын-соперник»). Можно сказать, что русскими композиторами во второй половине XVIII столетия были заложены основы русской музыки, соответствовавшей новому времени, определено направление, в котором в дальнейшем она должна была развиваться.

Литература.

Во второй половине XVIII века в русской литературе утверждается классицизм. Следует отметить, что идейной основой данного направления являлась борьба за мощную государственность под руководством самодержавной власти. Для русского классицизма были характерны сильные просветительские тенденции, обличительные мотивы, а также идея гражданственности. Устанавливалась своеобразная иерархия жанров, то есть выделялись высокие и низкие жанры. К высоким относились трагедия, эпопея, ода, а низкие были представлены комедией, сатирой и басней. Наиболее известными и талантливыми писателями-классицистами были М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, А. Д. Кантемир, Я. Б. Княжнин, В. К. Тредиаковский, М. М. Херасков.

Русская поэзия второй половины XVIII века достигла замечательных успехов, чему способствовало творчество М. В. Ломоносова, просветительские взгляды которого ярко отразились в его произведениях. Даже в торжественных одах он прославляет героев различного социального положения («от земледельца до царя»). Его поэзия наполнена упоминаниями о пастухах, земледельцах, охотниках, воинах, купцах и учёных. Наиболее чётко Ломоносов выразил свои взгляды в программном цикле стихотворений «Разговор с Анакреоном», в котором он подводил итог своему поэтическому творчеству и давал некоторые наставления поэзии России на будущее. Можно сказать, стихотворец является сторонником героической тематики в поэзии.

Классицизм не был единственным направлением в русской литературе того периода. Во второй половине XVIII века имеет место также натурализм, представителей которого объединял «стихийный демократизм», чувство социальной неполноправности, но в то же время приверженцы данного направления не вели борьбы за права личности с определённых идеологических позиций.[27]

Данный период отмечается значительными успехами во всех родах литературы: и в драматургии, и в поэзии, и в прозе. Отечественная литература поражает своим разнообразием; продолжается знакомство российских писателей с достижениями зарубежного творчества.

Новаторские достижения раньше всего проявились в драматургии, а связаны они с работами Фонвизина («Бригадир», «Недоросль»), зачастую отличающимися от произведений классицизма. Обличительный пафос Фонвизина сводился в основном к требованию «уничтожить крестьянское рабство», но не сам «институт крепостного права».[28] В комедии «Бригадир» писатель сатирически изображает нравы русского дворянства, его пристрастие ко всему французскому. Что касается «Недоросля», то важной его художественной особенностью стало внутрисословное разнообразие персонажей (сравните Еремеевну, Тришку и Цифиркина). В этой комедии автор прямо называет причину всех проблем – крепостное право, а также обличает систему дворянского воспитания и образования. Стоит отметить используемый Фонвизиным приём «зоологизации», когда фамилии отрицательных персонажей ассоциируются с животными (например, Скотинин). Именно с этим писателем связано становление в русской драматургии жанра общественной комедии.

В последней трети XVIII века значительные изменения произошли в поэзии. Устойчивые поэтические принципы классицизма охранялись сложившейся жанровой системой, поэтому развитие данной области литературы без нарушений просто не могло осуществляться. Эти нарушения стали допускать сами классицисты, однако настоящий переворот совершил Г. Р. Державин, который начал поиск новых форм выражения, необходимых в связи со значительным расширением «объекта поэзии». В 1779 году были опубликованы два его произведения: «На смерть князя Мещерского» и «На рождение в Севере порфирородного отрока». Оба творения приближаются к жанру оды, однако различий между ними гораздо больше. Например, поэт отказался от традиционной для оды десятистишной строфы. Непосредственное «разрушение» жанра торжественной оды Державин начал «Фелицей» (1783), в которой проявляется новый принцип типизации. Сочетая похвалу императрице с сатирой на её приближённых, поэт нарушает чистоту жанра, требуемого классицистами. «Фелица», а также другие оды Державина (например, «Вельможа») проникнуты идеями гражданственности, философскими размышлениями, бытовыми зарисовками, пейзажами.

Напряжённый поиск новых принципов создания художественного характера идёт в творчестве Радищева, создавшего оду «Вольность» (1781 – 1783), в которой проявляются его революционные убеждения, направленные против правительства. В 80-е годы он также работает над книгой «Путешествие из Петербурга в Москву», отражающей широкий круг идей русского Просвещения. В своём произведении Радищев наглядно показывает зло самодержавия и крепостничества, призывает к борьбе с этим злом.

Большой вклад в развитие русской литературы внес Карамзин, пытавшийся отстаивать неизменную пользу самодержавия для русского народа. «История государства Российского» – его самая интересная работа, сочетающая труд историка и талант писателя.

Говоря в общем о русской литературе второй половины XVIII века следует отметить, что в этот период наблюдается повышение интереса к фольклору, что связано с «окончанием монополии античной литературы как единственного образца для подражания».[29] В решение проблемы историзма большой вклад внесли Радищев и Карамзин, в развитие драматургии – Фонвизин. Получилось так, что писатели творили в эпоху социальных потрясений. Они руководствовались принципами гуманизма, заботой о человеческой личности. В литературе не только обличается крепостничество и самодержавный строй, но и развивается тема бесчеловечности войны, ужаса тех разрушений, которые она несёт. Вспомните «Войну» Майкова, написанную в 1772 году, а также «Песнь мира» Карамзина (1742).