Реферат
Характер Византийской императорской власти в 12-14 веках
Содержание
стр.
Введение 3
1. Характер Византийской императорской власти 4
1.1 Первый период (4 - сер. 7 вв.) 4
1.2 Второй период (середина 7-начало 13 вв.) 6
1.3 Третий период (1204-1453 гг.) 9
Список литературы 11
Введение
Византийская империя, государство, возникшее в 4 в. при распаде Римской империи в её восточной части и существовавшее до середины 15 в. Столицей Византии был Константинополь, основанный императором Константином I в 324-330 гг. на месте бывшей мегарской колонии Византии (отсюда название государства, введённое гуманистами уже после падения империи). Фактически с основания Константинополя началось обособление Византии в недрах Римской империи (с этого времени обычно ведут историю Византии). Завершением обособления принято считать 395 год, когда после смерти последнего императора единой Римской державы Феодосия I (правил в 379-395 гг.), произошло окончательное разделение Римской империи на Восточную Римскую (Византийскую) и Западную Римскую империи. Императором Восточной Римской империи стал Аркадий (395-408 годы). Сами византийцы называли себя римлянами-по-гречески «ромеями», а свою державу «Ромейской». На протяжении существования Византии происходили неоднократные изменения её территории.
Этнический состав населения Византии был пёстрым: греки, сирийцы, копты, армяне, грузины, евреи, эллинизированные малоазийские племена, фракийцы, иллирийцы, даки. С сокращением территории Византии (с 7 в.) часть народов осталась вне пределов Византии. В то же время на территории Византии расселялись новые народы (готы в 4-5 вв., славяне в 6-7 вв., арабы в 7-9 вв., печенеги, половцы в 11-13 вв. и др.). С 6-11 вв. в состав населения Византии входили этнические группы, из которых в дальнейшем сформировалась итальянская народность. Преобладающую роль в экономике, политической жизни и культуре Византии играло греческое население. Государственный язык империи в 4-6 вв.-латинский, с 7 в. до конца существования Византии-греческий. Многие проблемы социально-экономической истории Византии сложны и в решении их в советском византиноведении существуют различные концепции.
1. Характер Византийской императорской власти
В истории Византии можно выделить 3 основных периода.
1.1 Первый период (4 - сер. 7 вв.)
Первый период характеризуется разложением рабовладельческого строя и началом формирования феодальных отношений. Отличительной чертой начала генезиса феодализма в Византии было спонтанное развитие феодального строя внутри разлагавшегося рабовладельческого общества, в условиях сохранения позднеантичного государства. Особенности аграрных отношений в ранней Византии - сохранение значительных масс свободного крестьянства и крестьянские общины, широкое распространение колоната и долгосрочной аренды (эмфитевсиса), более интенсивная, чем на Западе, раздача рабам участков земли в виде пекулиев. В 7 в. в византийской деревне было подорвано, а местами уничтожено крупное рабовладельческое землевладение. На территории бывших поместий устанавливалось господство крестьянской общины. В конце 1-го периода в сохранившихся крупных поместьях (преимущественно в Малой Азии) труд колонов и рабов стал вытесняться всё шире применявшимся трудом свободных крестьян-арендаторов.
Византийский город 4-5 вв. в основном оставался античным рабовладельческим Полисом; но с конца 4 в. наблюдался упадок мелких полисов, их аграризация, а возникавшие в 5 в. новые города являлись уже не полисами, а торгово-ремесленными и административными центрами. Крупнейшим городом империи был Константинополь, центр ремесла и международной торговли. Византия вела оживлённую торговлю с Ираном, Индией, Китаем и др.; в торговле же с западноевропейскими государствами по Средиземному морю, Византия обладала гегемонией. По уровню развития ремесла и торговли, по степени интенсивности городской жизни Византия в этот период опережала страны Западной Европы. В 7 в., однако, города-полисы окончательно пришли в упадок, аграризации подверглась значительная часть городов, центр общественной жизни переместился в деревню.
Византия 4-5 вв. была централизованной военно-бюрократической монархией. Вся полнота власти сосредоточивалась в руках императора (василевса). Совещательным органом при императоре был Сенат. Всё свободное население делилось на сословия. Высшим сословием было сенаторское. Серьёзной общественной силой стали с 5 в. своеобразные политические партии - димы, важнейшими из которых были венеты (возглавлялись сановной знатью) и прасины (отражали интересы торгово-ремесленных верхов). С 4 в. господствующей религией стало христианство (в 354, 392 годах правительство издало законы против язычества). В 4-7 вв. была выработана христианская догматика, сложилась церковная иерархия. С конца 4 в. стали возникать монастыри. Церковь превратилась в богатую организацию, обладавшую многочисленными земельными владениями. Духовенство освобождалось от уплаты налогов и повинностей (за исключением поземельного налога). В результате борьбы различных течений в христианстве (арианства, несторианства и др.) господствующим в Византии стало православие (окончательно в 6 в. при императоре Юстиниане I, но ещё в конце 4 в. император Феодосий I пытался восстановить церковное единство и превратить Константинополь в центр православия).
С 70-х гг. 4 в. не только внешнеполитическое, но и внутриполитическое положение Византии в значительной мере определяли отношения империи с варварами. В 375 году с вынужденного согласия императора Валента на территории империи (к югу от Дуная) расселились Вестготы. В 376 году вестготы, возмущённые притеснением византийских властей, подняли восстание. В 378 году объединённые отряды вестготов и части восставшего населения империи наголову разбили армию императора Валента при Адрианополе. С огромным трудом (ценой уступок варварской знати) императору Феодосию удалось подавить в 380 году восстание. В июле 400 варвары едва не завладели Константинополем, и только благодаря вмешательству в борьбу широких слоёв горожан они были изгнаны из города. К концу 4 в. с увеличением числа наёмников и федератов произошла варваризация византийской армии; временно за счёт поселений варваров расширились мелкое свободное землевладение и колонат. В то время как Западная Римская империя, переживавшая глубокий кризис, пала под ударами варваров, Византия (где кризис рабовладельческого хозяйства протекал слабее, где сохранились города как центры ремесла и торговли и мощный аппарат власти) оказалась экономически и политически более жизнеспособной, что позволило ей устоять против варварских нашествий. В 70-80-х гг. 5 в. Византия отразила натиск остготов.
В конце 5-6 вв. начались экономический подъём и некоторая политическая стабилизация Византии. Была проведена финансовая реформа в интересах торгово-ремесленной верхушки крупных городов Византии, в первую очередь Константинополя (отмена хрисаргира - подати, взимавшейся с городского населения, передача государством сбора налогов откупщикам, взимание поземельных налогов деньгами и т.д.). Социальное недовольство широких плебейских масс привело к обострению борьбы между венетами и прасинами. В восточных провинциях Византии усилилось оппозиционное религиозное движение монофиситов, в котором переплелись этнические, церковные, социальные и политические интересы различных слоёв населения Египта, Сирии и Палестины. В конце 5-начале 6 вв. на территории Византии с севера через Дунай начали вторгаться славянские племена (493, 499, 502 гг.). В правление императора Юстиниана I (527-565 гг.) Византия достигла апогея своего политического и военного могущества. Основными целями Юстиниана были восстановление единства Римской империи и упрочение власти единого императора. В своей политике он опирался на широкие круги средних и мелких землевладельцев и рабовладельцев, ограничивал притязания сенаторской аристократии; одновременно добился союза с православной церковью. Первые годы правления Юстиниана отмечены крупными народными движениями (529-530 гг. - восстание самаритян в Палестине, 532 год-восстание «Ника» в Константинополе). Правительство Юстиниана провело кодификацию гражданского права. Законодательство Юстиниана, направленное в значительной мере на укрепление рабовладельческих отношений, отражало в то же время изменения, происшедшие в общественной жизни Византии, содействовало унификации форм собственности, нивелировке гражданских прав населения, установило новый порядок наследования, заставляло еретиков переходить в православие под угрозой лишения гражданских прав и даже смертной казни. В правление Юстиниана усилилась централизация государства, была создана сильная армия. Это дало возможность Юстиниану отбить натиск персов на востоке, славян на севере и осуществить обширные завоевания на западе (в 533-534 гг. государства вандалов в Северной Африке, в 535-555 гг. Остготского королевства в Италии, в 554 году юго-восточных областей Испании). Однако завоевания Юстиниана оказались непрочными; в отвоёванных у варваров западных областях господство византийцев, реставрация ими рабовладения и римской налоговой системы вызывали восстания населения [восстание, вспыхнувшее в армии в 602 году, переросло в гражданскую войну, привело к смене императоров-престол занял центурион (сотник) Фока]. В конце 6-7 вв. Византия утратила завоёванные области на Западе (за исключением Южной Италии). В 636-642 гг. арабы завоевали наиболее богатые восточные провинции Византии (Сирию, Палестину, Верхнюю Месопотамию), в 693-698 гг. - её владения в Северной Африке. К концу 7 в. территория Византии составляла не более 1/3 державы Юстиниана. С конца 6 в. началось заселение Балканского полуострова славянскими племенами. В 7 в. они расселились на значительной территории в пределах Византийской империи (в Мёзии, Фракии, Македонии, Далмации, Истрии, части Греции и даже были переселены в Малую Азию), сохранив, однако, свой язык, быт, культуру. Изменился этнический состав населения и в восточной части Малой Азии: появились поселения армян, персов, сирийцев, арабов. Однако в целом с потерей части восточных провинций В. стала этнически более единой, ядро её составляли земли, населённые греками или эллинизированными племенами, говорившими на греческом языке.