Так себе.
Почему?
Готовлюсь к очередному скандалу с матерью.
А почему ты так уверена, что он будет?
Будет, еще как будет.
Что же ты такого сделала?
Еще не сделала, но обязательно сделаю. Она мне на подружкин день рож дения пойти не разрешила, а я все равно пойду.
Может быть, мама волнуется, переживает за тебя?
Ну да, переживает она! Она мной совсем не интересуется. Такое ощуще ние, что ей все равно, что в моей жизни происходит. Интересуется она только учебой. Вот здесь – да. Все до запятой выспросит. А про что другое спросить... Никогда в жизни.
Так уж никогда?
Ну ни о чем важном, по крайней мере. Я порой даже удивляюсь. Ты пред ставляешь, я уже полгода с парнем встречаюсь, причем парень старше меня на 5 лет. А она даже не поинтересовалась, сплю я с ним или нет.
А ты не думаешь, что родителям может быть неловко с собственным ре бенком на такие темы заговаривать, они ведь по-другому воспитаны. Ты не про бовала сама начать разговор?
– Можно подумать, мне легко первой начать эту тему. Я же не знаю, как мать отреагирует. Может, мне еще хуже будет.
Отрывок из беседы с Мишей, 15 лет
Миш, как дела?
Тебе интересно?
Если бы не было интересно, то не спрашивала бы.
Ну в общем-то нормально. Хотя вот «двойка» была. А с родителями пообщаться не удается. Они слишком заняты добыванием денег. Иногда я спра шиваю их о чем-то, а они плавно переходят на престижность моей будущей профессии, ее оплачиваемость, на какие курсы мне еще пойти. Шуток не по нимают. Мы орем друг на друга и разбегаемся по своим привычным углам: мать – к телефону, отец весь заворачивается в газеты, я – к компьютеру. Мне не интересно с ними. Я уже не маленький, могу сам решать, что мне делать в этой жизни.
Но ты же понимаешь, что для твоего же благополучия лучше найти с ро дителями общий язык.
Да, ты права. Но только они считают, что я полностью должен соответ ствовать их мнению обо мне. Им не нравится музыка, которую я слушаю, пото му что отец в мои годы слушал другую. Им не нравится девушка, которой я иног да звоню. Им не нравится мой единственный друг. Такое впечатление, что они надели на меня своеобразный поводок. Но не выйдет, собачка заболела бешен ством, а это всерьез и надолго. А я ведь думал, что им хватит того, что я хорошо учусь, подаю надежды. Меня не понимают, да я и сам не понимаю, почему я усложняю свою жизнь, делаю себя таким одиноким. Я – изгой. Знаешь мою тайную мечту? Я хочу пользоваться вниманием женского пола. Я пока не знаю,
зачем мне это нужно. Может быть, ласка. Может быть, нежность. Но мое тело! Многие девчонки до сих пор называют меня глистой в обмороке. Что же мне делать?
Подводя итоги консультированию родителей подростков, еще раз отметим, что подростковый возраст предоставляет родителям последнюю возможность для налаживания эмоционального контакта со своим ребенком. Необходимо, чтобы родители воспользовались такой возможностью, иначе их родительство потеряет всякий смысл и позднее явится причиной разного рода страданий: чувства одиночества, отчаяния от того, что поздно что-либо изменить.
1. Каковы особенности притязания на признание у подростков?
2. Какие новообразования в сфере осознания времени должны сформиро ваться в подростковом возрасте?
3. Могли бы вы перечислить этапы отделения подростка от семьи?
4. Какие задачи должны решать групповые занятия в разных классах?
5. Какие методические средства используются в групповых занятиях с под ростками?
6. Охарактеризуйте этапы индивидуального консультирования подростков.
7. В чем состоит идея «перевести дефект подростка из пассива в актив»?
8. В чем сложность консультирования родителей подростков?
9. Опишите технику «Чужие рассказы» и возможность ее применения в кон сультировании родителей.
1. Что вас особенно радовало и беспокоило в подростковом возрасте?
2. Как вы решили проблему собственного отделения от семьи?
3. Какие сексуальные проблемы подростков вам кажутся самыми важ ными?
4. Как вы думаете, какому человеку подросток раскроется полнее и быстрее?
5. Как вы переживали собственные телесные изменения в подростковом воз расте?
6. Если подросток будет вам грубить, как вы поступите?
7. Как вы будете решать проблему дисциплины в подростковой группе?
Рекомендованная литература
Антимир русской культуры. Язык. Фольклор. Литература. – М., 1996. Гурьева В. А. Психогенные расстройства у детей и подростков. – М., 1996. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М., 1984. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. – М., 1991. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.
Мастеров Б.М. Психология саморазвития: Психотехника риска и правила безопасности. – Рига, 1995.
Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.
Мухина В. С. Детская психология. – М., 1999.
Орлов Ю.М. Половое развитие и воспитание. – М., 1993.
ОудсхорнД. Детская и подростковая психиатрия. – М., 1993.
Психологическиие программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И. В.Дубровиной. – Екатеринбург, 1998.
Психологическое консультирование в школе / Сост. Н. В. Коптева. – Пермь, 1993.
Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.
Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков / Под ред. А. Д. Андреевой. – М., 1997.
Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М., 1994.
Фролов Ю.И. Психология подростка: Хрестоматия. – М., 1997.
Хухлаева О., Кирилина Т., Федорова О. Счастливый подросток: Программа профилактики нарушений психологического здоровья. – М., 2000.
Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. – М., 1996.
ЭлиадзеМ. Мифы. Сновидения. Мистерии. – М., 1996.
Глава IV ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ВЗРОСЛЫХ В СИТУАЦИИ КРИЗИСА
1. Роль кризисов в жизни человека
Начнем с определения понятия «кризис» и его роли в жизни человека. Прежде всего следует подчеркнуть, что здесь имеется в виду нормативный кризис, который неизбежно возникает на жизненном пути большинства людей. Традиционно такие исследования концентрировались в рамках кризисов детства (кризис 3 лет, подростковый и т. п.). Однако многие авторы (П. Ниемеля, Э. Эриксон) пишут не просто о наличии кризисов в жизни взрослого человека, но и о их необходимости для продолжения процесса развития. Действительно, в течение кризисных периодов человек совершает важную духовную работу: выявляет противоречия между тем, кто он есть на самом деле и кем хотел бы быть, что имеет и что хотел бы иметь. В эти периоды он начинает понимать, что некоторые моменты своей жизни он переоценивал, а другие – недооценивал. Он может осознать, что не проявляет свои способности, не реализовывает идеалы. При этом может появиться смутное чувство, что с ним что-то не так. И лишь когда человек начинает понимать, что ему необходимо изменить что-то не в социальном окружении, а в себе самом, лишь тогда он начинает строить новую жизнь на реальной основе. Так осуществляется процесс развития.
Сущностью каждого кризиса является выбор, который человек должен сделать. Выбор осуществляется между двумя альтернативными вариантами решения возрастных задач развития и сказывается на успешности и развитии всей последующей жизни. Э. Эрик-сон, как и большинство других исследователей, выделяет три основных кризиса зрелости: кризис молодости, кризис «середины жизни» и кризис старости. Рассмотрим специфику данных кризисов и особенности психологической поддержки человека в процессе их прохождения, а в качестве рабочего определения кризиса для целей психологического консультирования примем следующее (Ю.Степанова): кризис – это столкновение двух реальностей: психической реальности человека с его системой мировоззрения, паттернами поведения и т.п. и той частью объективной действительности, которая противоречит его предыдущему опыту. Эта действительность уже воспринята человеком, но не преобразована.
И преобразование ее затруднено или сейчас невозможно, так как для этого требуются качественно иные механизмы, в данный момент отсутствующие.
Итак, определившись с понятием кризиса, перейдем к описанию психологической поддержки людей, остро переживающих нормативные возрастные кризисы.
2. Психологическая поддержка в юности
Юность – это этап жизненного цикла, завершающий переход к взрослости, на котором человек принимает ряд важных решений. Они касаются выбора профессии и создания семьи, общего стиля жизни и конкретных задач на будущее, коррекции ценностных ориентации в соотношении с их новым взрослым статусом и новыми жизненными планами. На это время приходится окончание вуза, приобщение к трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Главная задача личностного развития – поиск своего места и закрепление в мире взрослых – переживается молодыми людьми зачастую очень остро, носит характер кризиса. Однако бегство от кризиса в этом периоде только задерживает развитие человека. Молодые люди, которые достойно принимают этот кризис в переломный момент своей жизни, обычно становятся сильнее и способны управлять своей судьбой.
Главной задачей периода ранней взрослости Э. Эриксон считает формирование интимности, которая не сводится лишь к сексуальной интимности, а обнаруживает себя в дружбе, эротических связях и совместных устремлениях. Другим полюсом чувства интимности является чувство изоляции, которое может сопровождать человека на всем его жизненном пути, хотя внешне человек может многого добиться и производить впечатление благополучного. «Неотъемлемой частью интимности является дистанцированность: готовность человека отвергать, изолировать и, если необходимо, разрушать те силы и тех людей, сущность которых кажется ему опасной» (Э. Эриксон).
Кризисным моментом этого периода, по мнению К. Юнга, является столкновение человека с требованиями реальной жизни, которые не всегда соответствуют его собственным представлениям. Если у него есть иллюзии, контрастирующие с действительностью, то сразу наступают и проблемы. Часто это связано со слишком большими ожиданиями, с недооценкой внешних трудностей, с необоснованным оптимизмом или, наоборот, негативизмом. Молодой человек начинает постепенно осознавать, что мир – это не только счастье и удовольствие. Начинается распад его детской веры и оптимизма. Но нередко молодой человек довольно долго продолжает цепляться за детскую позицию, ожидая, что все придет к нему само собой в соответствии с его желаниями. Как пишет К.Юнг, «хотелось бы ничего не делать, а если уж что-то делать, так ради собственного удовольствия». К. Юнг не рассматривает вопрос о том, как же все-таки молодой человек преодолевает это застревание на детской ступени сознания. Мы считаем, что это происходит лишь тогда, когда он в силу тех или иных обстоятельств вынужден сменить позицию в отношении внешнего мира с «дайте мне, я хочу» на «я отдаю, я могу».