Смекни!
smekni.com

По дисциплине > Блокада Ленинграда (стр. 4 из 7)

ГЛАВА II. ЛЕНИНГРАД В 1942/44 ГОДАХ.

ПОЛОЖЕНИЕ В ЛЕНИНГРАДЕ ВЕСНОЙ 1942 – ЗИМОЙ 1944 ГОДА

Весной 1942 г. было проведено несколько городских воскресников. На стенах домов появились плакаты: <<Городу – бойцу грязь не к лицу>>, <<Грязь – беда, борись с бедой, бей лопатой, смывай водой>>. Из города было вывезено свыше 1 млн. тонн снег, мусора, нечистот. Ленинградцы спасли город от возможных эпидемий. 15 апреля прошли трамваи по маршрутам № 3, 7, 9, 10 и др. За два дня на трамваях прокатилось более 1 млн. пассажиров. Теснота никого не огорчала – все радовались.

В городе постепенно восстанавливались водопровод и канализация, открывались бани, прачечные и парикмахерские. В парикмахерских даже стали делать горячую химическую завивку на керосине (керосин приносили свой). Тогда появилась ещё одна ленинградская пословица: <<Заходите с керосинками – выходите блондинками>>.

Марсово поле, Исаакиевская площадь, парки и скверы превратились в огромные огороды. Сажали картофель, репу, свеклу, турнепс.

Зимой 1942/1943 гг. главным спасением горожан было общественное питание. Столовые посещало около 500 тыс. человек. Они помогали равномерно распределять паёк, удержаться от желания съесть сразу всю норму, выданную на неделю. Водопровод и канализация работали в 90% домов. Появился свет. Разрешалось зажигать в помещении всего одну лампочку 40 ватт и то только на 4 часа утром и вечером, но это был уже настоящий праздник.

1. ДОРОГА ЖИЗНИ

Связь города со страной поддерживалась только по воздухе и водным путём – по Ладожскому озеру. На Карельском перешейке немцев (на юге) и финнов (на севере) разделяло всего 65 км. Здесь было шоссе и ветка железной дороги, а также старая деревянная эстакада в бухте Осиновец. Началось строительство причалов, но ждать его окончания было некогда. Перед городскими властями стояли две неотложные задачи: снабжение города и эвакуация мирного населения.

Перевозили людей и грузы корабли Ладожской военной флотилии и суда Северо-Западного пароходства. Она работали на трассах Осиновец – новая Новая Ладога (135 км) и Осиновец – Кобона (35 км.).

12 сентября 1941 года в Осиновец прибыл сторожевой корабль <<Пурга>> с 60 тонн боеприпасов и две баржи, которые искусно подвёл к берегу буксирный пароход <<Орёл>>. Баржы доставили городу 626 тонн зерна и 116 тонн муки. В тот же день, заметив оживление в бухте, фашисты начали бомбить баржи и железнодорожную станцию. Они ориентировались на высокую красно-белую башню маяка. Им ответил зенитный огонь. Так начал действовать путь, который позднее в народе прозвали <<Дорога жизни>>. Эта единственная магистраль связывала Ленинград с большой землёй в сентябре 1941 года – марте 1943 года. В первую блокадную осень под обстрелами и бомбёжками часто в сильный шторм морякам удалось доставить в город 60 тыс. тонн грузов (в этом числе 45 тыс. т. продовольствия) и вывести из него 33 тыс. горожан.

Вся страна переживала за судьбу великого города. Эшелоны шли к Ленинграду по перегруженной железной дороге вне очереди. На них стояла цифра <<97>> или надпись <<Продовольствие для Ленинграда>>. Сотни вагонов с подарками, собранными тёплыми вещами, эшелоны с продовольствием шли со всей страны. Дорога жизни спасла жизнь многим Ленинградцам. Всего было вывезено из города 1,376,000 человек

________________

- Ариф Сапаров Дорога жизни. Спб, 1980

ГЛАВА III - ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

Блокада повысила требования к ленинградской промышленности. Сентябрьские бои, остановившие врага, загнавшие его в глубокие окопы и траншеи, истощила запасы вооружения и боеприпасов: фронт требовал от промышленных предприятий увеличения производства оружия, снарядов, мин, военной техники. А между тем условия работы фабрик и заводов ухудшились. Налаженная ранее кооперация с предприятиями других городов нарушалась. Надо было создавать новую городскую кооперацию. Многих видов оборудования не хватало. Остро ощущался недостаток топлива, электроэнергии. Немало сил уходило на ликвидацию аварий и разрушений от обстрелов и бомбёжек, на рассредоточение предприятий.

Времени на реорганизацию и перестройку работы промышленности почти не было. И всё же, как не велики были трудности, специализация и кооперирования в пределах города были налажены.

Правительство города потребовало от райкомов провести во всех районах, на фабриках и заводах проверку запасов сырья и материалов, взять их на строгий учёт. Каждый завод обязательно стремился всё, что осталось, собрать в одно место и давать как можно больше продукции

. Лёгкая промышленность также переключалась на производство вооружения и тёплой одежды для фронтовиков.

Ленинградцы мобилизовали всё, что могла. Каждый станок, машина, деталь приспосабливались для нужд обороны. Военный совет фронта установил план выпуска боеприпасов, артиллерийского и стрелкового оружия. План был большой, напряжённый. Правительство разместило заказы по фабрикам, заводам, артелям и организовало через отраслевые промышленные отделы контроль за выполнением заданий.

Научно-исследовательские институты, учёные и преподаватели вузов подчинили свою работу главной задаче – требованиям обороны.

Академики А. А. Байков и. М А. Павлов разрабатывали технологию производства новых качественных сталей, быстрой плавки. Химики разработали рецептуру лёгковоспламеняющейся жидкости. Преподаватели университета вели научные исследования, связанные с организацией противохимической обороны, лечением раненых, конструировали нужные армии оптические приборы. Мастерские технологического института имени Ленсовета с помощью преподавателей и профессоров наладили выпуск многих видов оборонных изделий. Учёные трудились и непосредственно на заводах, помогали осваивать производство новых сплавов, материалов, заменителей. Содружество учёных и производственников стало одним из важных условий борьбы с врагом, повышения производительности труда, укрепления связи города и фронта.

Городской комитет партии обращал внимание на необходимость выполнения суточных графиков, строжайшей экономии сырья, электроэнергии, инструментов, мобилизации всех внутренних ресурсов, быстрейшей подготовки новых кадров рабочих, расширения рядов стахановцев, многостаночников, рационализаторов, изобретателей.

Начиная с 12 сентября <<Ленинградская правда>> постоянно помещала публикации о сборе тёплых вещей. Так, в номере за 14 сентября сообщалось о том, что работницы и служащие Куйбышевского района вяжут для красноармейцев свитера, перчатки, носки; домохозяйки собирают тёплые вещи по домам. До 1января от трудящихся города поступило шуб и полушубков – 1790, ватников, безрукавок, фуфаек – 15240, брюк – 14121, носков – 34409 пар, варежек – 66091 пара, шапок – 25031, свитеров и джемперов – 21433, шарфов 18000 штук и большое количество других вещей.

______________________

- <<На защите Невской твердыни>>, стр. 233, 234; Я. Ф. Капустин. Всё для фронта. Л., 1942, стр. 19.

- <<На защите невской твердыни>>, стр. 234-235.

- ЛПА, ф. 25, 2, д. 4244, л. 2-3. ГЛАВА IV. КУЛЬТУРА, НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

На картах Ленинграда в ставке Гитлера были отмечены самые известнее достопримечательности Ленинграда, которые он собирался уничтожить. Золоченые купола и шпили были хорошими ориентирами при артобстреле и бомбардировке.

Их надо было замаскировать. Эту работу выполнили Ленинградские спортсмены – альпинисты. Шпиль Петропавловского собора и купол Исаакиевского собора покрыли темно-серой краской. Это сделали В.Г. Судаков, О. Фирсова, А. Пригожева, А. Земба и М. Бобров.

Ленинградцы делали все возможное, чтобы уберечь художественные ценности города. Большую часть экспонатов Эрмитажа и Русского музея, дворцов Пушкина, Павловска удалось эвакуировать. Однако вывезти все не было ни времени, ни возможности. Центральный склад музейных ценностей из пригородных дворцов – скульптуры, мебели, фарфора, архивов – был устроен в подвале Исаакиевского собора. В ходе войны собор получил повреждения от осколков, но, к счастью, ни одного прямого попадания в него не было.

Медный всадник, памятник В. И. Ленину у финляндского вокзала и другие памятники были укрыты мешками и песком. В ноябре 1941 г. скульптурные группы Укротителей коней на Аничковом мосте (их вес был 500 пудов) были сняты с пьедесталов и на катках по наклонным доскам спущены на землю. Их закопали в землю Сада отдыха у Аничкова дворца. Укротители коней вернули на свои места 2 июня 1945 г. О пережитой войне напоминают следы осколков и артиллерийских снарядов, оставшихся на пьедесталах, а так же памятная доска.

Памятники Суворову на Марсовом поле, Кутузову и Барклаю де Толли у Казанского собора укрыть не успели: ни времени, ни сил не хватило. Известно, что памятник Суворову, собирались упрятать в подвал соседнего дома, но окно оказалось слишком мало. Легенда утверждает, что именно в этот подвал влетел снаряд и разорвался в нем, а не укрытый памятник остался невредим.

Культурная жизнь в городе не замирала. Работал дворец пионеров им. А. А. Жданова (ныне Дом творчества юных, Невский пр., 39), клубы, дома культуры. В 1942 г. фильмы шли более чем в 20 кинотеатрах.