Таким образом, в соответствии с определением от 21 апреля 2010 года
№ 45-Г10-4 в результате рассмотрения Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации было оставлено без изменения решение Свердловского областного суда от 14 января 2010 года, а кассационное представление заместителя прокурора Свердловской области – без удовлетворения.
В целях исполнения вышеуказанного определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и решения Свердловского областного суда был принят Закон Свердловской области от 25 июня 2010 года № 52-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Свердловской области».
2. В соответствии с пунктом 1 статьи 47-1 Избирательного кодекса Свердловской области каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом и не являющийся членом избирательного объединения, не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении очередных либо досрочных выборов депутатов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области и депутатов представительного органа муниципального образования, формируемого в соответствии с подпунктом 2 части второй пункта 4 статьи 6 данного Кодекса, вправе обратиться в региональное отделение или иное структурное подразделение (при его наличии) избирательного объединения с письменным заявлением о включении его в соответствующий список кандидатов, выдвигаемый этим региональным отделением, иным структурным подразделением избирательного объединения.
Гражданин Лазарев С.М. обратился в Свердловский областной суд с заявлением о признании пункта 1 статьи 47-1 Избирательного кодекса Свердловской области не действующим в части установления трехдневного срока для обращения гражданина в региональное отделение избирательного объединения с заявлением о включении его в выдвигаемый данным объединением список кандидатов, указывая на противоречие этого положения пункту 2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статье 4, пункту 5 статьи 25 Федерального закона от 11 июля
2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» и нарушение права заявителя избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления Свердловской области.
Решением Свердловского областного суда от 15 марта 2010 года в удовлетворении заявления Лазарева С.М. отказано.
В кассационной жалобе, направленной в Верховый Суд Российской Федерации Лазарев С.М. поставил вопрос об отмене вышеуказанного судебного решения Свердловского областного суда, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не нашла оснований к отмене судебного решения Свердловского областного суда от 15 марта 2010 года в связи со следующими обстоятельствами.
Согласно пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» если конституцией, уставом, законом субъекта Российской Федерации предусмотрено, что в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представительном органе муниципального образования все депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, законом субъекта Российской Федерации должны быть предусмотрены гарантии реализации права граждан Российской Федерации, не являющихся членами избирательных объединений, быть избранными депутатами соответственно этого законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования.
Свердловским областным судом было установлено, что депутаты Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области избираются по единому избирательному округу, включающему в себя территорию Свердловской области в целом, пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями. Депутаты представительных органов муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, также могут избираться по единому избирательному округу, включающему в себя территорию муниципального образования в целом, пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.
Таким образом, законодательство Свердловской области предусматривает формирование законодательного органа Свердловской области, а также представительных органов муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, путем распределения мандатов между списками кандидатов пропорционально числу полученных такими списками голосов.
Отказывая Лазареву С.М. в удовлетворении заявленных требований, Свердловский областной суд с учетом вышеизложенного, проанализировав положения федерального и областного законодательства, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое заявителем положение пункта 1 статьи 47-1 Избирательного кодекса Свердловской области принято в пределах полномочий органов государственной власти Свердловской области и представляет собой гарантию реализации пассивного избирательного права граждан, не являющихся членами избирательных объединений.
Проверяя утверждения Лазарева С.М. о противоречии оспариваемой нормы положениям пункта 5 статьи 25 Федерального закона «О политических партиях», Свердловский областной суд исходил из того, что оспариваемая норма, устанавливая сроки совершения гражданами действий по реализации права быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, регулирует порядок подготовки и проведения выборов, то есть избирательный процесс. Более того, из содержания оспариваемой нормы следует, что ею определен порядок совершения гражданами, не являющимися членами избирательных объединений, действий по реализации своих избирательных прав, следовательно, каких-либо прав и обязанностей избирательных объединений данная норма не устанавливает, и, как следствие, деятельность политических партий не регламентирует.
На основании изложенного, Свердловский областной суд правомерно отверг доводы заявителя о противоречии пункта 1 статьи 47-1 Избирательного кодекса Свердловской области статье 4 Федерального закона «О политических партиях», которая предусматривает, что деятельность политических партий регулируется нормативными правовыми актами не ниже уровня федерального закона.
Доводы заявителя о том, что оспариваемой нормой нарушаются права избирательных объединений на рассмотрение заявлений граждан, не являющихся их членами, сверх установленного трехдневного срока, были признаны необоснованными, поскольку подобных положений данная норма не содержит. К тому же правом выступать в суде от имени и в защиту избирательных объединений заявитель не обладает.
Таким образом, в соответствии с определением от 16 июня 2010 года
№ 45-Г10-8 в результате рассмотрения Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в открытом судебном заседании дела по кассационной жалобе Лазарева С.М. на решение Свердловского областного суда от 15 марта 2010 года, которым Лазареву С.М. отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 1 статьи 47-1 Избирательного кодекса Свердловской области, было оставлено без изменения решение Свердловского областного суда от 15 марта 2010 года, а кассационная жалоба Лазарева С.М. – без удовлетворения.
3. Гражданка Шевцова Н.Н., являясь лицом, признанным пострадавшим от политических репрессий, обратилась в Свердловский областной суд с заявлением об оспаривании подпункта 3 статьи 1 Закона Свердловской области от 26 декабря 2008 года № 138-ОЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 6 Закона Свердловской области «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области», ссылаясь на то, что Закон Свердловской области в оспариваемой части противоречит преамбуле и пункту 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Условия предоставления ранее имеющейся льготы на бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси) и в автобусах пригородных маршрутов ухудшены, поскольку денежное пособие назначено на замену льготного проезда только на городском транспорте, льготный проезд в пригородном автомобильном транспорте ликвидирован, чем нарушены ее социальные права.