Протест прокурора Свердловской области был рассмотрен на четвертом очередном заседании Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области 8 июня 2010 года. В соответствии с Постановлением Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области от 8 июня 2010 года № 181-ПОД протест прокурора Свердловской области был отклонен в связи с тем, что Закон Свердловской области «Об оказании в Свердловской области государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан и предоставлении социальных гарантий малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам» не противоречит федеральному законодательству.
Анализ законодательства Свердловской области за 2010 год выявил необходимость его дальнейшего совершенствования. Можно выделить несколько наиболее актуальных направлений совершенствования законодательства Свердловской области
К первому направлению относится отмена и пересмотр законодательных актов, принятых более десяти назад.
На территории Свердловской области сохраняется действие отдельных нормативных правовых актов, принятых Свердловским областным Советом народных депутатов и его малым Советом, которые к настоящему времени в связи с принятием федеральных законов и законов Свердловской области утратили свое регулятивное значение. Данные правовые акты считаются имеющими силу закона, поэтому признание их утратившими силу должно осуществляться законами Свердловской области. В связи со значительными трудностями по инвентаризации таких актов, неоднозначностью в определении их нормативности (и соответственно необходимости признания их утратившими силу) представляется возможным принятие закона Свердловской области, которым единовременно прекращалось бы действие всех актов Свердловского областного Совета народных депутатов и его малого Совета.
В приведении в соответствие с федеральными законами, комплексном
совершенствовании нуждаются законы Свердловской области, принятые более десяти лет назад, в которые не вносилось изменений вообще, либо вносились изменения уточняющего характера. К таким законам следует отнести, например, Областной закон «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области» и Областной закон «О защите прав ребенка».
В пункте 1 статьи 1 Областного закона «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области», в частности, указано, что этот Областной закон определяет порядок установления и изменения границ административно-территориальных единиц, за исключением внутригородских районов и городов, являющихся административно-территориальными единицами. В подпунктах «б» и «в» пункта 1 статьи 9 Областного закона «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области» установлено, что Законодательное Собрание Свердловской области устанавливает и изменяет порядок образования, преобразования и упразднения административно-территориальных единиц и населенных пунктов (кроме закрытых административно-территориальных образований), образует, преобразует и упраздняет административно-территориальные единицы и населенные пункты. При этом согласно пункту 1 статьи 11 Областного закона «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области» Законодательное Собрание Свердловской области по вопросам административно-территориального устройства Свердловской области принимает решения. В статье 12 Областного закона «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области» определены виды и порядок изменения административно-территориального деления Свердловской области.
Указанные положения Областного закона «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области» нуждаются в приведении в соответствие с подпунктом «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которому законом субъекта Российской Федерации устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения.
Во-первых, к полномочиям Свердловской области как субъекта Российской Федерации отнесено установление административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации и порядка его изменения в целом, то есть в Областном законе «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области» необходимо определить порядок установления и изменения границ всех административно-территориальных единиц без каких бы то ни было исключений (аналогичное замечание относится также к пунктам 2 и 4 статьи 12, пункту 2 статьи 15 этого Областного закона).
Во-вторых, по вопросам административно-территориального устройства принимаются не решения Законодательного Собрания Свердловской области, а законы Свердловской области (аналогичное замечание относится также к пунктам 2 и 3 статьи 12, статье 14 этого Областного закона).
В-третьих, в статье 12 Областного закона «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области» следует вести речь о порядке изменения не административно-территориального деления, а административно-территориального устройства (аналогичное замечание относится также к статье 13 этого Областного закона).
Необходимо также обратить внимание на то, что согласно статье 14 Областного закона «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области» «в случае возникновения спора по вопросам административно-территориального устройства Правительством Свердловской области создается согласительная комиссия», «решение согласительной комиссии является основанием для принятия соответствующего решения Законодательным Собранием Свердловской области по вопросам административно-территориального устройства». Иными словами, в статье 14 Областного закона «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области» предусмотрено, что решение согласительной комиссии, созданной исполнительным органом государственной власти, является обязательным для законодательного органа государственной власти. Следовательно, эта норма по своей сути влечет нарушение принципа разделения властей.
В Областном законе «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области» имеются внутренние несоответствия между отдельными его положениями. Например, в части первой статьи 6 этого Областного закона приведен закрытый перечень административно-территориальных единиц, к которым отнесены районы, внутригородские районы, сельсоветы. В то же время пунктом 8 статьи 7 Областного закона «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области» определено, что административно-территориальными единицами могут являться города.
Ряд положений Областного закона «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области» нуждается в уточнении. В частности, в пункте 4 статьи 2 Областного закона «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области» в определении понятия населенного пункта употребляются слова с нечетким содержанием («место», «приспособленное», «сосредоточивающее», «постройки»).
Неясными являются критерии разграничения городских и сельских населенных пунктов: согласно пункту 3 статьи 7 Областного закона «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области» городской населенный пункт должен иметь «сложившуюся производственную и социальную инфраструктуру», тогда как сельские населенные пункты определяются по принципу исключения, поскольку в пункте 10 статьи 7 Областного закона «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области» установлено, что сельским населенным пунктом признается населенный пункт, не относящийся к категории городских населенных пунктов.
Имеет место неопределенность критериев отнесения городских населенных пунктов к поселкам городского типа и рабочим поселкам. В соответствии с первым предложением пункта 5 и пунктом 6 статьи 7 Областного закона «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области» поселком городского типа является городской населенный пункт с численностью населения от 3 до 12 тысяч человек, а рабочими поселками – городские населенные пункты с численностью населения менее 3 тысяч человек. В то же время из второго предложения пункта 5 статьи 7 этого Областного закона следует, что «в отдельных случаях допускается отнесение к числу поселков городского типа населенных пунктов с меньшей численностью населения, имеющих перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения».
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Областного закона «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области» «Правительство Свердловской области информирует федеральные органы статистики, геодезии и картографии и другие органы через их представительства в Свердловской области о внесенных изменениях в административно-территориальное деление». Из приведенной нормы неясно, какие органы имеются в виду.
Областной закон «О защите прав ребенка» в основном состоит из двух видов правовых норм. Одним из видов норм (и таких норм большинство) являются нормы, дублирующие, нередко с искажениями, нормы Конституции Российской Федерации и федеральных законов, в том числе Семейного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Об образовании». Вторая группа норм включает нормы, устанавливающие меры социальной поддержки определенных категорий детей и их родителей: меры социальной поддержки патронатной семьи, пособие за воспитание в семье ребенка-инвалида, пособие женщине, имеющей статус безработной, а также несовершеннолетней беременной, вставшим на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности. Таким образом, из сорока девяти статьей Областного закона «О защите прав ребенка», только три нормы, по сути, регулируют отношения, а не воспроизводят нормы других нормативных правовых актов.