Инвалид с детства, но очень талантливая и трудолюбивая. Диву даёшься, откуда у неё бралось столько сил и энергии на всё. Она заведовала школьным участком. Навоз носили всей школой на носилках от дома учителя до школьного участка. Растили необыкновенный картофель и огромную кукурузу. За хороший урожай кукурузы школа участвовала в выставке на ВДНХ.
Сколько труда и средств тратили люди на выращивание этой культуры! Отводились в колхозе лучшие земли. Пахали землю по два раза, потом наезжали квадраты и строго в пересечение борозд сажали зёрнышки. Всё это делали под руководством Марии Осиповны
Много и строго требовала с нас она по географии. Знание карты было определяющим. Дело доходило до автоматизма. Карту учили на уроках и дома. Постоянно играли в города, реки, озера. Стоя спиной к карте, могли приблизительно показать нужный объект.
Она много проводила много бесед с нами на разные воспитательные моменты жизни. Учила нас добру, внимательности, правилам хорошего тона. Она много читала, хотела, чтобы и мы много знали.
Она была в курсе всех дел, и как бы была участницей и спутником жизни для каждого из нас. Постоянно нас чем-то занимала; то мы собирали золу дома и в делянках, куриный помет для опытного участка, то искали доски и делали скворечники для птиц (попробуй, не принеси), то привлекала к оформлению газет, то участвовали в концертах художественной самодеятельности. Она была в гуще всех дел молодежи на селе. Светлая память сохранилась о ней и самые добрые слова благодарности.
Ларенкова Екатерина Александровна - учительница математики.
Очень красивая, молодая, грамотная, строгая, требовательная. В нашем семейном архиве хранятся много ее писем брату Олегу. Они одногодки, одноклассники, друзья.
Екатерина Александровна писала в конце 40-х из Боровичей. Мне же помнится, как я не могла понять в 6 классе геометрию. Потом приехал в октябре Олег, и они быстро мне втолковали теоремы. Заставили просто выучить все правила, а понимание пришло потом. Дальше я уже не испытывала трудностей по геометрии.
Помню Субботину Антонину Васильевну. Наши дороги с ней пересекались дважды. В начале 50-х в Тарасове. Она вела русский язык и литературу, а потом мы переехали в Великий Заход и ее перевели тоже в Великозаходскую школу. Она вела у нас в 7 классе русский язык. Не помню как хорошо или плохо, но мы к ней не имели претензий. Она была добродушная, простая, доступная в общении. Но экзамены сдали по русскому языку плохо. На экзаменах были члены комиссии из Демянска. Было очень строго. Ни одного движения в сторону. Ее, наверное, ругали. Но самое обидное было слышать, когда с трибуны августовской конференции учителей в 1960 году в Демянске (я работала 1-й год в школе) кто-то из райкома партии в выступлении позорил ее за то, что во время рейда по домам
у нее были обнаружены несколько буханок хлеба. Якобы она этот хлеб скармливала своей корове. Было очень стыдно и обидно за все происходившее.
Клементьева Клавдия Григорьевна.
Мой самый первый наставник. Добрейший души человек. Очень тактичная, порядочная, умная женщина. Работала с ней в Тобольской начальной школе. Все делали сами в школе. Такие маленькие дети 1-4 класс, а мы с ними ходили с концертом в д. Старый Брод. Потом Клавдия Григорьевна переехала в д. Великий Заход. Наши пути разошлись. В Великом Заходе она воспитала ни одно поколение. Думаю, что ее вспоминают добрыми словами.
Степанова Клавдия Петровна из Костькова
С ней я работала в Малозаходской начальной школе с 1960- 63г. После ее закрытия она продолжала работать даже после ухода на пенсию лет 10- 12. Человек удивительной трудоспособности. Очень честная, порядочная, грамотный учитель. Ее уважали, любили взрослые и дети. Мы ее всегда жалели. Ее работа всегда была на расстоянии от дома. Жила в Костькове, а работала в д. Малый Заход. Каждый день надо было шагать 6 км туда и обратно, да плюс проблемы с переправой через реку Полу. Школа была на хорошем счету в районе. Имели участок, растили все необходимое для опытов, укладывали дрова, проводили праздники, участвовали в жизни села. Когда закрыли школу в 80-е годы, Клавдия Петровна ходила на работу еще дальше за 12 км в Великий заход. Думаю, что и в жизни этой школы она оставила добрый след.
Карабанова Анна Васильевна
Я работала с ней в Великозаходской восьмилетней школе в 1959-60 году один год. Она постарше меня, уже была опытным педагогом математики.
Но больше я ее знаю по общественной работе, по делам молодежным. Красивая, молодая девушка, очень ответственная, серьезная. Принимала
активное участие в делах молодежи. Помню, как заготавливали лес зимой в
1959-60 году в Нарезке на строительство школы, той, в которой сейчас расположена школа. С Анной Васильевной выступали в концертах художественной самодеятельности, танцевали.
Даже представляли Демянский район на областной сцене, а по пути давали концерт в с. Крестцы. Ночевали в спортзале на матах. Никто не жаловался, всем было удобно, сытно, весело. Никто не ныл, не страдали, что чего-то у нас не было. Мы были всем довольны, счастливы тем, что « на горушке» висела волейбольная сетка, и можно было поиграть в волейбол, выбивало, потанцевать под гармошку на виду у строгих соседок.
Мой вклад в жизнь школы не велик, так как работала я только один год в школе, а училась до 7-го класса (окончив её), не училась в 4-5 классе. Своих первых учеников очень хорошо помню. Я их учила и сама училась у учеников и учителей, так как работать начала сразу после 10-го класса, без образования. Проработала 2 недели, ко мне приехал на проверку инспектор РОНО Попов Иван Михайлович. Просидел на уроках три дня.
Очень переживала за меня мама, а я, возможно, и не осознавала серьёзности дела. Инспектор строгий, пожилой пенсионер, работал еще с моим отцом
Козыревым Николаем Николаевичем в 30-е г. Мама знала его, на вопрос ее: «Ну, как там у Александры - то, получается?» Он ответил: «Учитель получится». Это было выше всяких наград. Так и старались всю жизнь не подвести учителя, чтобы не разочаровать его. Заслужить доброе слово и пройти испытательный срок у такой строгой заведующей как Турбасова был успех. Несколько отклонилась.
В семье Карабановых было еще два учителя. Брат Анны Васильевны, Саша. Тоже учитель математики. Мой одноклассник. Очень серьёзный юноша, ответственный, способный и умный, трудолюбивый. По-моему, немного работал в Великозаходской школе, а после окончания института работал в Чудове. Тяжело болел. Ещё была тётя Анна Васильевны, Екатерина. Она работала в деревне Охрино, а потом в Великом Заходе. Немного знаю о ней как о человеке и специалисте. Судя по отношениям взрослых к ней и заведующей отдела образования, её ценили и уважали.
Вспомнился ещё один человек в истории школы.
Год 1946 – 47 год, возможно, ошибусь, по-моему, Павлова Лидия Ивановна.
Немного проработала в нашей школе, её перевели в Молвотицы. Там она оставила глубокий след в жизни: создала музей в школе. Долгое время вела большую патриотическую работу.
Наверное, не очень удобно, но я всё–таки напомню о том, что в Великозаходской школе работала полная династия семьи Козыревых.
Мой отец Козырев Николай Николаевич 1998 года рождения – 1942 года, был учителем начальных классов. Имел педагогическое образование (документ – аттестат об окончании Валдайского педучилища). Работал заведующим Глуходемидовской начальной школы (Приволье), а потом в Великом Заходе перед войной. Какой был учитель и человек, не знаю, не помню. Слишком мала была, чтобы помнить. Слышала отзывы людей, что строгий, справедливый, приятной внешности, юморист. Участник
художественной самодеятельности. Играл роли в разных сценах, особенно любили односельчане, когда он играл юмористические сценки. Знаю, что был хорошим, заботливым отцом, мужем, сыном.
По его стопам пошел старший сын Владимир. Пришёл из армии (прослужил почти 9 лет) в декабре 1950 года, его назначили работать в д. Борок Тарасовского с/с. Вручили 1-3 класс. Его образование было 9 классов. За этот же год закончил Демянскую среднюю школу и поступил в Боровическое училище, потом учительский институт, педагогический Новгородский. Долгое время работал в Великом Заходе в 50-60 г. учителем русского языка, литературы, директором школы. Школа, в которой размещена современная школа, построена им от заготовки леса до сдачи в эксплуатацию. Он знал хорошо литературу, был грамотным, начитанным человеком. Приучил к систематическому чтению и меня. Писал стихи, сотрудничал с газетами. Был внештатным корреспондентом районной газеты «Трактор», «Авангард». Юморист, шахматист, общественник. Не ладилось в семье. За что поплатился карьерой, но нашёл в себе силу подняться до человеческого уважения, авторитета. Как бы ни хотелось кому-то его втоптать в грязь – не удалось. Люди о нём отзываются только хорошо. В Кневицах он создал музей «Красная гвоздика». Долго вёл патриотическую работу.
Козырева Таисия Яковлевна – жена Владимира Николаевича. Учительница русского языка и литературы, директор школы. Увлечённый человек, общественная личность, яркая, интересная, доброжелательная, очень доверчивая, что мешало ей в жизни, так как недоброжелатели пользовались её доверием, много знала, любила свою работу, отдавала работе всё - семью, дом, и т. д. Люди уважали, ценили её за труд и доброжелательность.
Дети Козырева Владимира Николаевича и Таисии Яковлевны: Елена Владимировна 1953 года рождения и Николай Владимирович 1954 года рождения.