Смекни!
smekni.com

Сестринский процесс при заболеваниях сердечно-сосудистой системы (стр. 3 из 3)

Атеросклероз

Специального внимания требует проблема раннего развития атеросклероза и возможности его предупреждения у лиц молодого возраста. В нашей стране были проведены одни из первых исследований факторов риска атеросклероза у детей. Установлено, что контроль динамики артериального давления и массы тела, а также скрининг на гиперхолестеринемию у детей, как правило, не показательны. Наиболее перспективным является изучение клинического и генетического полиморфизма атеросклероза, роли аутоиммунных поражений и инфекций в запуске патологического процесса. Так, среди наиболее значимых факторов риска развития атеросклероза у лиц молодого возраста - наследственная предрасположенность: ранняя (до 40 лет) гипертоническая болезнь, инфаркты миокарда и инсульты у родителей ребенка.

Выявление групп риска крайне важно, так как наиболее эффективна именно ранняя профилактика атеросклероза - на этапе формирования факторов риска, когда они имеют нестойкий характер, и еще не сложился стереотип нездорового образа жизни. В основе профилактических программ должна лежать позитивная концепция здоровья, которая подразумевает отсутствие вредных привычек, активный образ жизни, правильное питание, развитие способности к общению, самовыражению, творчеству. Следует учесть, что неустойчивость факторов риска в детском возрасте затрудняет профилактику, а демонстрация эффективности профилактических программ, начатых в детстве, возможна лишь в ходе длительных проспективных исследований.

Синдром внезапной смерти

К сравнительно новым для нашей страны кардиологическим проблемам относится и профилактика синдрома внезапной смерти детей грудного возраста. В педиатрической практике нередко приходится сталкиваться с внезапной, неожиданной как для врача, так и для родителей смертью детей первого года жизни. Чаще всего смерть наступает в ранние утренние часы на фоне внезапно развившегося острого нарушения основных жизненно важных функций: дыхания или сердечной деятельности, а при патоморфологическом исследовании не удается обнаружить каких-либо изменений, адекватных для объяснения причин смерти. На Второй международной конвенции по внезапной младенческой смертности было принято решение регистрировать данные случаи как синдром внезапной смерти детей грудного возраста, или синдром внезапной смерти младенцев (СВСМ). Этой рекомендации в течение последних двух десятилетий следуют во всех промышленно развитых странах мира, где в настоящее время синдром занимает одно из первых мест среди причин постнеонатальной младенческой смерти. Наиболее высокие показатели (от 0,8 до 1,4 на 1000 родившихся живыми) зарегистрированы в Новой Зеландии, Австралии, Англии, США. По данным ВОЗ, доля этого синдрома в структуре младенческой смертности в указанных странах составляет от 15 до 33%.

Проведенные в Санкт-Петербурге и Москве исследования подтвердили свойственные другим странам закономерности распространения синдрома и позволили установить факторы риска развития кардиогенных жизнеугрожающих состояний у детей раннего возраста. Среди них нарушение вегетативной и прежде всего симпатической регуляции деятельности сердца. Это может приводить к удлинению времени электрической систолы желудочков, способствовать возникновению аритмий, угрожающих жизни. При обнаружении у ребенка первого года жизни кардиальных факторов риска необходимо его углубленное обследование и проведение курсов превентивной терапии. Опыт электрокардиографического скрининга новорожденных продемонстрировал его эффективность в ранней диагностике сердечно-сосудистой патологии и заслуживает широкого внедрения. Педиатрам России необходимо принять ряд правил, уже ставших обязательными для большинства стран. Среди них - анкетирование и установление степени риска синдрома для каждого ребенка, ознакомление родителей (в том числе будущих) с данным синдромом, введение мер по его профилактике. По мере расширения наших знаний в области патофизиологии СВСМ появится возможность распознавать и классифицировать патологические состояния, которые лежат в основе внезапной смерти ребенка.

Таким образом, за последние десятилетия современная клиническая кардиология детского возраста поднялась на качественно иной уровень. Получены существенные достижения в области фундаментальных исследований, значительно усовершенствован диагностический процесс, разработаны новые эффективные методы лечения тяжелых патологических состояний. Изменение структуры сердечно-сосудистой патологии привело к пересмотру существующих приоритетов в научно-практических медицинских программах, выдвинув на одно из первых мест исследования, посвященные разработке методов диагностики, лечения и профилактики нарушений сердечного ритма. По-прежнему актуальна проблема врожденных пороков сердца, негативная ее сторона заключается в том, что рост числа больных намного опережает рост хирургической активности, а ранняя дородовая диагностика является эксклюзивной. Ревматические болезни, кардиты и кардиомиопатии по-прежнему остаются в ряду сложных медицинских кардиологических проблем и требуют постоянного совершенствования диагностических и лечебных подходов. Появились и совершенно новые для детских кардиологов задачи, среди которых - ранняя диагностика кардиальных факторов риска синдрома внезапной смерти детей грудного возраста.

Создание специализированной детской кардиологической службы - важное достижение отечественного здравоохранения. Современными направлениями ее развития является разработка регистров хронических заболеваний с целью изучения эпидемиологии и структуры сердечно-сосудистой патологии; разработка и совершенствование стандартов лечебно-профилактической помощи детям с данной патологией, выявление групп повышенного риска по развитию жизнеугрожающих аритмий, сердечной недостаточности, хронических форм патологии и внезапной сердечной смерти.

Литература:

1. Демографический ежегодник России. М., 1996; 557.

2. Здоровье населения России и деятельность учреждений здравоохранения в 2005 г. М., 2005; 143.

3. М.А. Школьникова. Жизнеугрожающие аритмии у детей. М., 231.

4. Школьникова М.А. Патофизиологические механизмы суправентрикулярных тахиаритмий в детском возрасте. Эффективность ноотропной терапии. Росс. вестник перинатол. и педиатр. 1999; 42(2): 35-41.