Смекни!
smekni.com

В. П. Самохвалов Крымская республиканская ассоциация психиатров, психотерапевтов и психологов (стр. 3 из 4)

Итак, целью философии психиатрии является изучение связи мировоззрения психиатра и его пациента с диагностикой и терапией психических заболеваний. При этом в отличие от истории философии и психиатрии, которые рассматривают эту проблему лишь хронологически, философия психиатрии предполагает, что все существующие системы философии имеют равную ценность в понимании психического расстройства. Такая непреходящая ценность эпистем близка ценности произведений искусства независимо от времени их создания. Такая цель может быть достигнута путем взаимного диалога, и проникновения двух специальностей поскольку психические расстройства являются таким же устойчивым и воспроизводимым фактом культуры, как и системы взглядов индивидуумов и общества в целом 33 . Действительно система мировоззрения не только формирует психические процессы, но и является производной от этих процессов.

Но является ли всякая новая эпистема действительной потребностью общества и как она возникает? Ведь именно мировоззрение отдельного человека, а затем и всей социальной системы приводит ее либо к расцвету, как это было в период эллинизма, либо способствует массовой гибели, регрессу и распаду, как это случалось в эпохи краха империй, в том числе советской.

(А) Первая известная точка зрения заключается в том, что негативные философские системы являются результатом творчества психически больных создателей. Регресс мысли связывается с индивидуальным регрессом и дегенерацией. Эти идеи высказывались в «Культуре и вырождении» Nordau M. 34 , аналогичной точки зрения придерживался Lombroso Ch. 35 Magnan V., Legran L. 36 Morel B. 37 . «Высшие дегенераты» творят аномальные идеи, которыми индуцируют окружающих, и культура в целом приходит к регрессу. В этом контексте психическое расстройство рассматривается исключительно в негативном смысле.

(Б) Вторая точка зрения вообще игнорирует психопатологию в историческом процессе. Предполагается, что психическое расстройство представляется собой обычную болезнь, к которой и следует подходить с общемедицинской точки зрения. Таково, в частности, мнение и отечественных психиатров , но не только авторов классических учебников 38,39 , но и в целом всей современной психиатрической общественности.

(В) Однако, есть и сторонники и иного взгляда. Это, прежде всего культурологи и философы которых безумие интересует не как медицинский, но как культурный символ. Оказывается, что безумие не всегда и не везде считалось негативом и злом, а часто и напротив, возвышалось 40. Однако в ходе культуральной эволюции психические расстройства стали приравниваться к асоциальности, что и привело к негативной стигматизации и дискриминации 41. Платон , например, считал манию, которая отождествлялась с безумием божественным даром «Величайшие для нас блага возникают из неистовства (mania), правда, когда оно уделяется нам как божий дар...». 42 .При этом он выделяет три вида безумия: пророческое, молитвенное и поэтическое. Представление о том, что поэтическое, религиозное и пророческое вдохновение и «безумство храбрых» как раз и являются катализаторов развития культуры и общества блестяще воплощено Джонатаном Сфивтом, который прекрасно разбирался в проблеме безумия и популяризировал его в своих философско-фантастических произведениях. Сам Д.Свифт последнее десятилетие своей жизни страдал депрессией, в дальнейшем у него возникли амнестические расстройства, агнозия , афазия и деменция.

Он пишет: «Рассмотрим теперь великих создателей новых философских систем и будем искать, пока не найдем, из какого душевного свойства рождается у смертного наклонность с таким горячим рвением предлагать новые системы относительно вещей, которые, по общему признанию, непознаваемы. Ведь несомненно, что виднейшие из них, как в древности, так и в новое время, большей частью принимались их противниками, да, пожалуй, и всеми, исключая своих приверженцев, за людей свихнувшихся, находящихся не в своем уме, поскольку в повседневных своих речах и поступках они совсем не считались с пошлыми предписаниями непросвещенного разума и во всем были похожи на теперешних общепризнанных последователей своих из Академии нового Бедлама... Такими были Эпикур, Диоген, Аполлоний, Лукреций, Парацельс, Декарт и другие; если бы они сейчас были на свете, то оказались бы крепко связанными, разлученными со своими последователями и подвергались бы в наш неразборчивый век явной опасности кровопускания, плетей, цепей, темниц и соломенной подстилки»43 . То есть все дело не в творцах и не в новых идеях, а во времени, когда они появляются. В одном случае происходит дискриминация , в другом принятие и возвеличивание.

Приравнивание психопатологического и креативного процессов в развитии философии, науки, искусства имеет также научные основания, поскольку многочисленные девиантные идеи, в частности при шизофрении часто носят провидческий (проскопический) характер, предшествуя революционным преобразованиям в культуре 44.


Не случайно свой концептуальный проект известный художник Илья Кабаков назвал «Сумасшедший дом, или Институт креативных исследований» 45 .

Фрагмент инсталляции И.Кабакова« Сумасшедший дом, или Институт креативных исследований» «Зал идеологической и индустриальной пропаганды(комната 3). Фото J.Engsmar

Согласно Oxford textbook of philosophy of psychiatry 30 ключевые вопросы философии психиатрии концентрируются вокруг теории хаоса, философской истории психопатологии, этики, философии разума и философии науки, также методов феноменологии, герменевтики, экзистенциализма, логики как материалистической так и идеалистической, современных теорий мозга, теорий свободной воли и идентичности.

Cooper R. 46 пытается рассмотреть психиатрию с позиции общей философии науки которая обозначает предмет психиатрии, ее способы объяснения реальности, многочисленные теории, которые утилизируются психиатрией и ее системы профессиональных интересов и ценностей. Философия психиатрия является согласно Cooper R. является лишь одним из вариантов философии науки подобно философии физики или математики. Основной ареной борьбы является противостояние позитивизма и, соответственно материализма метафизике. Однако в последние десятилетия в период постпозитивизма, который воплощали Popper K., Kuhn T., Lakatos I., Feyerabend P. стало понятно, что вытеснение метафизики неприемлемо согласно логике научного исследования. В последующих лекциях мы более подробно остановимся на идеях постпозитивизма в их приложении к психиатрии.

Таким образом , в философии психиатрии доминируют философы и культурологи, а рассмотрение философских систем с позиции психиатрии отсутствует. Отдельные попытки психиатров вторгнуться в область философии не всегда были удачными и они уязвимы для критики. Примерами являются описания религиозного бреда, который трудно отличить от формирования новой религиозной системы или ереси, а может быть и от истинной веры, описания синдромов стойкой и транзиторной метафизической или философической интоксикации у подростков, которые близки становлению мировоззрения в онтогенезе, а также описания экзистенциальных неврозов и депрессий, с трудом дифференцируемые от критических периодов нормального психического онтогенеза. Столь же спорны попытки вторжения в метафизику психологов с мистификациями детей «индиго», которых не отличишь от асоциальности, синдромов дефицита внимания, депрессий. Но столь же неудачными были попытки экспансии философии в психиатрию, в частности при религиозно-философских политических режимах, часто основанных исключительно на вере. Сжигание больных на кострах, решетки на окнах, дискриминация больных, использование психиатрии в политических целях- все это также примеры подобной экспансии доктринальной философии.

Быть может, если психиатры будут знать, как применить философию в своей науке и практике, а философы по настоящему понимать проблемы психиатрии, в будущем удастся философам почувствовать себя мудрецами, а психиатрам истинными врачевателями души.