Перевод статьи
Cavallini G., Caracciolo S., Vitali G., Modenini F., and Biagiotti G.. Carnitine versus androgen administration in the treatment of sexual dysfunction, depressed mood, and fatigue associated with male aging. Urology 2004; 63 (4): 641–646.
Сравнение приема карнитина и андрогенов
в лечении сексуальной дисфункции,
состояния депрессии и усталости,
ассоциированных с мужским старением
Д. Каваллини, С. Карациоло., Д. Витали, Ф. Моденини, Д. Биаджьётти
Реферат
Цели. Сравнить эффективность приема ундеканоата тестостерона, пропионил-L-карнитина совместно с ацетил-L-карнитином и плацебо в лечении симптомов мужского старения.
Методы. 120 пациентов были случайным образом распределены в три группы. Средний возраст пациентов – 66 лет (от 60 до 74 лет). Первая группа получала 160 мг ундеканоата тестостерона в день, вторая – 2 г пропионил-L-карнитина и 2 г ацетил-L-карнитина в день. Третья группа получала плацебо (крахмал). Препараты и плацебо принимались в течение 6 месяцев. В качестве изучаемых переменных были выбраны: специфический антиген простаты, объем простаты, максимальная систолическая скорость, конечная диастолическая скорость, индекс резистентности кавернозной артерии пениса, ночное набухание полового члена, общий и свободный тестостерон, пролактин, лютеинизирующий гормон, показатель международного индекса эректильной функции, показатель по шкале депрессии и меланхолии, показатель по шкале усталости и частота возникновения побочных эффектов. Измерение параметров проводилось до, во время и после терапии.
Результаты. Тестостерон и карнитин достоверно улучшили показатели максимальной систолической скорости, конечной диастолической скорости, индекс резистентности, ночное набухание полового члена и показатели международного индекса эректильной функции, показатели по шкале депрессии и меланхолии, а также по шкале усталости. Карнитин показал достоверно большую активность в улучшении показателей ночного набухания полового члена и показателей международного индекса эректильной функции. Тестостерон достоверно влиял на размер простаты, а также на уровень общего и свободного тестостерона и достоверно снизил уровень лютеинизирующего гормона, в то время как карнитин не влиял на эти показатели. Ни один из препаратов достоверно не влиял ни на уровень специфического антигена простаты, ни на уровень пролактина. Карнитин и тестостерон были эффективны только во время приема – после окончания курса показатели вернулись к базовой линии. Только объем простаты в первой группе был достоверно больше базовой линии через 6 месяцев после окончания курса. Прием плацебо был неэффективен. Были отмечены побочные эффекты.
Выводы. Тестостерон и особенно карнитин являются активными препаратами, применимыми для лечения симптомов, ассоциированных с мужским старением.
_____________________________
В 1939 г. было сделано противоречивое предположение, что симптомы мужского старения представляют собой «мужской климакс» [1]. Исследование, в котором приняли участие 1079 мужчин в возрасте от 39 до 70 лет (Массачусетское исследование мужского старения), показало, что в среднем уровень андрогенов снижается на 1,2 % в год для свободного тестостерона, на 1 % – для альбуминсвязанного тестостерона, на 0,4 % – для общего тестостерона [2]. Тестостерон активен в гипоталамической дофаминергической системе [3], рецепторы тестостерона были обнаружены в поперечнополосатой мускулатуре [4] и пещеристом теле [5]. Введение тестостерона улучшает сексуальную потенцию у стареющих мужчин [6]. Снижение уровня андрогенов и частичный дефицит андрогенов у стареющих мужчин, а также андропауза применялись для описания симптомов мужского старения. Экзогенный тестостерон рассматривался в качестве средства терапии мужского старения.
На данный момент предложено несколько механизмов старения с общим этапом увеличения реактивных форм кислорода (РФК), повреждения мембран и клеточной смерти [4, 8]. Пропионил-L-карнитин и ацетил-L-карнитин являются доказанно эффективными средствами для терапии заболеваний, ассоциированных со старением (например, болезни Альцгеймера и синдрома Шарко), из-за своей антиоксидантной активности и увеличения активности цикла Кребса [9–11]. Тестостерон увеличивает концентрацию карнитина в тканях [11, 12]. Карнитин присутствует в подавляющем большинстве клеток млекопитающих в гомеостатическом равновесии, и его прием вызывает только небольшие побочные эффекты [11]. Поэтому было решено проверить влияние введения пропионил-L-карнитина и ацетил-L-карнитина на симптомы мужского старения.
Материалы и методы
Исследование было одобрено этическим комитетом «Societa Italiana di Studi di Medicina della Riproduzione» и пациенты были проинформированы, что они могут получить плацебо.
Для данного исследования были приняты следующие критерии включения [7]: возраст старше 60 лет и жалобы на симптомы, подпадающие под рабочее определение снижения андрогенов, разработанное обществом изучения мужского старения [7]. К таким симптомам были отнесены: снижение либидо и качества эрекции, депрессивное настроение и снижение способности к интеллектуальной концентрации, раздражительность, усталость и уровень свободного тестостерона менее 6 пг/мл. В исследовании приняли участие 224 пациента. Исследование проводилось со 2 января по 30 июня 2002 г.
Критериями исключения [7] были: симптомы обструкции нижних отделов мочевого канала, объем простаты более 20 см3 (определенный надлобковой эхографией), увеличенный уровень специфического антигена простаты (САП) или области с подозрением на рак при цифровом ректальном исследовании (27 пациентов), употребление алкоголя или курение (12 пациентов), недавно (менее 6 месяцев назад) перенесенный инфаркт миокарда или серьезное хирургическое вмешательство (16 пациентов), диабет (12 пациентов), запущенная гипертензия, сердечно-сосудистые заболевания (4 пациента), неопластический синдром (2 пациента), получение фармакологической/физиологической терапии или антинеопластической терапии (3 пациента) и увеличение уровня пролактина в сыворотке крови (0 пациентов).
Было отобрано 150 пациентов. Из них в ходе исследования выбыли 20. Пациенты, отказавшиеся от участия в исследовании, были опрошены по телефону для определения причин. 3 пациента сообщили, что не почувствовали никаких улучшений, 5 пациентов отметили существенное улучшение и поэтому решили прервать участие в исследовании, а 12 пациентов отказались, узнав, что, возможно, они будут получать плацебо. Их данные не были использованы.
Пациенты были случайным образом распределены в три группы. Первая группа (40 пациентов, возраст от 60 до 72 лет) получала 160 мг ундеканоата тестостерона в день. Вторая группа (45 пациентов в возрасте от 61 года до 73 лет) получала 2 г пропионил-L-карнитина и 2 г ацетил-L-карнитина в день. Третья группа (45 пациентов, возраст от 61 года до 74 лет) получала плацебо (500 мг в день, таблетка из крахмала). Препараты и плацебо принимались в течение 6 месяцев. Они раздавались в упаковках, окрашенных в соответствии с группой, медсестрами, не информированными о содержании упаковок.
Сбор данных
У пациентов были записаны истории болезни и измерены следующие показатели (до исследования, на 3-й и 6-й месяц исследования и через 6 месяцев после исследования): общий уровень САП, объем простаты, максимальная скорость систолы (МСС), конечная скорость диастолы (КСД), индекс резистентности (ИР), ночное набухание пениса (ННП), общий и свободный тестостерон, пролактин и лютеинезирующий гормон (ЛГ).
Уровень общего ПСА в крови был измерен с помощью моноклональных антител [13]. Объем простаты был измерен надлобковой эхокардиографией и расчетом трех диаметров [13]. МСС, КСД и ИР (ИР = (МСС – КСД / КСД) × 100) левой и правой кавернозной артерии были измерены динамической цветной допплеровской эхокардиографией пениса после внутрикавернозного введения 10 мкг простагландина Е1 [14].
ННП было измерено с помощью аппарата RigiScan (Dacomed, Миннеаполис, Миннесота). За полную эрекцию принималось увеличение напряженности более чем на 70 % от базовой у основания пениса и на 60 % – у вершины, увеличение диаметра пениса более чем на 2 см у вершины и более чем на 3 см – у основания. Продолжительность эрекции измерялась в минутах каждую ночь в 3 часа в течение всего периода исследования [14].
Образцы крови для определения общего (нормальный интервал от 8,4 до 28,7 нмоль/л) и свободного тестостерона (нормальный интервал от 8,7 до 54,7 пг/мл), ЛГ и пролактина забирались между 8:00 и 8:30 утра (через 90 и 120 минут после утреннего приема препаратов). Общий тестостерон измерялся с помощью иммуноферментного анализа после экстракции и очистки с помощью целит-хроматографии. Среднестатистическая погрешность метода и коэффициент отклонения для серии анализов составлял 6 и 13,5 % соответственно. Кросс-реактивность с метил-тестостероном в методе не проявляется. Свободный тестостерон рассчитывался как произведение его общего количества на долю подвергнувшегося диализу [15]. Среднестатистическая погрешность метода и коэффициент отклонения для серии анализов составлял 5 и 6,6 % соответственно. Реагенты приобретались у Diagnostic Products (Лос-Анджелес, Калифорния).
Сексуальная функция была измерена с помощью международного индекса эректильной функции (IIEF-15) [16]: эректильная функция (пункты 1–5 и 16), удовлетворение половым актом (пункты 6–8), оргазм (пункты 9 и 10), сексуальное желание (пункты 11 и 12) и общая сексуальная удовлетворенность (пункты 13 и 14). Настроение пациентов оценивалось по шкале депрессии и меланхолии Гамильтона [17], а усталость оценивалась по шкале усталости [18]. Для каждого пациента вычислялся свой показатель по каждой шкале.
При каждом сборе данных с пациентами проводилось психосексуальное консультирование и цифровое ректальное обследование простаты.
Статистический анализ