В предисловии к сборнику «По ступеням времени», включающему стихи 1914-1921 годов, автор заявляет: «Шестнадцать стихотворений, помещенных здесь, являются первым камнем того творческого издания, которое я буду строить в течение всей своей жизни».
Конечно же, пробный камень оказался еще непрочным, но энтузиазм строителя был велик, и строительство началось.
Не выработав пока собственной манеры письма, Молодой поэт, порой и сам
того не замечая, заимствует и подражает. Отголоски самых разных поэтических
традиций, стилей, манер, причудливо переплетаясь, слышатся то тут, то там в
его ранних сборниках. Традиционное, книжное вытесняет зачастую личные
впечатления от реальной жизни. Так в стихотворении о мировой войне «Из
цепи тревог», написанном в историческом 19-ом году, мы еще не чувствуем
признаков того буржуазно-революционного времени, когда стихотворение
создавалось. Зато встретим в нем такие и подобные строки:
Из слез и рыданий сплету я аккорды,
Загадочной нежности полны. V
Читаем это, и на память приходит «рыдающий аккорд» раннего Маяковского. Некоторые интонации дооктябрьского Маяковского, его примеры
_________________________________________________________________
1 Пеликанов А. «М. Исаковский». -М.: «Просвещение», 1989, с.88
2 Исаковский М. «Лирика». -М.: «Детская литература», 1974, с.77
контрастного строения образа, узнаем и в стихотворении «Два мира» (1920):
Улицы, солнцем обласканы,
В расцветах весны утопали,
Но лица рабочих казались черными масками,
Казались тюрьмой их сырые подвалы.1
Как бы ни отрицал это позднее Исаковский, все-таки сильное влияние на него в то время оказала пролеткультовская поэзия. Да и как не влиять, если Пролеткульт в 1917-1920 годах был основной и самой массовой литературной организацией, объединяющей пролетарских и бедных крестьянских писателей для строительства новой, пролетарской литературы и культуры. Исаковский имел прямое отношение к смоленскому губернскому Пролеткульту, общался с видными его представителями.
Даже неумелые, «неуклюжие», по его собственным выражениям, стихи юного Исаковского с точки зрения эстетики нельзя отождествлять с планетарно-космической поэзией пролеткультовцев.
Главное, что отличает его от пролеткультовцев уже в ранних сборниках, -это близость к классикам, особенно к Некрасову, тяготение, пусть еще не достаточно осознанное, к истинно народному, национальному, к поэтической точности и естественности.
В исканиях начинающего Исаковского отразились общие черты нашей молодой литературы той поры, не исключая слабостей и противоречий.
Уже в стихах 1920 года поэт делает попытку реалистически осознать диковинное и чудесное, проникнуть в существо реальных фактов, раскрыть их обобщающий смысл.
___________________________________________________________________
1 Исаковский М. «Лирика». - М.: «Детская литература», 1974, с.51
. Исаковскому все возрастающее внимание к действительности, к тому новому, что появлялось в жизни, помогало творчески формироваться, обретать свой голос.
К середине двадцатых годов его поэтический голос поэта стал заметно крепнуть и все более обретать черты самобытности.
Исаковский сообщал впоследствии (в письме от 24 октября 1950 года): «Уже примерно в году 1924-1925 я дошел до понимания того, что поэзию нужно искать в будничном дне, что слова нужно расходовать скупо, что красота поэзии заключается не в том, что поэт употребляет какие-то «красивые» слова, а в том, что эти слова должны быть самыми точными, единственными в том или ином случае, незаменимыми. И хотя на практике я не всегда мог осуществить это положение, но повторяю: я его понимал и по мере сил старался осуществлять».
Заканчивалась пора литературного ученичества, Исаковский выходил на самостоятельную поэтическую дорогу.
В 1927 году в Москве, в государственном издательстве, вышла книга М.Исаковского «Провода в соломе». Составленная из наиболее значительных его стихотворений первой половины двадцатых годов, замеченная и высоко оцененная М. Горьким, она обозначила начало самостоятельного поэтиче-
_________________________________________________________________
1 Рыленков Н. «Народный поэт». - М.: «Просвещение», 1992, с.76
ского пути, обретение им самостоятельного поэтического голоса.
Мужание Исаковского - поэта совпало со временем активного становления советской литературы, когда выковывались стиль, соответствующий эпохе, и форма, понятная миллионам.
В самом названии сборника «Провода в соломе» появляется его основная идейно-художественная мысль. Это не просто красивая метафора, но обобщенный реалистический образ, передающий характерные закономерности жизни. В книге рассказывается о проводах новой жизни, идущих в соломенную деревенскую глушь. Исаковский изображает конкретные, зримые приметы электрификации и радиофикации захолустного села, когда засветились здесь «частоколы из огней», несущие людям такую красоту, что «завидуют деревне небеса», «плывут огни по медным проводам», и вспыхивает лампочка Ильича под потолком ветхой крестьянской хаты, когда чудесные радиомосты соединяют деревню со всем большим миром и вечерами крестьяне собираются в красном уголке, чтобы послушать по радио политические новости и волшебную музыку из столицы. Но невелика была бы заслуга поэта, если б он только зафиксировал эти, изумительные факты. Исаковский поэтически взволнованно раскрывает нравственный и психологический перелом, который они рождают в душе сельского труженика, жадно тянущегося к новой правде и вступающего на путь активной борьбы за нее.
В сборнике «Провода в соломе» отчетливо начинают выявляться основные черты художественной индивидуальности Исаковского. Важнейшие из них -поэтическая скромность, сдержанность и простота при большой лиричности и глубине содержания. «Стихи у него, — писал в рецензии М. Горький, — простые, хорошие, очень волнуют своей искренность… Страдаю пристрастием к стихам, простая форма которых насыщена ценным содержанием».
Исаковский в своей работе над фразой, над словом и над строкой стремится к наибольшей безыскусственности и отчетливости изображения,
строгой1 точности и ясности его, пытаясь немногими, малыми средствами
______________________________________________________________________
1 Рыленков Н. «Народный поэт». - М.: «Просвещение», 1992, с.81
поведать о важном и значительном. Он сознательно не ищет каких-то необыкновенных слов, ведет речь тихо и затаенно. В самых обычных его словах обнаруживается неподдельная искренность и задушевность, потому что это слова об очень близком и дорогом его сердцу.
Сборник «Провода в соломе» свидетельствовал о наступлении творческой зрелости Исаковского. Взволнованность, искренность, раскрытие героики будней - таковы несомненные достижения Исаковского, с которыми молодой поэт выходил на широкую дорогу творчества.
После «Проводов в соломе» выходят новые книги Исаковского: «Провинция» (1930г.), «Мастера земли» (1930г.), «Избранники земли» (1931г.), составленные из произведений конца 20-х годов. Поэт продолжает совершенствовать уже определившуюся линию своего творчества.
В сборниках, охватывающих стихи конца 20-х годов, становится шире творческий диапазон Исаковского, зарождается новое качество его поэзии -лирический юмор. Сатирический и юмористический характер носит его книга «Провинция», в которой и лукаво-добродушные стихотворения высмеивают пережитки прошлого в быту, в психологии людей. Книга эта в творчестве Исаковского промежуточная, она, как сказано в авторском предисловии, «сложилась в результате всяких побочных работ, поиска новых жанров, новых примеров ».
Комичны влюбленные, выражающие глубоко личные чувства посредством штампов бюрократического языка:
В позабытной стороне,
В заболецкой волости,
Ой, понравилась ты мне,
Целиком и полностью.
Порой юмор поэта становится колким, сердитым, перерастает в сатиру. Однако сатирическая линия в поэзии Исаковского не получила развития, а
___________________________________________________________________
1 Исаковский М. «Лирика». - М.: «Детская литература», 1974, с.32
добродушный юмор стал неотъемлемым свойством целого ряда его лирических произведений.
В середине 30-х годов Исаковский приобретает широкую известность, его стихи и песни звучат по всей стране.
Поэзия в 30-е годы была на переднем крае социалистического созидания, в гуще народного труда и борьбы. Появилась плеяда новых самобытных поэтических талантов: Н. Тихонов, Н. Заболоцкий, В. Луговской, В. Лебедев-Кумач, М.Исаковский, А. Твардовский и другие.
Все они служили общему делу, в будничном отображали типичное, общезначимое. Поэты 30-х годов воспевали величие дел и перспектив строящего социализм народа, страну в кипении работ, простого человека на большой стройке.
3. Творческая зрелость поэта Безмерно трагическим и героическим для нашей страны был период Великой Отечественной войны. Ценой невероятных жертв и лишений добывалась великая победа над коварным врагом. Стихи и песни Исаковского в те дни передавали чувства испепеляющей ненависти людей к врагу, пробуждали чувства отваги, умножали любовь к Родине. Михаилу Исаковскому тяжелая болезнь глаз не позволила надеть солдатскую
шинель, но и в глубоком тылу на него обрушились горести и несчастья, общие
для всех советских людей,
Под пятой фашистских оккупантов оказалась его малая Родина-Смоленщина. В Глотовке был сожжен врагами его отчий дом.
Поэт всю войну прожил в небольшом городе Чистополе, терпя вместе со всеми тяготы и лишения вынужденной эвакуации. Об этом он поведал в стихотворениях «Земля в Чистополе», «Из Чистопольских записей». В Чистополе подолгу не работали почта и радио, но ни на минуту не испытывал Исаковский душевного отрыва от общей судьбы народа, не исключая себя из атмосферы всенародной борьбы. Тяжело, горько переживал Исаковский невозможность с оружием в руках сражаться на фронте. Но сердцем поэт был на фронте, в строю бойцов.