А дни бегут. А сила не вернется, А старость бродит по моим следам. Пусть будет так. Но все же сердце бьется
И это сердце - без остатка - там.1
Лирика Исаковского тех грозных лет - настоящая поэтическая летопись войны. Проникновенно поэт рисует суровые будни фронта и тыла, героические дела и чувства воинов и партизан, рабочих и колхозников, раскрывает всенародный характер и исторический смысл борьбы с фашизмом.
Поэтически отображаются не только чувства и думы бойцов-фронтовиков («Перед боем»), но и мужество матери, благословляющей сына-воина («Наказ сыну»), беженцев, покидающих родные края («Мы шли...»), девушки, провожающей бойца на позиции («Огонек»), советских девушек, угнанных в фашистскую неволю («Не у нас ли, подруженьки...»).
Самым сильным, самым примечательным было написанное к концу войны стихотворение «Враги сожгли родную хату...», ставшее впоследствии известнейшей песней. Каких лирических глубин, какого психологического накала достигает здесь сконцентрированное чувство боли, страдания и
___________________________________________________________________
1 Исаковский М. «Лирика». - М.: «Детская литература», 1974, с.32
вырастающей отсюда жгучей ненависти к фашистам, врагам всего живого!
Перед нами написанная кровью сердца, потрясающая душу история солдата-героя, который, пройдя со славой долгий путь войны, вернулся в родные края и ничего не нашел там, кроме пепелища на месте своей хаты и могильного холмика, укрывшего любимую жену. Скупы его слова, а за ними — жгучая мука и боль, которую в те годы испытывали многие и которую вообще трудно позабыть. Потому-то и сегодня глубоко волнуют горестные, жгущие сердце своей обнаженной правдой строки:
Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью,
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?1
Лирика, эпос и драма слились воедино в этом произведении. Автор как бы стоит в стороне, повествует о человеческой трагедии, страшной судьбе солдата, который, спасая мир и жизнь для всех людей, сам уцелел, но потерял самого близкого человека, утратил дом, нашел только пепелище на своей малой родине.
В 1943 году, когда дымилась только что освобожденная от врагов родная его Смоленщина, люди, выходившие из укрытий, брались за топоры, чтобы строить новые жилища. Исаковский чутко улавливает и мастерски передает ритмику трудового созидания, динамику самой жизни.
На родных пепелищах - с утра до заката –
Топоры неумолчно стучат,
И, поднявшись над пеплом, сосновые хаты,
Словно колокол медный, звучат.
________________________________________________________________
1 Исаковский М. «Лирика». -М.: «Детская литература», 1974, с.57
2 Там же, с.69
В 1944 году Исаковский создает стихотворение «Слово о России», подытоживающее основные идейные и художественные мотивы его военной лирики. В центре его - поэтически величавый и человечески конкретный образ советской Родины, которая наделена всеми чертами живого борющегося человека.
Советская Россия! Родная наша мать!
Каким высоким словом
Мне подвиг твой назвать?
В годину испытаний,
В боях с ордой громил
Спасла ты, заслонила
От гибели весь мир.
Особо следует сказать о «Катюше» М. Исаковского и М. Блантера — песне большой и удивительной судьбы. Созданная в 1938-39 годах, в самый канун II мировой войны, когда гитлеровцы уже оккупировали Польшу и готовились к нападению на нашу страну, песня о скромной девушке с берегов Угры, хранящей верность «бойцу на дальнем пограничье», звала к чуткости, бережности и чистоте в самом прекрасном из чувств - любви к близкому человеку, неотделимой любви к Родине. Уже тогда, в те мирные времена, «Катюша» была самой популярной из всех советских песен, исполнялась в самых дальних уголках необъятной нашей страны.
В годы Великой Отечественной «Катюша» стала песней-воительницей, песней-героиней. Недаром, когда в Красной Армии появилось новое грозное оружие - гвардейские реактивные минометы- бойцы дали ему ласковое прозвище «Катюша». По заказу командующего этим родом войск генерала А.И. Нестеренко, Исаковский написал новое стихотворение- «Песня про «Катюшу». В нем были такие слова: «И на море, и на суше - по дорогам фронтовым - ходит русская «катюша», ходит шагом боевым».
Большим личным счастьем для Исаковского было то, что грозные «катюши»
__________________________________________________________________
1 Исаковский М. «Лирика». - ML: «Детская литература», 1974, с.79
дали уничтожающий залп по врагу под Ельней - родным городом юности поэта; там эти минометы получили звание гвардейских.
Воевала сама песня и на фронте, и в тылу, стали возникать многочисленные фольклорные варианты «Катюши», в которых скромная невеста пограничника кем только не перебывала: и санитарам, и снайпером, и автоматчиком и летчиком, и танкистом.… Впоследствии фольклористами было собрано более сотни таких вариантов.
Итальянские партизаны, перефразировав текст «Катюши», сделали ее своим гимном и с нею освобождали от фашистов Рим. Впоследствии, совершив поездку в Италию, Исаковский убедился, что более 2/3 населения Италии, знают уже свою «Катюшу».
В послевоенные годы судьба песни «Катюша» пролегла через десятилетия, через страны, континенты.
На родине Исаковского, там, где поднимается над Угрою «берег крутой», стоит сегодня оригинальный памятник песне «Катюша»: на прикрепленной к большому камню - валуну медной табличке, высечены слова из песни, а рядом - беседка с бревенчатыми скамейками под навесом.
Живет и не старится очаровательная «Катюша» Исаковского - песня-труженица, песня-созидательница, песня-любовь.
Вся поэзия Исаковского в период творческой зрелости предстает как одна вдохновенная «песня большая-большая» - о советской Родине, о ее людях. Патриотизм — внутреннее свойство души поэта. Ярко свидетельствует об этом и произведения Исаковского послевоенных лет. Ко многим его прекрасным стихам во славу строящей и созидающей Родины, во славу мира и труда, прибавляются в это время шедевры патриотической лирики: песня «Летят перелетные птицы» и поэма «Песня о Родине», которые в числе других произведений послевоенного сборника «Стихи и песни» были удостоены государственной премии за 1943 год.
С годами Исаковский все чаще пользуется фольклорными мотивами. Он много уделяет внимания переложению и обработке старинных песен и сказок
(русских, украинских и белорусских). Примером такой работы является сказка «Царь, поп и мельник».
Раздумывая над произведениями русской классики и современной советской поэзии, Исаковский приходит к выводу, что поэт должен быть передовым человеком своего времени, носителем и творцом духовной культуры народа. Истинный поэтический талант, по его мнению, состоит в том, чтобы, оставаясь в творчестве самобытным, выражая в стихах свою личность, свой характер, свои мысли, рассказывать в то же время о самом важном и значительном для всего народа. Поэт, как полагает Исаковский, всегда художественно открывает явление, впервые находит и впервые произносит о нем самые необходимые слова, поэтому он должен непрерывно расти как человек, как личность, неустанно двигаться вперед, «находить все новые и новые способы отображения действительности,обогащать поэзию все новыми и новыми поэтическими находками». В этом, по мысли Исаковского, и заключается «секрет» поэзии, сущность истинного поэтического таланта.
На протяжении всего творческого пути Исаковский неутомимо отстаивал эти принципы художественного творчества.
В последние годы Михаил Васильевич занимался депутатской деятельностью - он был депутатом Верховного совета РСФСР четырех созывов. Родина высоко оценила писательский труд Исаковского. За литературную работу он
был награжден 4-мя орденами Ленина и Золотой Медалью «Серп и молот» и Героя социалистического труда, 2-мя орденами Трудового Красного знамени, орденом «Знак Почета», был лауреатом 2-х Государственных премий первой
степени.
____________________________________________________________________
1 Рыленков Н. «Народный поэт». - М.: «Просвещение», 1992, с.64
В 1964 году началось обострение болезни Исаковского (инфаркт, тяжелое воспаление легких). Как писал сам поэт: «Я уже давно болен. Причем болезни мои (их несколько) носят такую форму, что работать мне невозможно и даже думать о чем-либо трудно».
Что-то грустно мне стало, -
День и вправду печальный.
Няня верно сказала: Я — больной невставальный.1
Но поэт не унывает:
Пусть я нынче на ложе
Распростерт госпитальном, -
Невставальный - так что же? –
Скоро буду вставальным.
(«В больнице» 1968г.)
Состояние здоровья у него не раз было совсем критическим. Еще в письме М. И, Погодину 25 мая 1966 года он сообщал: «Я нахожусь во Внукове. Всё бы ничего, но невероятно ослаблено сердце. Лежать я могу, сидеть за столом и что-нибудь тихонечко делать тоже могу некоторое время, но пройти 25—30 шагов мне уже трудно: начинается страшное сердцебиение, подкашиваются ноги, темнеет в глазах. Даже такой нагрузки, как ходьба (очень тихая), сердце не переносит. Никогда не думал, что такое может быть со мною. Уж что другое, а сердце у меня всегда было хорошее. А вот чем кончилось...».3
Потом наступали периоды улучшения, но к началу 70-х годов надежд на полное выздоровление уже не оставалось. Поэт предчувствовал конец жиз-
__________________________________________________________________
1 Исаковский М. «Лирика». - М.: «Детская литература», 1974, с.46
2 Там же, с.47
3Рыленков Н. «Народный поэт». - М.: «Просвещение», 1992, с.62
ненного пути и подводил итоги прожитого и сделанного, вспоминал детство, жизнь свою и жизнь страны, выделяя в них главное.
Новый 1970 год Исаковский встречает в санатории им. Герцена под Москвой. В январе Центральное телевидение готовило программу к 70-летию
Исаковского. Михаил Васильевич принимал участие в съемках этой программы.