Мнение подавляющего числа педагогов о чадолюбивости родителей подтверждается выбором суждения «Дети - главная ценность в семье» (90,6% ответов). (Заметим, что всего 9,4% педагогов выбрали ответ «Дети - равнозначимая ценность наряду с супружеством».) Какие же ответы выбрали родители? «Дети - главная ценность в семье» - так считают 70% родителей. Суждение «Дети – равнозначимая ценность наряду с супружеством» вы брали 20% родителей. «Дети дополняют наши супружеские отношения» - так ответили 10% родителей. Итак, воспитатели больше, чем родители склонны к выбору наиболее социально одобряемого ответа, т.е. родители в меньшей степени зависят от социальных норм, в соответствии с которыми «нельзя не любить ребенка». На наш взгляд, приверженность педагогов социальным стереотипам просматривается и по такому параметру, как адекватность педагогического стиля воспитания в семьях дошкольников. Так, родители оценили собственную педагогическую компетентность выше (79%), чем воспитатели (56,2%). Если сравнивать эти ответы педагогов с их же ответами о чадолюбивости родителей, можно сказать, что педагоги: почти в половине случаев считают родительскую любовь к ребенку педагогически некомпетентной («В воспитании родители профаны»). Так или иначе, но ребенок вынужден адаптироваться к распространенной среди педагогов критике педагогической компетентности родителей. Хорошо, если педагоги проявляют сочувствие ребенку и в его присутствии корректно высказываются в адрес членов семьи. В противном случае будущий первоклассник испытывает лишь дополнительную «эмоциональную нагрузку».(19, 49)
Положительная оценка родителями устойчивости эмоциональной атмосферы в семье отмечена в 67% ответов. Здесь их мнение совпадает с мнением педагогов - 68,7%. Дети же только в 35% ответов подтверждают мнение взрослых. Возможно, взрослые иначе, чем дети, понимают устойчивость эмоциональной атмосферы и менее чувствительны к эмоциональным вспышкам в семейной жизни. Ясно одно: детям недостает эмоциональной стабильности домашней атмосферы. Анализ ответов детей показал: источниками раздражения в семье становятся отцы (33% ответов), матери (7%), бабушки (14,8%), дедушки (3%), сам ребенок (3%), старший брат или сестра (3%). Однако 35% детей ответили: «Нет таких в семье, кто раздражается». Таким образом, лишь третья часть детей считает семейную атмосферу эмоционально устойчивой, в то время как среди взрослых таких ответов в два раза больше. Полученные данные позволяют предположить: взрослые «защищаются» социально одобряемыми ответами, а дети реагируют на эмоциональную неустойчивость семейной атмосферы, как минимум, эмоциональным беспокойством, как максимум - эмоциональной травмой.
Репродуктивные планы родителей. Ответы показали: 70,4% «хотят иметь еще брата или сестру» 29,6% «не хотят» (в основном те, кто уже имеет брата или сестру). Считают, что «сами родители хотят иметь еще ребенка», 14,8% детей; что «родители не хотят» - 77,7%; «не знают этого», «не спрашивали», «родители не скажут» - 7,4%. Итак, характер детских ответов расходится с представлениями детей о родительских репродуктивных планах: 77,8% детей отрицают наличие таких желаний у родителей. Данные подтверждают прогнозы демографов о малолюдности и малодетности современной семьи. Значит, первоклассника, как правило единственного ребенка в семье, ожидает «продленка». Но главная проблема видится даже не в этом, а в том, позволяется ли в семье ребенку «хотеть» или «не хотеть» что-либо, в том числе брата или сестру. Эти переживания могут «не бросаться в глаза», но они влияют на его самочувствие и деловой настрой на школьную учебу, на чувство уверенности в том, что его потребности признаются и уважаются близкими.
Социальная сеть общения и родственные связи семей выглядят следующим образом: связь с бабушками, дедушками и другими родственниками осуществляется по телефону - это видно из 56% ответов детей (44% ответили: «Сами ездим» и «Когда как»). Итак, можно говорить о дозированности межвозрастного и межпоколенного общения детей и взрослых в семье.
На вопрос «Заходят ли к ребенку в гости соседские дети» (речь шла о сверстниках из детского сада) утвердительно ответили 55% детей. Лишь третья часть детских ответов (33%) содержит утверждение, что родители поддерживают контакты с соседями (типичные ответы детей: «Относим творог (молоко) тете Свете», «Мама идет поговорить, и я с ней»). Две трети, или 67% детей, отрицали наличие соседских контактов своей семьи, что подтверждает закрытость образа жизни большинства семей. Это указывает на то, что ребенку - будущему первокласснику - остается и дальше нести семейную эстафету социальной закрытости, «украшая» ее многочасовым сидением за компьютером и у телевизора. Решение проблемы обогащения социального опыта ребенка видится в следующем: дошкольное учреждение, школа должны сохранить и усилить свою ценность для современной семьи как источник расширенного межвозрастного и межпоколенного взаимодействия детей и взрослых.
Приятной неожиданностью стали ответы детей на вопрос: «Скажи, что тебе известно о том, есть ли в вашем доме какая-то, сохранившаяся от бабушек и прабабушек вещь, которую твои родители ценят, оберегают, хранят?». В 54% ответов дети уверенно называли различные семейные реликвии: «Есть старинные денежки», «Храним бабушкины игрушки на елку», «Есть шашки моего дедушки», «Стоит ваза из глины от бабушки», «Часы на кухне», «Фотографии», «Конь с поднятой ногой и посуда». Были и такие ответы: «На даче много чего есть от бабушки и дедушки», «В старом доме что-то осталось», «Не помню». Ответы детей свидетельствуют: в половине семей (54%) взрослые пытаются опираться на такой мощный резерв социализации, каким являются семейные реликвии как носители преемственности поколений семейного рода. Однако в исследованиях Т.М. Бариновой, О.В, Клыпы, Н.А. Каратаевой и др. отмечается, что воспитательная ценность такого опыта используется стихийно, практически не подвергается рефлексии со стороны взрослых членов семьи. Характер ответов большинства детей, полученных нами в ходе их интервьюирования, подтверждает правомерность подобных выводов. Поэтому специалистам, осознающим ценность межпоколенной преемственности, важно поддерживать нравственно-духовный ресурс семьи в преддверии школьной жизни ребенка.
В целом изучение социального самочувствия семей показало: представления детей и взрослых оказались противоположными, в частности, по таким составляющим, как удобство жилья, эмоциональный фон семейной жизни, репродуктивные планы в семье, социальная сеть общения. Опыты показали также, что социальное самочувствие семьи является тем значимым фоном, на котором разворачивается процесс проживания ребенком и членами его семьи начала школьной жизни. Это побуждает нас проявлять больше внимания к тому, как дети и взрослые члены семьи относятся к социальным факторам своей жизни. Это помогает лучше понимать источники переживаний как детей, так и взрослых членов семей. Чем устойчивее ощущение социального равновесия семейной жизни, тем менее вероятен прогноз ослабления семейного взаимодействия в период школьного обучения ребенка.
Делая выводы, можно сказать, что неформальное отношение к значимым составляющим социального самочувствия семей и характеру переживания ребенком социальных факторов жизни своей семьи позволяет в каждом конкретном случае поддерживать ребенка и его семью на пороге школьной жизни, помогать опираться на свое здоровое духовное начало.
Опыт Центра развития ребенка - детского сада № 2317 показывает: это возможно через интеграцию социальных институтов воспитания. На основе анализа данных о социальном самочувствии семьи воспитатели подготовительной к школе группы ЦРР и учителя начальных классов школы № 1908, психологи дошкольного учреждения и школы прогнозируют реальные и потенциальные возможности семей для социализации ребенка в преддверии его школьной жизни, вырабатывают индивидуальную стратегию психолого-педагогического сопровождения каждого ребенка в адаптационный к школе период.
Социализация в последнее десятилетие стала традиционным объектом изучения социологии, психологии, этнографии, педагогики, что подтверждает ее междисциплинарный характер. Социологи изучают проявление процесса социализации в макросистеме общества, влияние его на сложившуюся социальную структуру, способы производства материальных благ, систему общественных отношений. Психологи исследуют когнитивидные процессы восприятия, эмоциональные реакции, коммуникативные качества, защитные механизмы на различных этапах социализации, выявляют выявляют социализирующие функции непосредственного окружения человека, межличностные отношения сверстников одного или разных полов, внутрирегулируемые и межгрупповые взаимодействия и отношения. Этнографы производят сравнительное изучение процессов взросления и социализации в различных обществах и культурах, выявляют этнические вариации развития индивидуальных и личностных характеристик человека, их зависимость от социокультурных факторов истории общества, эволюции инстинктов, стиля и средств социализации. Педагоги исследуют социализацию относительно контролируемого, как социализирующую среду, выявляют его воспитательные возможности.