Смекни!
smekni.com

Ii жизнь и творчество Михаила Афанасьевича Булгакова – биографическая справка (стр. 1 из 4)

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 городского поселения

«Рабочий посёлок Солнечный»

Солнечного муниципального района

Хабаровского края

Солнечный 2007


Выполнила: Лохина Елизавета Сергеевна, ученица 11 класса «Б» Руководитель: Казаковцева Любовь Владимировна, учитель русского языка и литературы.

I Введение. Необычность произведений Булгакова.

II Жизнь и творчество Михаила Афанасьевича Булгакова – биографическая справка

III История создания главной книг Михаила Афанасьевича Булгакова – «Мастер и Маргарита». Художественные особенности романа.

IV Функция цветовой детали в характеристике Иешуа

§ 1Образ Иешуа- центральный образ романа. Идейное содержание этого образа.

§ 2Цветовые детали в портрете Иешуа: белый, голубой, красный

§ 3 Голубой цвет- отражение небесной сущности образа Иешуа, который проповедует небесную любовь и терпимость.

V. Функция цветовой детали в характеристике Понтия Пилата

§ 1 Портрет Понтия Пилата

§ 2Мнение критиков об идейной значимости образа Понтия Пилата.

§ 3Два основных цвета в описании Пилата: белый и красный.

§ 4Красный - цвет пространства, где есть значение вины. Переход к жёлтому цвету.

§ 5Сочетание белого и красного цвета- символ противоречивости героя

VI. Функция цветовой детали в характеристике Воланда.

§ 1 «Безудержный поток воображения»в творчестве М. А. Булгакова

§ 2 Прием контраста в обрисовке Воланда. Сочетание черного, серого и зеленого цветов.

§ 3Сочетание чёрного и зелёного цветов в портрете Воланда - символ всевластия, глубины познаний.

VII. Цветовая деталь в образе Мастера

§ 1Черный и желтый в портрете Мастера. Слабое противостояние злому началу

§ 2Сочетание чёрного и жёлтого в обрисовке Мастера выводит на понимание его судьбы

VIII. Цветовая деталь в образе Маргариты

§ 1 Символика белого цвета. «Светлой королевой

§ 2 Тревожный желтый цвет.

§ 3 Черный ведьминский цвет. Победа жёлтого цвета-цвета глобальной, великой любви, которая побеждает всё на своем пути

IХ. Заключение

I

Моя исследовательская работа посвящена творчеству М.А.Булгакова. Я считаю, что именно произведения М.А.Булгакова обладают многими качествами: они изысканны, они фактически точны, в них мастерски выписано каждое слово. Сочетание реального с нереальным делает их очень интересными.

Особое впечатление произвёл на меня роман «Мастер и Маргарита». И своё исследование в рамках проекта «Цветовая деталь в русской литературе» я посвятила именно ему.

Цель работы: Исследовать идейную значимость цветовой детали в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

Задачи:

☻ Собрать и систематизировать литературно – критические материалы по заявленной теме.

☻ Исследовать текст романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

☻ Оформить результаты исследования в виде реферата и мультимедийной презентации.

II

15(13) мая 1891 г. В семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и Варвары Михайловны Булгаковой родился сын, Михаил, окрещён 18 мая. Михаил Булгаков был старшим из семерых детей в семье.
18 августа 1900 – 22 августа 1901 г. Михаил Булгаков обучается в киевской гимназии. Впечатления гимназических лет будут запечатлены в романе «Белая гвардия».
14 марта 1907 г. Смерть отца, Афанасия Ивановича Булгакова.
Лето 1908 г. Знакомство с гимназисткой из Саратова Татьяной Николаевной Лаппа, ставшей впоследствии первой женой Булгакова
8 июня 1909 г. Окончание гимназии.
21 августа 1909 г. Зачисление на медицинский факультет Киевского университета.
26 апреля 1913 г. Т.Н. Лаппа и М.А. Булгаков обвенчались в Киеве в церкви Николы Доброго.
1914 г. Начало первой мировой войны, которая застала Михаила Булгакова в Саратове; он помогает организовать лазарет для раненых и сам там работает. Осенью возвращается в Киев для завершения образования.
Февраль-март 1916 г. Сдача университетских выпускных экзаменов на звание врача. В дипломе было указано, что Михаил Булгаков «утверждён в степени лекаря с отличаем.
1918-1919 г. Открытее частной медицинской практики. Объявление главнокомандующего Добровольческой армии о призыве на военную службу медицинских работников. Мобилизованный Добровольческой армией, попадает на Северный Кавказ в г.Владикавказ.
26 ноября В газете «Грозный» опубликована статья «Грядущие перспективы», под псевдонимом М.Б.
4 июня 1920 г. Премьера первой пьесы «Самооборона», маленькой юморески в первом Советском театре. Пьеса до нас не дошла.
Январь-февраль 1921 г. Пишет пьесу «Парижские коммунары», которую вместе с «Самообороной» и «Братьями Турбинными» посылает в Москву на конкурс, объявленный Мастерской коммунистической драматургии, однако пьесы были отклонены.
1 февраля 1922 г. В Киеве скончалась мать М.А. Булгакова.
1923-1925 г. Объемная работа с романом «Белая гвардия»
1926 -1928 г. Заключение договоров с театрами для постановки пьес: «Багровый остров», «Зойкина квартира».
28 февраля 1929 г. Знакомство с Еленой Сергеевной Шиловской, будущей женой.
11 января 1930 г. Булгаков читает пьесу «Мольер» в Драмсоюзе Работа в МХАТ ассистентом режиссера.
Январь 1934 г. Работа над романом «Мастер и Маргарита»
Зима-весна 1938 г. Чтение глав романа «Мастер и Маргарита» друзьям.
Сентябрь 1939 г. Работа над пьесой «Пастырь»; впоследствии пьеса получает название «Батум».
Октябрь-февраль 1940 г. Булгаков диктует Е.С. Булгаковой поправки к роману «Мастер и Маргарита» и продолжает эту работу почти до самой смерти.
10 марта 1940 г. В 16:39 М.А. Булгаков скончался.
11 марта 1940 г. Гражданская панихида в здании Союза писателей.
12 марта 1940 г. Кремация тела М.А. Булгакова. Прах был захоронен на Новодевичьем кладбище.

III.

Тема “художник и общество” всегда волновала писателя, что нашло отражение, в частности, в его пьесе о Пушкине “Последние дни”, над которой он работал в начале 30-х годов. Однако свое наиболее глубокое воплощение эта тема нашла в главной книге Булгакова. Свой последний роман “Мастер и Маргарита”, где одна из главных тем именно эта, Михаил Булгаков начал писать зимой 1929-30гг. В общей сложности работа над ним продолжалась более десяти лет.

Роман написан так, “словно автор, заранее чувствуя, что это его последнее произведение, хотел вложить в него без остатка всю остроту своего сатирического глаза, безудержность фантазии, силу психологической наблюдательности”[2].

Персонажи и сюжеты Булгакова проецируются одновременно на Евангелие и на легенду о Фаусте, что придает роману, на мой взгляд, парадоксальный и порой противоречивый характер. В одном поле неразрывно соединяются святость и демонизм, чудо и магия, искушение и предательство. Кроме того, чисто эмоционально меня волнует и поражает фантастическая и в то же время глубоко земная история беззаветной любви Маргариты к Мастеру.

Уже при первом прочтении становится ясно, что роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» - сложное художественное произведение, в котором особым смыслом наполнены не только композиция и сюжет, но и каждое слово многофукционально

IV.

§ 1

Центральным образом романа, несомненно, является образ Иешуа- Иисуса Христа.

Вот некоторые точки зрения критиков на идейное содержание этого образа.

“Иешуа - это “авторское воплощение вдела положительного человека, к которому направлены стремления героев романа”. В романе Иешуа не дано не единого эффективного героического жеста. Он - обыкновенный человек: «Он не аскет, не пустынножитель, не отшельник, не окружен он аурой праведника или подвижника. Истязающего себя постом и молитвами. Как все люди, страдает от боли и радуется освобождению от нее»[3].