Смекни!
smekni.com

П. Эльбан Хабаровского края Понятия свободы – несвободы в романе М. А. Булгакова (стр. 1 из 5)

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

п. Эльбан Хабаровского края

Понятия свободы – несвободы

в романе М.А. Булгакова

"Мастер и Маргарита

Выполнила:

ученица 11 "В" класса

Майорова С.

Учитель - консультант:

Сафронова Т.И.

- 2005 -

Содержание.

Введение. 3

1.Философская трактовка понятия "свобода". 4

2.Художественное воплощение категорий свободы и несвободы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 7

2.1 Свобода и несвобода в жизни и творчестве М.А. Булгакова. 7

2.2 Художественное воплощение категорий свободы и несвободы в «евангельских» главах романа: Иешуа Га-Ноцри - Понтий Пилат - Левий Матвей - Иуда. 10

3. Свобода по Булгакову. 24

Библиография. 26


Введение.

На заре нашей цивилизации, с того момента, когда человек, встав на две конечности вместо четырёх, выделился в особый род живых существ, получив имя Homo sapiens, неотъемлемой частью его жизни, пусть даже на уровне подсознания, встал вопрос о свободе. С развитием общества этот вопрос перерастает в проблему, так как каждое общественное устройство, каждый человек воспринимает свободу по-своему, индивидуально.

Толкование понятия «свобода» всегда было пищей для размышлений и исследований ученых различных направлений науки: философов, психологов, социологов и других. Свой вклад в раскрытии этой проблемы внесли так же люди, занимающиеся творческой деятельностью: скульпторы, художники, композиторы, писатели и поэты.

Проблема свободы и несвободы была актуальна во все времена, у всех народов. Всё это явилось одним из факторов, определившим выбор темы данного реферата.

Другим, не менее важным фактором оказалось то, что творчество такого талантливого писателя, как М.А. Булгаков, по сегодняшний день не изучено в полной мере. Особенно это касается последнего произведения писателя - романа «Мастер и Маргарита». Это происходит из-за того, что, судя по архивным материалам (письмам писателя, дневникам, ранним рукописям), критики приходят к мнению, что роман не был окончен. Что же касается темы свободы и несвободы в произведении, то с уверенностью можно сказать, что эта проблема почти не рассматривается в исследовательских работах.

Целью данной работы является то, чтобы, сопоставив всё ранее написанное по теме свободы и несвободы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», проанализировать текст произведения с точки зрения художественного воплощения концепции свободы-несвободы. Для более полного раскрытия темы были использованы работы немецких философов А. Шопенгауэра, Ф. Шеллинга, а так же русских – Н. Бердяева и В. Свинцова.

1.Философская трактовка понятия "свобода".

Свобода есть тайна.

Гельвеций

Проблема сущности и границ человеческой свободы и несвободы - одна из вечных тем в бесконечном философском диалоге различных эпох и культурных традиций. Эта проблема понимания свободы является не столько теоретическим, сколько глубоко жизненным вопросом, который затрагивает судьбы общества в целом и каждого отдельно взятого человека.

Свобода не есть вседозволенность, как очень часто её трактовали. В идеальном и сверхсправедливом обществе люди не могут считаться подлинно свободными, если посвящают свою жизнь тому, во что не верят и к чему не питают внутренней склонности. Превращенная форма свободы является рабством внешних обстоятельств, причем личность обедняется, идеалы профанируются, полностью разрушается личностное измерение свободы. Примечательны слова русского философа А.В. Иванова по этому поводу: "Раб, не осознающий своё рабство, хотя бы потенциально может стать свободным человеком. Раб, осознающий своё рабство и подстраивающийся под него, есть раб вдвойне, так как нет ничего более противоречащего свободе, чем мыслить иначе, чем действовать, и действовать иначе, чем мыслить".

История свободного человека - это история не его биологического созревания, социального становления под воздействием внешних факторов, а процесс индивидуального устройства жизни, преобразование самого себя в соответствии с индивидуальными жизненными ориентирами.

Проблема человеческой свободы рассматривались многими философами разных времен и народов, начиная с Древней Греции, Китая и заканчивая учеными наших дней. В раскрытии этого вопроса большой вклад внесли философы немецкой классической школы: А. Шопенгауэр, И. Кант, Ф. Шеллинг, Гегель и другие.

Артур Шопенгауэр подразделяет понятие "свобода" на три подвида, три составных части общего понятия "свобода": свобода физическая, интеллектуальная и моральная.

Первый подвид - свобода физическая "...есть отсутствие всякого рода материальных препятствий". Интеллектуальная свобода, по мнению ученого, относится к произвольной и непроизвольной мыслительной способности. Понятие моральной свободы, «связанное с понятием свободы физической, с той стороны, какая проясняет нам его гораздо более позднее происхождение". Далее Артур Шопенгауэр соединяет понятия "свобода", "воля", "возможность", "хотение" и приходит к выводу, что "я свободен, если могу делать то, что я хочу, - причем слова "что я хочу" уже решают вопрос о свободе". При этом важным звеном в цепочке понятий "свобода", "свободная воля", "возможность", "хотение" является понятие "необходимость". Ведь свобода не устанавливается только "хотением". Первоначально появляется "необходимость" чего-либо, а затем уже оно воплощается в "желание" или "хотение" и т.д. А. Шопенгауэр считает, что абсолютная свобода может существовать только при наличии трёх её составных частей, которые взаимосвязаны и взаимодополняемы, при этом "...понятие "свобода" при ближайшем рассмотрении отрицательно. Мы мыслим под ним лишь отсутствие всяких преград и помех; эти последние, напротив, выражая силу, должны представлять собою нечто положительное".

Ф. Шеллинг, рассуждая о человеческом счастье, считает неотъемлемым его условием - наличие свободы. Цепочка понятий "счастье" - "свобода" составляют в рассуждениях Ф. Шеллинга единое целое. Это и понятно, ведь человек, а, следовательно, и общество в целом, не может считать себя счастливым при отсутствии свободы. Счастье, по мнению ученого, - это состояние пассивности. Состояние пассивности в контексте проблемы свободы немецкий философ объясняет следующим образом: "Чем мы счастливее, тем мы пассивнее по отношению к объективному миру. Чем свободнее мы становимся, чем более мы приближаемся к разумности, тем меньше мы нуждаемся в счастье... Высшее, до чего могут подняться наши идеи, очевидно, существо, которое... наслаждается одним собственным бытом, существо, в котором прекращается всякая пассивность, действует абсолютно свободно только соответственно своему бытию". Ф. Шеллинг вполне справедливо утверждает, что "...там, где есть абсолютная свобода, есть и абсолютное блаженство и наоборот". Иными словами, немецкий философ считает оба эти понятия составными частями единого целого.

Есть и русские философы, проявившие интерес к проблеме свободы и несвободы, например, Н. Бердяев. Николай Бердяев считал неотъемлемой частью свободы наличие дисциплины, "самообуздания", "самоограничения". Свобода, по мнению философа, невозможна без подчинения себя той истине, которая и делает человека свободным.

Проблема свободы и несвободы с точки зрения социальной значимости сегодня стоит всех законов и категорий диалектики вместе взятых. По мнению профессора В. Свинцова "...несвобода - повседневна, она не обязательно обитает за решеткой или колючей проволокой. Универсальной нравственной нормой нашего времени стал принцип несвободы: не отягощай свою душу раздумьями о том, каким путём идёшь, за тебя думает и за тебя отвечает "Икс".

На основе всего вышесказанного можно прийти к определению понятия "свобода", данному в "Философском энциклопедическом словаре", – это «...способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости».

Кроме философов, проблеме свободы и несвободы посвятили свои лучшие произведения русские писатели и поэты XIX - начала XX века, среди которых, безусловно, выделяются произведения А.С. Пушкина (стихотворение "К Чаадаеву" и др., а также поэмы "Цыганы", "Медный всадник"), М.Ю. Лермонтова (поэма "Мцыри"), Н.В.Гоголя (цикл "Петербургские повести"), Ф. Достоевского ("Братья Карамазовы", "Преступление и наказание"), Л. Толстого ("Анна Каренина", "Война и мир"), М. Горького (ранняя лирика: "Песня о Соколе", "Песня о буревестнике", "Легенда о Данко").

2.Художественное воплощение категорий свободы и несвободы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

2.1 Свобода и несвобода в жизни и творчестве М.А. Булгакова.

Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас заставляет выбирать дорогу.

О’ Генри

Детство и отрочество Булгакова прошли в консервативной, монархически настроенной среде, что, без сомнения, наложило свой отпечаток в становлении характера и ми­ровоззрения будущего писателя.