Смекни!
smekni.com

Проблема “нового” человека в сатирической повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” (стр. 1 из 6)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №68

Проблема “нового” человека в сатирической повести М.А.Булгакова “Собачье сердце”

Экзаменационный реферат по литературе

Лаухин Денис Викторович 11Б

Лыткина Светлана Юрьевна

Липецк. 2006

Содержание

I. Введение…………………………………………………………………3

II. Проблема “нового” человека в сатирической повести М.А.Булгакова “Собачье сердце”…………………………….4

1) Первые шаги М.А.Булгакова в литературе……………………….4

2) История создания и судьба повести “Собачье сердце”………….6

3) Повесть в литературном контексте 20-ых годов XX века……….8

4) Приметы времени………………………………………………….11

5) От Шарика к Шарикову…………………………………………...14

6) Преображенский как “преобразователь природы”……………...18

III. Заключение……………………………………………………………...23

IV. Список литературы……………………………………………………..24

V. Приложение……………………………………………………………..25

Введение

Книги, люди, живут, рождаются, умирают. У каждой своя судьба, обусловленная эпохой, породившей проблемы и образы, и талантом писателя, вдохнувшего жизнь в сухие строчки.

У повести “Собачье сердце” судьба трагическая и счастливая одновременно. Трагическая потому, что путь к читателю затянулся на целых 60 лет и одно из ранних произведений Булгакова пришло к нам последним. Счастливая потому, что книга сразу стала одной из самых читаемых и любимых, а экранизацию повести посмотрели миллионы и приняли.

В повести затронуты проблемы, которые не устарели, которые продолжают волновать умы и обсуждаются как политиками, так и простыми людьми. Чем была революция 17-го года: трагедией или великим поворотом истории к светлому будущему? Ответственна ли русская интеллигенция за события 17-го года? Как построить совершенное общество? Как воспитать человека с “новым” мышлением, новым” мировосприятием? Возможны ли новые Шариковы? Или новые Преображенские? К чему приводят общественные и социальные эксперименты?

Все проблемы, поднятые Булгаковым, осветить в рамках реферата невозможно. Выбор темы обусловлен моим интересом именно к этой проблеме, желанием рассмотреть разные взгляды на изображение ”нового” человека в повести Булгакова, лучше понять систему образов произведения в осмыслении Булгаковым эпохи 20-ых годов ХХ века.

Цель работы – анализ проблемы “нового” человека, выявление закономерности краха научной теории Преображенского как воплощения абстрактной идеи при неумении предвидеть ближайшие последствия эксперимента. Считаю необходимым осветить начало литературной деятельности М.А.Булгакова и историю создания повести, так как творческий путь писателя был сложным и зачастую являлся противостоянием общему потоку идей и мнений, литературных вкусов и общественных пристрастий. Я постарался достаточно представить литературный контекст 20-ых годов ХХ века для того, чтобы полнее выявить замысел Булгакова, своеобразие его позиции в освещении проблем эпохи. Мне кажется интересной перекличка тем и образов в творчестве таких великих художников-современников, как Булгаков, Блок, Маяковский.

Задачами реферата являются анализ основной проблемы, рассмотрение системы образов, выявление своеобразия замысла и его художественного восхищения. При написании работы я опирался на различные источники, позволяющие полнее познакомиться с фактами биографии М.А.Булгакова, его творчеством, рассматривал разные точки зрения на проблематику повести “Собачье сердце” В.Вересаева, Фуссо, Л.Ершова.

Проблема “нового” человека в сатирической

повести М.А.Булгакова “Собачье сердце”

Первые шаги М.А.Булгакова в литературе

В начале 20-ых гг. советскими писателями стали в большинстве очень молодые люди. В отличие от них Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940) пришёл в литературу в сравнительно позднем возрасте – его первые сколько-нибудь заметные произведения появились, когда ему было за тридцать; настоящая известность пришла к нему лишь после спектаклей «Дней Турбинных» во МХАТе (первый сезон 1926-1927 гг.). Булгакову уже было за тридцать пять. К этим летам у многих советских писателей, ставших профессиональными литераторами после 1917 г., были, можно сказать, на подходе собрания сочинений (Б. Пильняк, Л.Леонов, Д. Фурманов, Вс. Иванов, К. Федин и др.); уже ушел из жизни Есенин (а он был младше Булгакова на четыре года), в зените была меркнущая, правда, звезда Маяковского (и он был младше Булгакова на два года). А что же у Булгакова к этому времени? Россыпь репортерских заметок в московских газетах, две-три ранние, никому не ведомые пьесы, мелькнувшие без особого успеха на провинциальной сцене во время его скитаний по Северному Кавказу; несколько блестящих фельетонов в «Накануне», авторитетном «сменовеховском» органе («Записи на манжетах», еще кое-что); наконец, «Похождения Чичикова» и уже совсем в середине 20-х гг. повести «Дьяволица», «Роковые яйца», на две трети опубликованный роман «Белая гвардия» и неопубликованное «Собачье сердце». И все это, кроме газетного, можно было собрать в одну не слишком толстую книжку.

Почему же зашел разговор о возрасте писателя? А вот почему: в отличие от многих втянутых в водоворот революции едва ли не подростками, воспринявших потрясения и взрывы за норму и воспитанных ими, Булгаков знал иную норму и был воспитан другими представлениями о жизни. Революцию он не принял сразу же.

В письме от 31 декабря 1917 г., оглядываясь на пережитое и всматриваясь в будущее, он писал: «Придет ли старое время? Ах, отчего я опоздал родиться! Отчего я не родился сто лет назад. Но, конечно, это исправить невозможно». Самая первая из известных его публикаций (26 ноября 1919 года) называлась «Грядущие перспективы». Из статьи явствовало, что перспективы у новой России – неважные.

Многие из литературных современников Булгакова, особенно так называемые «пролетарские писатели», воспринимали действительность утопически, находясь внутри разрыва, исходя из катастрофы, участвуя в ней, более того, считая ее величайшим благом. Булгаков смотрел на русскую жизнь другими глазами. Он знал и любил другую жизнь – вне катастрофы.

Знал не понаслышке; ему чужды были и богемные выкрутасы, и узкие «идейные» догмы. Свою первую четверть века он прожил в большом и теплом ДОМЕ – в своей семье, в своей культуре, в том главном слое русской жизни, который создавался веками. И хотя, как показал ход событий, и этот слой оказался слишком уязвим, а стены ДОМА не защитили от многих бедствий, они все же в трудное время оставались первой и главной опорой его души.

Перед русскими литераторами этого времени открывалась, как известно, возможность нескольких выборов. Один из них сделали писатели, ушедшие в эмиграцию. И может быть, там, в изгнании, какое-то время продолжалась «чистая» линия русской литературы. Другой выбор сделали Горький, Маяковский, позднее Фадеев, отказавшиеся ради торжества утопии от полноты творческого и духовного самоощущения. Третий выбор – отстаивание творческой независимости и одновременно принятие самого «рока событий». Вспомним есенинское:

Приемлю все, как есть все принимаю,

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам. /I, 86/

Был и такой выбор: литературный и житейский успех в советской системе едва ли не любой ценой. Этот выбор родил полчища конформистов, среди которых встречались и незаурядные, талантливые люди, так и не осуществившие себя по-настоящему (это путь В.Катаева, Н.Тихонова, К.Федина и многих др.).

Михаил Булгаков сделал с в о й выбор. Отстаивая свою независимость, он сразу круто отвернул от того тупика, в который время заманивало соблазнами и искушениями людей, потерявших ДОМ и БОГА. В этом выборе ближе других Булгакову были Ахматова, Замятин, Клюев, Мандельштам, Платонов…

Как мне кажется, повесть “Собачье сердце” в полной мере раскрывает самостоятельность взглядов писателя, выбор им не политических, сиюминутных, а общечеловеческих ценностей.

История создания и судьба повести “Собачье сердце”

Повесть Булгакова “Собачье сердце”, имеющая подзаголовок “Чудовищная история”, не публиковалась при жизни писателя. Впервые она была напечатана в 1968 году (“Студент”. Лондон. №9,10, “Грани”. Франкфурт. №69). В СССР она была издана в журнале “Знамя” (№6) лишь в1987 году. На рукописи стоит авторская дата: январь-март 1925 года. Предназначалась повесть для журнала “Недра”, где ранее были опубликованы “Дьяволиада” и “Роковые яйца”.

7 марта 1925 года автор впервые читал первую часть повести на литературном собрании “Никитинских субботников”, а 21 марта – вторую часть. На собрании присутствовал М.Я.Шнейдер, который позже так писал о своих впечатлениях: “Это первое литературное произведение, которое осмеливается быть самим собой. Пришло время реализации отношения к происшедшему” (к Октябрьскому перевороту 1917 года). Присутствующий там же агент ОГПУ докладывал своему начальству несколько иначе: “Такие вещи, прочитанные в самом блестящем литературном кружке, намного опаснее бесполезно-безвредных выступлений литераторов 101-го сорта на заседаниях Всероссийского Союза Поэтов… Вся вещь написана во враждебных, дышащих бесконечным презрением к Совстрою тонах… и отрицает все его достижения. Вторая и последняя часть повести Булгакова “Собачье сердце” вызвали сильное негодование двух бывших там писателей-коммунистов и всеобщий восторг всех остальных… Если и подобно грубо замаскированные (ибо всё это “очеловечивание” – только подчёркнуто-заметный, небрежный грим) выпады появляются на книжном рынке СССР, то белогвардейской загранице, изнемогающей не меньше нас от книжного голода, а ещё больше от бесплодных поисков оригинального, хлёсткого сюжета, остаётся только завидовать исключительнейшим условия для контрреволюционных авторов у нас”.